06 октября 2024,
15:10
Москва

Правильный диагноз подскажет ATF

11 мая 2011, Роман ИЛЬЯГУЕВ

Коробка передач
Возможность пойти по пути диверсификации, предложив своим клиентам комплекс работ по обслуживанию, диагностике и ремонту АКП, несомненно, выглядит привлекательной для многих сервисных центров. Тем более что спрос на эти услуги достаточно велик, а ниша практически свободна. Но есть и трудности: прежде всего, недостаток знаний и навыков работы с «автоматом». В прошлом номере детально описывался процесс замены трансмиссионного масла, а ниже мы предлагаем рассмотреть типичные неисправности, так или иначе связанные с ATF.

Качество жизни АКП

Проблемам с АКП часто предшествует выбор некачественной трансмиссионной жидкости. В состав рекомендованной производителем ATF в нужных пропорциях вводятся присадки, необходимые для предотвращения окисления масла и образования пузырьков воздуха, повышения стойкости к воспламенению и поддержания продуктов износа во взвешенном состоянии.

Кроме того, присадки способствуют сохранению вязкости ATF при низкой температуре, препятствуют коррозии, обеспечивают нужный коэффициент трения, снижают износ фрикционных узлов и резиновых уплотнительных элементов. Как видно, список достаточно велик, а несоответствие масла хотя бы одному расчетному параметру приводит к повышенному износу и – рано или поздно – к поломке АКП. В частности одним из признаков некачественной трансмиссионной жидкости, который проявляется достаточно быстро, является вспенивание – интенсивное образование пузырьков воздуха. В результате повышается сжимаемость масла, падает давление в магистрали и увеличивается время скольжения дисковых тормозов и блокировочных муфт. Последствием является ускоренный износ фрикционных элементов. Кроме того, воздух препятствует нормальной работе насоса, что приводит к масляному голоданию, перегреву и неисправностям других элементов коробки. Вспенивание масла может произойти и по другим причинам, но речь о них пойдет ниже. Другая проблема – быстрое окисление некачественного ATF, вызванное недостаточной стойкостью к повышенным температурам. В процессе про исходит изменение молекулярной структуры масла, и продукты окисления выпадают в виде шлама, который засоряет фильтр, и лака, который приводит к залипанию клапанов управления АКП. Также быстро изнашиваются фрикционные накладки, и современем «автомат» выходит из строя.

Трансмиссионная жидкость должна обладать постоянной вязкостью, которая не зависит от температуры. В случае если она уменьшается (например, с приходом холодов), повышается время скольжения фрикционных элементов, что негативно сказывается на их ресурсе. Напротив, при недостаточно вяз ком масле происходит разрушение защитной пленки, и контактирующие детали коробки трутся друг о друга. Все это приводит к образованию задиров и снижению срока службы АКП. То же самое происходит при недостатке в жидкости антифрикционных присадок. Но сделать окончательные выводы о необходимости замены ATF, а также о характере других проблем можно, основываясь на результатах диагностики.

Определение неисправностей: с чего начать?

Визуальный осмотр и измерение уровня масла – это базовые этапы диагностики, не требующие наличия специального оборудования, которые, однако, позволяют выявить причины нескольких десятков типичных неисправностей автоматической коробки переключения передач. Измерение уровня ATF осуществляется при рабочей температуре, что соответствует 80–90°С. В зависимости от модели АКП на масляном щупе может быть от 2 до 4 меток или засечек. Две верхние, иногда промаркированные надписью «HOT», соответствуют минимальному («ADD») и мак симальному («FULL») уровню масла, именно в этом диапазоне производится измерение.

ATF Dexron III Automatic
ATF Dexron III Automatic
Plus отвечает требовани-
ям GM Dexron III-G; Ford
Mercon.

Метки или отверстия в нижней части щупа, иногда промаркированные надписью «COLD», используются для предварительного контроля уровня трансмиссионной жидкости при ее замене. Уровень ATF при температуре 20– 25°С должен примерно соответствовать ниж ней риске, если она одна, или находиться в диапазоне между минимумом и максимумом. Но нужно еще раз подчеркнуть, что измерения при обычной температуре дают лишь при мерную картину, поэтому при замене лучше не доливать масла до верхней контрольной отметки, чтобы затем проверить его уровень при рабочей температуре.

Приступая к измерению, необходимо устано вить автомобиль на ровную строго горизонтальную площадку и включить стояночный тормоз. После этого нужно подождать около 3 минут, чтобы уровень трансмиссионного масла в поддоне выровнялся, а затем последовательно перевести селектор КП во все режимы с интервалом в несколько секунд. Это необходимо, чтобы все магистрали гидравлической системы были запитаны ATF. В течение этого времени двигатель автомобиля должен работать.

В зависимости от модели «автомата» уровень масла проверяется, когда селектор находится в положении «P» или «N». Также нужно учитывать, что для отдельных автомобилей, например Honda Civic, производитель предписывает измерять уровень жидкости, достигшей рабочей температуры, при неработающем двигателе. Конструкция некоторых АКП, например коробок компании ZF, которыми комплекту ются автомобили BMW, не предусматривает масляного щупа, а для проверки используется специальная пробка, открыв которую, можно визуально оценить уровень ATF. В этом случае автомобиль нужно загнать на подъемник и дождаться, пока температура трансмиссионной жидкости не упадет до 20–30°С, иначе можно получить ожог.

Ни больше, ни меньше

По результатам измерений можно понять, что уровень ATF оказался избыточным или недостаточным. В ряде случаев достаточнопривести его к нормальному значению, чтобы решить проблемы с АКП, на которые жалуется владелец автомобиля. Например, устранить задержки при переключении передач, толчки, ранние включения повышенной передачи и т. д., не говоря уже о неисправностях короб ки, которые неизбежно возникнут при неправильном уровне масла. Рассмотрим их более подробно. 

Измерение уровня масла

При переливе трансмиссионной жидкости звенья планетарных рядов КП погрузятся в нее. Их вращение на высоких оборотах вызывает вспенивание масла, о последствиях которого говорилось выше. Признаками перелива являются рывки при переключении передач, которые появляются на прогретом двигателе, а также выброс масла через сапун картера трансмиссии, часто принимаемый за утечку, или заливную горловину. Поэтому потеки в соответствующих местах чаще всего свидетельствуют об избыточном уровне ATF, а многочисленные мелкие пузырьки на щупе – о вспенивании. Если измерения подтвердят предположение о переливе, необходимо привести масло к нормальному уровню. Это можно сделать на стенде для замены ATF, а при отсутствии оборудования – через сливное отверстие, предварительно сняв поддон. В этом случае вряд ли удастся слить ровно столько, сколько необходимо, поэтому придется еще раз измерить уровень и при необходимости долить жидкости. Существует и третий способ, способный сэкономить время, но требующий определенной сноровки. Лишнее масло можно откачать через маслозаливную горловину (отверстие для масляного щупа) с помощью шланга подходящего диаметра, насоса или обычного медицинского шприца. В последнем случае придется повторять процедуру несколько раз, но не будет необходимости демонтировать поддон.

Не менее опасен и недостаток ATF, при котором насос начинает подавать в систему воз дух. Как и при переливе, происходит вспенивание, ухудшается смазывающая способность масла и отвод тепла. В результате изнашиваются элементы АКП, повышается вероятность перегрева, и коробка быстро выходит из строя. Владелец машины может жаловаться на то, что переключения «запаздывают» при не прогретом двигателе, а на поворотах на время пропадает передача. Это обусловлено сильной нехваткой масла. При прогреве до рабочей температуры его уровень повышает ся, и «автомат» работает лучше.

Другим характерным признаком является постоянный «воющий» звук, который нарастает при увеличении оборотов двигателя. Его издает масляный насос в дуэте с регулятором давления. Нужно учитывать, что из за вспенивания (диагностируется по характерным мелким пузырькам) измерение может показать нормальный уровень жидкости при рабочей температуре, поэтому его лучше провести повторно, когда масло остынет.

Причиной низкого уровня ATF может быть как недолив при его замене, так и утечки. И если в первом случае все просто, то во вто ром необходимо искать причины. Их может быть множество, но наиболее вероятными являются утечки через прокладку поддона при ее износе, деформации самого поддона или слишком туго затянутых болтах; через сальники и уплотнительные кольца, включая прокладку сливной пробки и датчика скорости; а также стенки картера при образовании трещин и пор.

Если АКП какое то время эксплуатировалась при неправильном уровне масла, его слива или доливки для решения проблемы может быть недостаточно. При вспенивании активизируются процессы окисления жидкости, и может понадобиться ее полная замена. Судить об этом, а также о многих других неисправностях коробки можно по состоянию ATF.

Осмотр с пристрастием

Для диагностики подойдет трансмиссионное масло, которое попало на щуп при проверке уровня. Поможет в осмотре лист белой бумаги или небольшой кусочек ткани. Несмотря на то что цвет ATF бывает разным, с течением времени он меняется на светло коричневый. Однако масло остается прозрачным. Поэтому темно коричневый или черный цвет, а также явственный запах гари свидетельствуют о неисправности узлов коробки и, возможно, о необходимости ее капитального ремонта.

Если масло мутное, то это может указывать на попадание в него антифриза. На многих моделях автомобилей радиатор охлаждения АКП сопряжен с системой охлаждения двигателя. При нарушении его герметичности антифриз просачивается в трансмиссионную жидкость и наоборот. Подтвердить диагноз можно, посмотрев под крышку радиатора охлаждения двигателя: если на поверхности есть масляная пленка, то процесс начал ся сравнительно недавно; если же антифриз превратился в розоватую эмульсию – прошло довольно много времени.

Проблема состоит в том, что антифриз вызывает размягчение и разрушение фрикционных накладок. Поэтому при подобной неисправности, возможно, потребуется не только промывка, замена масла в АКП и радиатора, но и замена фрикционных элементов, а также ремонт гидротрансформатора. Кстати, про течка масляного радиатора служит одной из наиболее распространенных «скрытых» при чин понижения уровня ATF, которую выявляют при отсутствии явных течей.

При осмотре жидкости необходимо обратить внимание на наличие в ней следов фрикционного материала (вкрапления темного цвета), частичек металла и пластика. Эти признаки могут указывать на повреждение фрикционных элементов управления АКП, проблемы с гидротрансформатором, износ упорных шайб, втулок, шестерен, тормозных лент и других деталей коробки. Чтобы подтвердить диагноз, необходимо проверить поддон и масляный фильтр на предмет более крупных частиц. При наличии требуется капитальный ремонт с разбором и дефектовкой коробки.

В заключение необходимо отметить, что ATF позволяет сделать выводы об общем состоянии АКП, а также устранить ряд неисправностей, возникающих при ее работе. Но часто это только первый этап диагностики: возможно, в дальнейшем придется уточнять характер или искать другие причины поломки, в том числе с использованием специального оборудования. Речь об этом пойдет в наших следующих материалах.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи