Ассортимент автозапчастей в России сократился на 15–20%
30 декабря 2021, Андрей Трой
Дефицит, сложившийся на рынке новых автомобилей, может появиться и в сегменте запасных частей. Проблема обостряется из-за бушующей пандемии, которая вынуждает владельцев заводов закрывать производство и уходить на карантин. Эксперты отмечают, что значительное количество поставщиков автокомпонентов уже покинуло российский рынок. В ближайшее время еще несколько брендов могут уйти из России.
Несмотря на радужные картины восстановления экономик после пандемии, covid-19 все еще доставляет массу проблем. Не только малый бизнес, крупные компании и целые страны закрываются на карантин. Об остановке производства объявляли Volkswagen, Jaguar, Land Rover, Ford, «АвтоВАЗ» и многие другие производители. Можно сказать, что практически все автопроизводители пострадали из-за пандемии. Даже Toyota, заявившая о том, что у нее запасов хватит на 4 месяца, приостановила производство в Чехии.
Впрочем, говорить лишь о пандемии как об источнике проблем не совсем справедливо. Свою лепту внесли и торговые войны между США и Китаем. Еще при президенте Дональде Трампе на Китай была наложена масса санкций, в том числе и на крупнейшего китайского производителя чипов Semiconductor Manufacturing International. Компания уже не смогла закупать оборудование для производства и продавать чипы американским корпорациям. Часть заказов перешла к конкурентам из Тайваня, которые оказались далеко не всесильными.
Совместное действие пандемии и санкционных ограничений нанесло индустрии полупроводников сокрушительный удар. По данным сингапурской компании Flex, занимающей третье место в мире по производству микросхем, дефицит полупроводников будет ощущаться еще минимум год. В случае высокого спроса восстановления рынка не стоит ждать раньше конца 2022-го.
Общемировая проблема отражается и на российском рынке. По данным маркетплейса Autodoc.ru, в стране наблюдается ассортиментное сокращение, то есть пока автомобильные детали имеются в наличии, однако существенно сократился их выбор. По определенным категориям товаров снижение с начала текущего года составляет 15–20 %.
Эксперты подсчитали, что в январе 2021 года тормозные колодки на конкретный автомобиль предлагали порядка 50 брендов. Но уже в октябре текущего года на складах поставщиков есть в наличии меньше 40 марок данных автомобильных запчастей.
Поставки масляных фильтров тоже значительно сократились. Если в начале года на складах продавцов автомобильных запчастей на конкретную модель автомобиля можно было выбрать моторное масло из порядка 100 брендов, то сейчас их не наберется и 70.
В свечах зажигания из 25 присутствующих на рынке брендов выбор для той или иной модели авто сократился в среднем до 20 марок.
Президент маркетплейса Autodoc.ru Владислав Соловьев рассказал, что пока на рынке автомобильных автозапчастей в России наблюдается устойчивый спрос и в некоторых сегментах он растет. Например, в преддверии зимы наблюдается сезонный всплеск на расходные материалы — вдвое выросли продажи свечей зажигания, на 30–50 % увеличился спрос на аккумуляторы, детали систем электропитания, смазочные материалы. Однако если экономическая ситуация будет ухудшаться, то люди станут меньше ездить. Нельзя исключать и возможность новых локдаунов, которые также могут снизить частоту передвижений на личном автотранспорте. В этой связи продавцы стараются вести острожные закупки автозапчастей впрок, чтобы потом не остаться с переполненными складами.
В ближайшее время сокращение ассортимента запчастей будет продолжаться. Причем наибольший дефицит возникнет в сегменте автозапчастей, связанных с электроникой. Ведущие мировые производители автокомпонентов, такие как Continental, Bosch, и многие другие с трудом успевают выполнять свои обязательства по первичной комплектации автомобилей. А на выпуск запчастей для послепродажного обслуживания у них остается все меньше ресурсов. На российском рынке запчастей уже ощущается нехватка некоторых деталей электроники, например систем зажигания, генераторов, а также ряда датчиков.
Руководитель отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун отметил, что сейчас нехватка компонентов — проблема всех отраслей, не только автомобильной. Казалось бы, что у поставщика «АВТОВАЗа» компании «Лада-Мимидж» тоже есть проблемы. Из-за того, что изменились цепочки поставок, происходят серьезнейшие задержки. Если раньше поставка какой-то запчасти могла занимать всего пару дней, то сейчас срок может растянуться на один-два месяца и даже более. Даже производители шин сократили количество позиций и предлагают значительно меньше моделей, нежели буквально год назад. «Это новая реальность, в которой нам придется жить долгое время», — уверен Андрей Топтун.
Действительно, несмотря на все усилия, проблему пока решить не удалось. Пандемия не ослабевает — подкатывает новая волна, которая грозит стать еще более смертоносной и опасной. В таких условиях восстановить производство попросту нереально. Не удивительно, что лидеры производства полупроводников и автокомпонентов не справляются с возросшими нагрузками. Так что в ближайшее время рынку автомобилей и запчастей придется терпеть дефицит. И, возможно, не далек тот день, когда запчасти будут выдавать по талонам.
Некоторые факторы, влияющие на дефицит полупроводников
- В феврале резкое и неожиданное похолодание в Техасе привело к отключению электроэнергии на производствах. Несколько предприятий, выпускавших полупроводники, были остановлены.
- Сильнейшая за последнее десятилетие засуха на Тайване повлияла на водоснабжение заводов. Пострадало крупнейшее предприятие по производству микросхем.
- Завод одного из ведущих мировых производителей автомобильных чипов Renesas Electronics в Японии пострадал из-за страшного пожара, произошедшего в марте 2021 года. В огне погибло все производственное оборудование. Потери компании составят до $160 млн в месяц.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.