08 декабря 2024,
05:12
Москва

«…Не верь жене и тормозам…»

10 октября 2014, Дмитрий Тихов

Речь пойдет о техническом обслуживании и ремонте тормозной системы легкового автомобиля, а это далеко не самая любимая тема у автомехаников. Все мы знаем – «предупрежден – значит вооружен». Ни один уважающий себя врач не станет без полного анамнеза проводить операцию, и хороший механик не начнет работу, пока не получит информацию о предстоящем фронте работ. Как можно больше и, обязательно, из разных источников. Желательно, чтобы информация из каждого последующего источника дополняла информацию предыдущего.

MAHA BFT 3000

Для начала нужно собрать данные об эффективности работы тормозов автомобиля в целом. Эти данные, а они будут служить исходным ориентиром, можно получить после диагностики автомобиля на роликовом тормозном стенде. Поочередно заезжая каждой осью на стенд, мы получаем информацию об эффективности работы тормозного механизма на каждом колесе. Конечно, они не укажут точную причину неисправности (а она может быть, даже если значения находятся в границах допуска), но подскажут нам, где нужно обратить более пристальное внимание на детали и узлы тормозного механизма. Поэтому, внимание на цифры!

Если автомобиль приехал на ТО, но мастером при изучении данных диагностики обнаружены отклонения, либо система изначально выдала информацию о выходе значений параметров за установленные границы, необходимо провести обязательную визуальную диагностику каждого колеса. На дисковых тормозных механизмах проверяем плавность и отсутствие перекоса при перемещении плавающей скобы, состояние ее направляющих, равномерность износа накладок тормозных колодок, состояние рабочей поверхности тормозного диска, величину его износа (проверяется при помощи штангенциркуля или микрометра), а также величину осевого биения (проверяется при помощи часового индикатора). Аналогичные работы проводятся и на тормозных механизмах барабанного типа, с той лишь разницей, что можно измерить только толщину накладок на тормозных колодках и внутренний размер тормозного барабана (в двух плоскостях). Проверка состояния тормозных шлангов и наличия/отсутствия течей – это работы, которые должны быть выполнены в обязательном порядке.

Зачем проводить столько затратных по времени мероприятий, если уже есть данные об эффективности работы тормозов, полученные на стенде, и система выдала положительный (или отрицательный) результат об их работе? Ответ прост: проводимые работы носят профилактический характер, помогают подтвердить (или опровергнуть, что тоже возможно) информацию, полученную на роликовом тормозном стенде. Три ступени в действии: данные со стенда, вместе с визуальным осмотром на подъемнике, дополняются оценкой состояния деталей при помощи их измерения. Доверяй, но проверяй! Все действия направлены на выявление мест наиболее вероятного появления неисправности в будущем.

Приведем пример. Мы измерили остаточную толщину тормозных накладок и остаточную толщину тормозного диска переднего колеса. Передние тормоза – самые нагруженные. Зная предельно допустимую величину тормозного диска и накладки (которые, к примеру, сейчас находятся в пределах допуска), мы можем спрогнозировать срок их остаточной эксплуатации. Система скажет нам, где неисправность и укажет текущее значение параметра неисправности, но не укажет, что и когда следует заменить.

С «железом» все понятно – вышел размер за границу или уже не удовлетворяет требованиям деталь на замену! Большинство деталей тормозной системы, а именно тормозные колодки, диски, барабаны, подлежат парной замене. С цилиндрами тоже нужно быть внимательными. Если с одной стороны цилиндр уже потерял подвижность, а с другой еще нет, то рисковать не стоит, нужно менять оба.

Даже новый цилиндр может быть испорчен из-за тормозной жидкости. Более того, конструкторы, полагая, что их рекомендации, безусловно, выполняются, часто используют материалы, неспособные долгое время работать в агрессивных средах. Типичный пример — поршни из алюминия в чугунных тормозных цилиндрах. Чуть-чуть влаги, и поршни закисли, потеряли подвижность из-за коррозии. Бутылка свежей тормозной жидкости стоит не дороже одного цилиндра. А сколько их на машине? Добавим трубки и затраты на работу. Тормозные трубки сегодня делают в основном из стали. Со старой жидкостью, несмотря на наличие защитного покрытия, они ржавеют не только снаружи, но и изнутри.

Как часто мы обращаем на тормозную жидкость внимание, когда открываем капот автомобиля. Уровень и все? А зря. В автомобиле используется не так много технических жидкостей, требующих к себе пристального контроля. В основном контролируется уровень (масло в двигателе, масло в АКПП, антифриз, тормозная жидкость, масло в бачке гидроусилителя руля), но тормозная жидкость требует к себе внимания еще и по качеству и текущему состоянию.

Масло в агрегатах, как правило, заменяется согласно требованиям регламента, установленного заводом-изготовителем. Если был пропущен срок замены, то в худшем случае это может привести к незапланированному ремонту узла или замене агрегата. Пропуск срока замены тормозной жидкости может иметь куда более печальные последствия, ведь в тормозной системе она играет не меньшую роль, чем любые другие детали. От ее состояния зависит работоспособность тормозов, а значит, и жизнь людей.

