19 апреля 2024,
00:04
Москва

Мастера стекольного дела

13 сентября 2013, Татьяна Акимова

Мастера стекольного дела

Без остановок на протяжении последних 10 лет работает печь на Борском стекольном заводе, предприятии, которое входит в российское подразделение компании AGC. Ежедневно сюда приходят несколько составов песка, который вместе с другими сырьевыми материалами попадает в горнило большой печи. Из нее вытекает река жидкого стекла с руслом шириной до 3,4 метра, растекается по олову и с помощью бортформующих машин приобретает нужную ширину. От 1,9 до 3 мм – стандарт толщины, необходимый для производства автомобильного стекла.

«Ежедневно Борский стекольный завод выпускает 1200 тонн стекла, — рассказывает Платон Чеботаев, генеральный директор дивизиона “Автомобильное стекло” AGC Glass Europe в России и Восточной Европе. — Чтобы вы представляли масштаб, это более 70 млн условных кв. метров в год. Наше предприятие выпускает полный ассортимент автомобильного остекления: ветровое ламинированное стекло, боковые и задние закаленные стекла, в том числе и с функцией теплопоглощения и токообогрева».

Увидеть всю технологическую цепочку производства автомобильного стекла на AGC Борском стекольном заводе, в том числе и триплекса (многослойного безопасного стекла), а также атермального и закаленного стекла, которое выдерживает перепады температуры в 200 °С, познакомиться с особенностью производства, узнать много интересной информации о работе AGC во всем мире и в России — все это можно было сделать в дни пресс-тура на Борский стекольный завод.

Предприятие с большой историей на современном этапе своего развития работает «под знаменами» крупнейшего в мире японского концерна AGC и поставляет автомобильные стекла на конвейер отечественных автопроизводителей – ВАЗ, ГАЗ, ПАЗ, ИжМаш, УАЗ, а также на заводы иностранных компаний, осуществляющих в России промышленную сборку автомобилей: Ford, Renault, Toyota, Nissan, Volkswagen, Skoda, Peugeot-Citroen, Mitsubishi, Volvo. Борский стекольный завод – это не только непрерывно работающий в несколько смен огромный конвейер, но и своеобразная научная лаборатория, где осуществляются разработки новых технологий, проходят исследования и разработка планов развития.

2.jpg

Высокое качество борского стекла обеспечивают несколько важнейших составляющих этого производственного комплекса. Помимо выверенной, налаженной технологической цепочки, современного оборудования, высококвалифицированных рабочих кадров, эффективного администрирования всех этапов работы, это еще и строгий контроль качества как самого сырья, так и конечного продукта. Сырье подвергается выходящему контролю у поставщика и входящему контролю непосредственно на заводе. Для этого, например, при смешивании шихты используется магнитный сепаратор. Качество самого стекла складывается из таких характеристик, как отсутствие включений (пузырьков, непроваров), разнотолщинности (толщина одинакова по всей площади стекла), высокие оптические характеристики (стекло не дает искажений), прозрачность. Многоступенчатый контроль гарантирует качество конечного продукта. Важные характеристики стекла на конвейере контролирует электронный лазер-датчик, забракованное стекло возвращается в печь на переварку. Дополнительно каждые два часа специальная служба проверяет качество стекла в лабораторных условиях, если находятся дефекты, бракуется целая партия стекла. На производстве автомобильного стекла критериями качества являются соблюдение стандартов режимов моллирования (гнутье стекла), запрессовки, закалки стекол.

Качество триплекса во многом зависит от качества поливинилбутиральной пленки, которая в результате воздействия температуры в автоклаве и давления теряет свою непрозрачность и склеивает слои стекла. В результате получается то самое многослойное стекло, используемое в качестве ветрового в автомобиле.

3.jpg

«Автомобильные производители выдвигают наиболее жесткие требования по цене, то есть выбор поставщиков стекла (а также и других компонентов) они осуществляют на основе наиболее выгодного с экономической точки зрения предложения, – отмечает Платон Чеботаев. И для того чтобы повысить рентабельность процессов производства и обеспечить его эффективность, мы оптимизируем циклы работы конвейеров, буквально боремся за каждую секунду. Современные технологии производства позволяют использовать прессы, что обеспечивает увеличение производительности. Отмечу, что если раньше этот цикл составлял 18 секунд, то теперь мы уменьшаем его до 14 секунд. Из расчета на миллионы штук стекла это дает большой экономический эффект. С приходом компании AGC на Борском стекольном заводе поменялось все, от оборудования до технологии, за счет чего выросла производительность и качество продукции. За последние годы в автомобильном бизнесе произошли большие изменения. В современных условиях усиливается интеграция с зарубежным автопромом, меняются управленческая и производственная система, система контроля качества. Локализация автомобильного производства в России ставит очень жесткие условия по объему выпуска машин, что заставляет производителей разных марок вступать в партнерства и создавать производственные альянсы. В свою очередь, автопроизводители выдвигают весьма жесткие требования к поставщикам автокомпонентов. Однако руководство Борского стекольного завода ставило своей целью войти в локализацию западных марок. И это нам удалось. Мы выигрываем тем, что даем конкурентную цену и выполняем обязательства по срокам и объемам доставки и предоставляем качественный продукт».

4.jpg

На отдельной производственной линии осуществляется производство закаленного стекла, которое необходимо для остекления задней и боковых частей автомобиля. Здесь установлены печи для закалки боковых стекол и заднего стекла, а также же функционируют шесть линий резки и линия автоматической печати, наносящая кант и нити токообогрева.

Производство многослойного стекла, триплекса, – многоэтапный процесс, который требует использования сложнейших технологий, точности, а также четкого и беспрестанного контроля качества. Заготовки для такого стекла нарезают по «лекалам», разработанным по требованиям автопроизводителей. Наружная и внешняя заготовки различаются по длине, это важно для того, чтобы многослойное стекло согнулось правильно и четко прилегало к кузову авто. В производстве триплекса важно соблюдать чистоту заготовок, которая затем обеспечит лучшую адгезию поливинилбутиральной пленки. Затем собираются два слоя стекла с напыленным разделительным слоем и с черным кантом, нанесенным на внешнюю заготовку, они поступают в печь моллирования, где подвергаются воздействию высокой температуры и выгибаются под действием собственной силы тяжести. Пакетирование, процесс укладки вырезанной по шаблону поливинилбутиральной пленки, проходит в почти лабораторных условиях, где поддерживаются постоянная температура и стерильная чистота. После пакетирования триплекс подвергается процессу вакуумирования (под воздействием отрицательного давления удаляется попавший между слоями воздух), а затем пакет окончательно спрессовывается в автоклаве при температуре более 100 °С. На производстве триплекса несколько точек контроля качества. Сразу после того, как стеклопакет поступает из печи, в автоматическом режиме по трем основным точкам осуществляется замер его кривизны, после удаления излишней пленки осуществляется визуальный контроль готового триплекса. Кроме того, делаются своеобразные испытательные замеры: из 1000 единиц триплекса 10 образцов отправляются в контрольно-испытательную лабораторию, где их проверяют на соответствие требованиям ГОСТа и спецификаций заказчика.

Подробнее о вклейке лобового стекла автомобиля.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи