Тончайший узор на воде
19 ноября 2014, Александр Филонов
В большинстве случаев при стайлинге – неважно, только интерьера или машины целиком – встает вопрос о декоративной отделке элементов из металла и пластика. «Ручной» способ – эрографическая роспись – здесь неприемлем по целому ряду соображений. Как правило, решается задача с помощью либо готовых элементов с необходимой заводской отделкой, либо наклейкой декоративных пленок. К сожалению, оба подхода ущербны: первый тем, что выбор невелик как по деталям, так и по рисунку, а второй – оклеить можно лишь относительно плоские и несложные по форме детали. С недавнего времени на рынке появился и еще один способ нанесения декоративных покрытий – технология Aqua Print, в просторечье называемая аквапечатью, лишенная этих ограничений.
В чем-то эту технологию можно уподобить оклейке декоративными пленками, ведь по сути на поверхность изделия действительно наносится тонкий декоративный слой полимерного покрытия, однако его толщина составляет лишь несколько микрон. Понятно, что руками такую пленку не нанесешь, да и клеевой слой при этом будет гораздо толще самого покрытия. Схематично описать технологию можно следующим образом: специальная декоративная пленка на водорастворимой основе плавает на поверхности воды, затем сверху распыляется специальная жидкость – активатор, которая переводит пленку из твердого состояния в жидкое. При погружении изделия происходит равномерный перенос декоративного полимерного покрытия с пленки на поверхность изделия.
Разработана технология аквапечати (англ. – Aqua Print) была в 80-х годах прошлого века в Японии. По сути, метод применялся еще в средневековой Японии для печати «мраморной» бумаги: на поверхность воды наливали тонким слоем разноцветные масляные краски и, слегка перемешав их для создания радужного узора, накладывали бумагу, снимавшую слой краски с воды. Как легко догадаться, каждый отпечаток был уникален. Современная версия, разумеется, куда технологичнее и гарантирует именно тот результат, на который и рассчитывает заказчик. Декоративное покрытие печатается на довольно «толстой» основе из специального полимера, и поэтому манипуляции с пленкой на всех подготовительных этапах не составляют проблем.
На практике этот процесс продемонстрировал технический директор ООО «Аквапринт» Борис Бодня.
На первом этапе изделие подготавливается традиционным способом: осуществляется шлифовка и обезжиривание поверхности изделия, затем наносится грунт и базовое покрытие. Цвет базового покрытия необходимо выбрать заранее, и помочь в этом сможет дизайнер, поскольку в зависимости от цвета базы конечный вид готового изделия может варьироваться в чрезвычайно широких пределах. Так, например, из 30 видов пленок можно сделать более 150 различных видов дизайна покрытия. Очень удобно пользоваться при этом цветовыми веерами, имеющимися у большинства колористов. На следующем этапе происходит нанесение декоративного покрытия.
Для этого надо отрезать необходимый по размерам кусок пленки и аккуратно положить на поверхность воды, нагретой до строго заданной температуры и находящейся в рабочем отсеке установки для нанесения декоративных покрытий. После этого следует небольшая выдержка (1,5–3 минуты в зависимости от условий в рабочей зоне), необходимая для «размягчения» пленки. Время выдержки определяется температурой воды, типом пленки и другими параметрами. Для удобства работы рекомендуется использовать таймер.
По истечении заданного времени пленка с помощью окрасочного пистолета обрабатывается активатором – особой смесью органических сольвентов. После этого пленка на глазах размягчается, буквально растекаясь по поверхности воды. Теперь необходимо плавным, не слишком быстрым и не слишком медленным движением погрузить изделие лицевой поверхностью вниз прямо в пленку, которая равномерно окружит его со всех сторон. Угол и скорость погружения играют весьма важную роль. В принципе, так можно обработать хоть всю поверхность изделия, например шара, однако в «верхней» точке рисунок будет немного растянут, хотя на практике такая необходимость практически не возникает. Так, ручки дверей и рулевое колесо обрабатываются целиком за один проход. После извлечения изделия его нужно промыть водой и просушить, что можно сделать обдувкой сжатым воздухом. Остается лишь покрыть поверхность глянцевым или матовым лаком марки HS или Ultra HS. Впрочем, в некоторых случаях, например при наличии на металлическом изделии рельефного логотипа производителя, для большей декоративности бывает необходимо перед лакировкой сошлифовать покрытие на выпуклых участках рельефа до металла, чтобы придать изделию более стильный вид.