Главной особенностью тормозной жидкости является ее способность активно поглощать влагу из воздуха, что неизбежно приводит к изменению такого важного для тормозной жидкости параметра как температура кипения. Предельно допустимой считается температура в 1500С. По вопросу о сроках эксплуатации рекомендации производителей автомобилей едины: 2 года или 60 000 километров пробега (смотря, что наступит ранее) – вот разрешенный срок эксплуатации тормозной жидкости. Но главная проблема не в жестких требованиях автопроизводителей и производителей технических жидкостей, а самих владельцах автомобилей. Убедить их в необходимости проведения профилактических работ по тормозной системе бывает очень непросто. Современные владельцы автомобилей – люди недоверчивые. И если порой чужое мнение или рекомендацию автомобилист может игнорировать, то вот с цифрами, особенно красными, утверждающими, что тормозную жидкость необходимо заменить, он спорить не станет. Механику на СТО эти цифры нужно обязательно включать в итоговый отчет, если это возможно, вместе с данными по эффективности работы всей тормозной системы в целом. И для этих целей потребуется уже не целый роликовый тормозной стенд, а всего лишь маленький прибор – тестер тормозной жидкости, но зато какой будет эффект! 

На рынке сейчас представлено много различных приборов. Основных вариантов всего два. Они отражают различный подход к проведению процедуры проверки, но основное свое предназначение – оценку состояния тормозной жидкости они выполняют на «отлично».

Один из них прибор проверки состояния тормозной жидкости модели МАНА BFT 3000. Прибор предназначен для быстрого, физического измерения в соответствии с процедурой точки кипения тормозной жидкости. Измерение проводится непосредственно в компенсационном баке, а значит, не создается проблем с утилизацией забранной жидкости. Процедура проверки осуществляется автоматически, сразу после того как произошел отбор жидкости. Полученные данные можно обработать и распечатать на компьютере. Для измерения производится забор тормозной жидкости при помощи иглы. BFT 3000 имеет 3-значный ЖК‑дисплей (8 мм высота цифр) для отображения температуры кипения. Единица измерения  °C или °F  указывается два светодиода под ЖК‑дисплеем. Три дополнительных светодиода служат для отображения результатов теста: OK/достаточное/неисправен.
BFT 3000

В линейке TRW имеется также ряд продуктов, которые помогают обслуживать тормозную систему автомобиля, а именно:

YWB 214 тестер тормозной жидкости, который определяет содержание воды в жидкости путем измерения электропроводности. Ему необходимо меньше минуты, чтобы измерить фактическую точку кипения тормозной жидкости вне зависимости от температуры окружающего воздуха, температуры самой жидкости и ее химического состава. Тестер показывает температуру кипения в градусах C, что позволяет очень легко оценить качество тормозной жидкости и принять решение о ее замене.

TRW Brake Fluid

YCB350 и YCB351 – устройства для замены тормозной жидкости, представляющие собой портативный колесный агрегат. Оба электрических устройства питаются от сети 220 В, поставляются с сервисным шлангом длиной 3,5 м и работают при давлении 0–4 бар. Устройства предназначены для тормозов с системой АBS/ESP и электрогидравлических тормозов. С помощью этих устройств удаление тормозной жидкости из тормозной системы автомобиля и заполнение ее новой тормозной жидкостью осуществляется быстро, чисто и максимально безопасно для окружающей среды. Данную работу может производить один оператор без помощников.

TRW Brake Fluid Bleeder 1211 19

Лебедев В.Н., технический специалист компании TRW Automotive

1. TRW рекомендует менять тормозную жидкость ежегодно для систем DOT-3 и каждые 2 года для DOT-4 и DOT-5.1 для сохранения тормозных характеристик и уровня безопасности. Попадание в тормозную систему влаги и пыли значительно сокращает срок ее службы, так например, при эксплуатации автомобиля во влажном климате, тормозную жидкость приходится менять чаще, чем в регионах с сухим климатом. При работе тормозной системы тормозная жидкость будет нагреваться. Со временем точка кипения тормозной жидкости будет снижаться, поскольку влага поглощается из воздуха. При закипании жидкости может возникнуть «паровая пробка», которая может стать причиной отказа тормозной системы автомобиля. Нерегулярность смены тормозной жидкости приводит к коррозии резиновых деталей главного цилиндра, о которой будет свидетельствовать потемнение тормозной жидкости. При обнаружении загрязнения жидкости ее следует немедленно заменить. Промедление может вызвать нарушения в работе таких систем как ABS и система курсовой устойчивости.

Brake Fluid

2. TRW предлагает тормозные жидкости стандарта DOT‑4 и DOT‑5.1. Также в ассортименте компании есть тормозные жидкости с повышенными эксплуатационными характеристиками, превышающие требования этих стандартов, в частности DOT‑4 ESP, DOT‑4 Grand PRIX, DOT‑5.1 ESP. Эти жидкости рекомендуются для применения в современных автомобилях, оснащенных системами ABS, ESP К примеру, тормозная жидкость DOT 5.1 ESP характеризуется не только высокой температурой кипения, но и лучшими характеристиками текучести в условиях низких температур. Гидравлические блоки ABS/ESP имеют миниатюрные отверстия (часто размером менее 0,1 мм), через которые тормозная жидкость направляется в клапаны и насосы. Тормозная жидкость с низкой вязкостью позволяет быстрее увеличивать или уменьшать давление в тормозной системе автомобиля. Электронные системы автомобиля считают время в миллисекундах – чем быстрее система изменяет давление, тем короче тормозной путь. Эта жидкость имеет «мокрую» точку кипения (WBP) свыше 180˚C и при этом сохраняет вязкость при температуре 40˚C (т.е. ниже максимального предела в 750 сСт, необходимого для работы ESP)».

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи