Турбины – в массы
2 декабря 2018, Иван СОКОЛОВ
Изобретение турбонаддува сильно изменило мир двигателестроения: применение турбокомпрессоров еще в конце 70-х позволяло мотористам добиваться настолько ощутимой прибавки в мощности, что внедрение этих компонентов в массовое производство было лишь вопросом времени. И если в настоящее время лишь около 30% автопарка Европы состоит из турбированных автомобилей, то уже к 2020 году их доля должна вырасти до 75%!
Примечательно, что в последнее время предназначение турбин несколько изменилось – в основном из-за ужесточения экологических норм. Во всяком случае, только с применением турбонагнетателей стало возможным добиваться не только высоких показателей удельной мощности у малолитражных моторов, но и низкого расхода топлива, который в свою очередь напрямую влияет на снижение вредных выбросов.
Турбокомпрессоры Nissens доступны с 11 сентября 2018 года, а клапаны EGR, как и расширительные бачки, появятся на рынке в 2019 году
Однако турбомоторы имеют и значительные недостатки, с которыми пользователи сталкиваются по мере эксплуатации автомобилей: требования к техобслуживанию таких моторов по сравнению с атмосферными аналогами как правило значительно выше, а ремонт – дороже.
В прошлом номере журнала «КУЗОВ» мы максимально подробно разобрали тему обслуживания ДВС, оснащенных турбонагнетателями. Как известно, главным толчком в развитии восстановительного ремонта стало не только повышение общего уровня сервисных станций и развитие технологий ремонта, но и отсутствие на вторичном рынке доступных неоригинальных комплектующих. Как выяснилось, даже при широком распространении специализированных мастерских многие не могут решиться на ремонт столь сложного механизма: не каждый сервис даст гарантию, что восстановленный турбокомпрессор прослужит столько же, сколько и оригинальный компонент.
По этой причине особенно интересным в этой сфере стал дебют компании Nissens, о чем датский производитель сообщил в преддверии международной выставки запасных частей и автокомпонентов – Automechanika Frankfurt 2018. Теперь к традиционным системам автомобильного охлаждения Nissens добавила огромный ассортимент турбонагнетателей: в ближайшее время в продажу на вторичный рынок поступит более 100 турбин, которые будут охватывать парк из более чем 450 различных моделей автомобилей. Кроме того, ассортимент Nissens пополнили EGR-клапаны и расширительные бачки для грузовых автомобилей.
Но нам интересны в первую очередь турбины: как производитель автокомпонентов решил перейти к выпуску абсолютно новой для себя продукции, тем более столь сложной в производстве? Случай, если разобраться, в мировой практике весьма примечательный, особенно если учитывать, что речь здесь идет не о покупке уже готового производства, а о полностью самостоятельном производственном цикле, который включает разработку, выпуск и тестирование автокомпонентов.
Так, от идеи совершенно нового направления «Эффективность и эмиссии» (Efficiency & Emissions) до старта серийного производства прошло 4 года, что по современным меркам довольно много. Все дело в сложной специфике непосредственно самих механизмов: турбины куда более требовательны к уровню производства, чем, скажем, элементы подвески или кузовные панели.
Все дело в тяжелых «условиях труда» элементов турбины: скорость вращения турбинного колеса, к примеру, может доходить до 200 000 об/мин, при этом из-за воздействия горячих выхлопных газов температура внутри ее корпуса может достигать 1 000 °С! При таких условиях крыльчатка турбинного колеса должна работать продолжительное время, а любой дисбаланс на таких оборотах – строго противопоказан. Сам корпус турбины в свою очередь должен быть сконструирован таким образом, чтобы он мог выдержать даже разрушительные воздействия разлетевшегося ротора, если, мягко говоря, что-то пошло не так.
Для этого, кстати, в лаборатории проводят специальное испытание, которое получило название Burst Test («Взрывной тест»): скорость вращения турбины увеличивают до тех пор, пока центробежная сила не начнет разрывать вращающийся ротор на части. Как показали тесты, поломка турбин Nissens происходила при нагрузках, значительно превышающих максимальные – при 264 000 (+/- 5 000) об/мин.
Другой «стресс-тест» проводят в специальной «газовой камере»: турбина, достигая рабочих оборотов, раскаляется до 950 °С и в этом состоянии работает на протяжении более 100 часов. Помимо этого, перед запуском новых компонентов испытания проводились в том числе и «в поле» – на дорогах Дании, Польши, Испании и Швеции. Как показали многочисленные тесты, турбонагнетатели Nissens не уступают оригинальным компонентам как по надежности, так и по техническим характеристикам.
Также в Nissens позаботились и об удобстве установки компонентов: все турбокомпресоры Nissens являются частью исповедуемой компанией концепции «First Fit» (Установи сразу) — эти изделия поставляются с комплектами прокладок, стяжными болтами, смазками и руководством по установке, что позволяет произвести быстрый монтаж. Турбокомпрессоры Nissens доступны с 11 сентября 2018 года, а клапаны EGR, как и расширительные бачки, появятся на рынке в 2019 году.
Клаус Т. Педерсен (Klavs T. Pedersen), старший вице-президент компании Nissens Automotive
Для Nissens важно быть стратегическим и ценным партнером для наших клиентов и прислушиваться к их нуждам. Существовала потребность в высококачественной продукции для вторичного рынка автокомпонентов и в концептуальной альтернативе оригинальным изделиям, которую мы решили удовлетворить в ответ на просьбы наших клиентов. И, выпуская на рынок наши турбокомпрессоры и клапаны EGR, мы, будучи одной из немногих компаний, полностью посвятивших себя вторичному рынку автокомпонентов, можем предложить ряд принципиально новых изделий, качество которых соответствует оригинальной продукции.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.