Стойкость покрытия Aqua Print весьма высока – номинальный диапазон температур составляет от –45 до +150°С, что позволяет, например, наносить его на головку блока цилиндров (это любят делать владельцы «прокачанных» авто). Кстати, как показал опыт, в Якутске покрытия вполне успешно переносят и экстремальные зимние морозы. Кроме того, покрытие Aqua Print выдерживает мойку под высоким давлением, длительное воздействие вибрации, ультрафиолетового излучения, морской воды, растворителей и других агрессивных сред.
Что касается пленки и активатора, оставшихся на поверхности воды, то они удаляются с помощью системы очистки (процесс занимает 10–15 секунд). Сразу после этого можно приступать к обработке следующего изделия. Разумеется, при необходимости нанесения декоративного покрытия Aqua Print на комплект изделий их можно закрепить на специальной решетке и обработать одновременно за одно погружение, что обеспечит солидный выигрыш в затратах труда, времени и материалов.
«При выборе оборудования для аквапечати, – отмечает генеральный директор ООО «Аквапринт» Алексей Зацепин, – предприятие должно руководствоваться в первую очередь максимальными размерами изделий, на которые планируется наносить декоративные покрытия».
Для работы с автокомпонентами наиболее подходящим вариантом является оборудование серии «Master». Установка Master 500 позволяет наносить покрытие на любые элементы салона и внешнего обвеса, максимальным размером 155 х 50 см, а также колесные диски диаметром до 16 дюймов. Оборудование Master 800 может работать с колесными дисками большего диаметра (направление, набирающее в последнее время все большую популярность) и с более крупными элементами внешнего обвеса автомобилей размером 155 х 80 см. Конечно, неизменно популярна такая отделка при стайлинге салона, зеркал, дверных ручек и наружного обвеса. Очень хорошо смотрится отделка элементов салона под ценные породы дерева. Что любопытно, отличить пленку от натурального дерева можно лишь при очень тщательном рассмотрении. Кстати, именно такая отделка весьма востребована при реставрации ретроавтомобилей представительского класса, в которых в прошлом веке часто применяли покраску деталей салона под карельскую березу. Если же заказчик хочет работать с такими крупными элементами, как бамперы и тюнинг-обвесы, то наиболее оптимальным вариантом комплектации будет оборудование серий Expert и Profi.
Покупатели могут пройти курс обучения как в учебном центре компании, так и дистанционно – через Интернет. При этом для клиентов действует горячая линия, оказывающая техническую поддержку.
Ассортимент имеющихся пленок постоянно расширяется и на сегодняшний день включает более 30 позиций. Наибольшей популярностью пользуются пленки под ценные породы дерева, карбон, алюминий, а так же имитирующие мех и кожу экзотических животных. При необходимости можно выбрать рисунок по каталогу, включающему несколько сотен позиций, однако на этом возможности не исчерпываются. Клиент вполне может заказать изготовление пленки с любым рисунком, для чего необходимо всего лишь предоставить файл в формате JPEG. Это открывает еще одну возможность, которая может заинтересовать производителей автокомпонентов: для защиты от подделок изделия можно покрыть такой аквапленкой со своим логотипом. И наконец, стайлинговое ателье может создать фирменный стиль, придав своим работам уникальный шарм.
Подробнее о споттере для кузовного ремонта.
Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.