07 октября 2024,
15:10
Москва

Спасет ли мегарегулятор ОСАГО?

1 октября 2013, Виктория СМИРНОВА

Спасет ли мегарегулятор ОСАГО?

1 сентября на основе поглощения Центральным банком Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) был создан мегарегулятор финансового и страхового рынков. Изменения механизмов регулирования затронут целый ряд финансовых отраслей, в том числе сферу автострахования. Как именно в ближайшее время изменится отрасль автострахования? В пресс-центре РИА Новости 19 сентября этому вопросы был посвящен круглый стол - «Автострахование после создания мегарегулятора: проблемы, ожидания и перспективы».

За последние 10 лет система ОСАГО накопила огромное количество противоречий и перестала выполнять ту функцию, которую задумывали ее создатели: возмещения вреда невиновному участнику ДТП. Для владельцев автомобилей полис ОСАГО – это всего лишь «бумажка», которую необходимо показать гаишнику в случае остановки, то есть своего рода разрешение на эксплуатацию автомобиля. Если же дело касается аварии, то для невиновного в ДТП водителя эта «бумажка» приносит больше хлопот и разочарований, нежели адекватную помощь. Автомобилисту приходится проходить все круги бюрократического ада, чтобы получить необходимые документы и доказать свою невиновность. И когда владельцу авто удается сделать это, в лучшем случае на что он может рассчитывать - получение компенсации в размере лишь половины средств потраченных на ремонт.

Недостаточность выплат, некачественное обслуживание, затягивание сроков компенсаций и другие болезни присущи современной системе ОСАГО. Не видя результата подобного страхования, люди в качестве страховщика зачастую выбирают те компании, чьи цены на ОСАГО дешевле, тем самым попадаясь в удочки незаконных фирм-однодневок. «Сегодняшняя система ОСАГО скорее мертва, чем жива. Она нуждается в серьезном реформировании, и делать это нужно всем сообща, с учетом интересов, как бизнеса, так и потребителей», - заявил координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов.

В ОСАГО уже вносилось много изменений. Сейчас рассматривается еще один масштабный пакет: поправки в Закон об ОСАГО. 22 октября в Госдуме пройдут парламентские слушания.

Александр Коваль, председатель экспертного совета при комитете Госдумы по финансовому рынку, уверен, что новый законопроект ничего не изменит на рынке автострахования. По его мнению, все проблемы ОСАГО упираются в тарифы. Повышать их, конечно, придется, только не с помощью планируемого правительством введения тарифных коридоров, внутри которых страховщики смогут формировать свою цену на полис ОСАГО - это приведет лишь к демпингу. «Должен быть свободный, регистрируемый рынком тариф», - считает Коваль.

2.jpg

Также спикер обратил внимание на одно из положений проекта Закона об ОСАГО, в котором говорится, что размер расходов на материалы, запасные части и стоимость годных остатков определяется в порядке, установленном Правительством. «У нас правительство уже должно определять, сколько стоят запчасти!? Не смешно ли!», - возмутился Александр Коваль. «Мы не изобретали ОСАГО, это европейская система, которую мы переделали с учетом социальной составляющей. Вот оттуда все и проблемы», - резюмировал свое выступление спикер.

По мнению же Алексея Михайлова, заместителя главного редактора Газеты.Ru, главная проблема, которая будет стоять перед всем рынком автострахования – это созданный недавно мегарегулятор. Эксперт считает, что неправильно в Центральном банке объединять все властные функции: исполнителя, законодателя и надзирателя. «Мы создаем монстра на месте Центрального банка, который будет, в конечном счете, подходить с едиными требованиями ко всем рынкам, максимально ужесточив регулирование банковского сектора. Это тот вызов, который ждет страховщиков точно», - прокомментировал Алексей Михайлов.

В 2018 году, согласно требованиям ВТО, российский рынок ОСАГО будет открыт для иностранных компаний. В отличие от отечественных страховщиков, которые живут посредством превышения премий, зарубежные компании содержатся за счет инвестирования. Алексей Михайлов утверждает, что если для страховщика превалируют инвестиции, а не премии, то и цены на страховые продукты в такой компании будут вдвое ниже. Поэтому, по его мнению, российским страховщикам необходимо уже сейчас менять рыночные механизмы, чтобы выдержать конкуренцию среди иностранцев.

А вот Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем, считает, что не стоит переоценивать «светлые пути» зарубежных страховщиков. «Я многократно бываю в Европе и часто слышу от представителей крупных западных компаний: в России мы работаем по-русски!» Он полагает не стоит создавать иллюзий о том, что у нас иностранцы будут работать как там: «где есть возможность получать сверхприбыль, будут получать сверхприбыль», - подчеркнул Журавлев.

В своем выступлении Журавлев также отметил, что на сегодняшний день наиболее сложная ситуация с ОСАГО в регионах. Страховые компании вынуждены уходить с региональных рынков из-за убыточности, а автовладельцы оказываются заложниками недобросовестных игроков. Эксперт считает, что мегарегулятор способен решить эти проблемы. Но поскольку ситуацию на рынке ОСАГО критическая, изменения произойдут не сразу: необходимо время и совместное сотрудничество контролирующих органов и участников рынка.

Управляющий партнер Akteon Asset Management Ltd Андрей Кинякин также считает, что вступление нашей страны в ВТО негативно скажется на отечественном автостраховании. В настоящее время в России уже существуют представители пяти ведущих иностранных страховых компаний. «Через несколько лет они будут присутствовать не в виде дочерних компаний как сейчас, а целыми филиалами. Это приведет к сокращению доли национального рынка автострахования. Мы можем столкнуться с тем, что в стране 60-70% рынка страховых компаний будет принадлежать иностранцам», – подчеркнул Андрей Кинякин.

3.jpg

В России за последний год существенно замедлились темпы роста рынка автострахования. Согласно последним данным, за первое полугодие 2013 года сектор вырос всего лишь на 6%, хотя в прошлом году за этот же период рост составлял 25%. Это связано с рядом причин, в частности: в стране происходит замедление темпов экономического роста. «Ситуация в экономике России - худшая за последние пять лет после глобального кризиса», - такой вердикт вынес недавно министр экономического развития Алексей Улюкаев. С этим мнением согласен и спикер конференции Кинякин. Он отметил, что за 8 месяцев 2013 года рост ВВП составил лишь 1,5%, что не дотягивает даже до прогнозных показателей 2%, а это «мягко говоря, хуже всяких ожиданий», - заверил Кинякин.

Также Андрей Кинякин заявил, что действующие страховые компании, как правило, связаны с консервативной стратегией инвестирования, поэтому регулирование на основе мегарегулятора в дальнейшем может сказаться положительно на страховом секторе, в частности, это касается компаний однодневок или недобросовестных фирм. То есть, он уверен, что работа мегурегулятора будет способствовать повышению прозрачности страхового сектора.

Несмотря на то, что мнения участников конференции о пользе мегарегулятора не совпали, спикеры оказались едины в суждениях: существующая сегодня система ОСАГО «загнивает» и нуждается в серьезном реформировании. Какими образом это сделать? Четкой стратегии, удовлетворяющей потребности всех сторон страхового рынка, пока нет.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи