Чем аваркомы порадуют страховщиков в 2015 году
30 января 2015, Елена Савельева
– Алло, это ГИБДД? Приезжайте скорее, здесь ДТП случилось!
– Пострадавшие есть?
– Если будете долго сюда ехать, то будут!
(анекдот с тонким намеком)
Цитируя литературных классиков «автомобиль не роскошь, а средство передвижения», каждый из нас и не пытается оспорить это утверждение. Практически все мы наслаждаемся комфортом современного «железного коня», личным пространством, ощущением безопасности, скорости, удобства и уюта. Но все эти положительные эмоции могут мгновенно разбиться вдребезги, если, как всегда внезапно и неожиданно, происходит кошмарное событие, аббревиатурное имя которому – ДТП. Восхищения достоин водитель, который не испытал сильного стресса в подобной ситуации, и уже не столько важно, кто виноват, главным видится вопрос «что делать?».
Правилами дорожного движения (п. 2.5.) предусмотрена в том числе обязанность водителя известить о ДТП органы полиции и ожидать их прибытия. А уж сколько приходится ожидать – все мы знаем не понаслышке.… И хотя существует Приказ МВД, устанавливающий максимальный срок прибытия ГИБДД на место события (15-20 минут в городах и до 60 минут в других населенных пунктах и на трассах), относится он только к ДТП с пострадавшими. Далее по приоритету всегда идут выезды на аварии с участием общественного транспорта, либо когда один из участников перевозил опасный груз. Всем остальным придется ждать своей очереди. А ведь п. 2.6. все тех же ПДД при определенных условиях предусмотрена возможность оформления аварии и без участия сотрудников ГИБДД!
В последнее время (особенно после изменения лимитов выплат по ОСАГО) в России все большую популярность набирает оформление ДТП через Европротокол. В 2012 году таким способом воспользовались участники 4 % аварий, в 2013 – уже около 9 %, а по предварительным оценкам результаты 2014 г. приблизят эту цифру к 15 % отметке! Однако у этой приятной статистики есть и теневая сторона – почти половина отказов страховых компаний в выплате по ОСАГО при оформлении страховых случаев без вызова сотрудников ГИБДД связана с неверным оформлением этого самого, предусмотренного Европротоколом извещения о ДТП (которое, к сожалению, исправлению уже не подлежит). Кроме того, зачастую на месте ДТП при самостоятельном оформлении в документ не попадает указание скрытых повреждений, которые обнаруживаются только потом профессионалами при осмотре или ремонте, а значит, страховые компании получают полное право не учитывать их при расчетах сумм страховой выплаты.
Так как же правильно выстроить всю цепочку взаимоотношений между участниками ДТП, инспекторами ГИБДД и страховыми компаниями, чтобы каждое ее звено от этого оказалось в выигрыше? На помощь приходят аварийные комиссары.
Впервые аварийные комиссары появились 45 лет назад во Франции, а в Россию же этот удобный всем сервис добрался только к 1998 году. Первые российские «аваркомы» в Санкт-Петербурге были призваны физически защищать угодивших в ДТП водителей друг от друга, так как «разборки» на месте аварий имели тогда тенденцию принимать криминальный характер. Представители этой новой для страны профессии больше походили тогда на дюжих охранников, готовых всегда выехать на защиту попавшего в транспортную переделку клиента. Да и создавались службы аваркомов поначалу, как правило, при частных охранных предприятиях.
Но вскоре, с введением закона об ОСАГО, все в этой отрасли поменялось. Службы аварийных комиссаров эволюционировали до роли ассистентов, помогающих водителям после аварии справиться со стрессом и правильно оформить документы, эвакуировать поврежденный автомобиль, а страховым компаниям – предоставлять своим клиентам удобный сервис и бороться при этом со страховым мошенничеством. Сегодня в этом бизнесе охотно трудятся бывшие сотрудники правоохранительных органов, юристы, эксперты, инструкторы автошкол и даже страховые агенты.
Однако рынок услуг аварийных комиссаров, несмотря на свою уже более чем 15-летнюю российскую историю, остается большей частью неорганизованным и специфичным, не имеющим единого стандарта оказания этих услуг, не лицензируемым и не сертифицируемым. Да и со стороны ГИБДД и страховых компаний к нему весьма настороженное отношение. Ведь аварийными комиссарами, к всеобщему несчастью, именуют себя не только профессиональные сотрудники «ДТП-неотложек», но и те, кто попросту желает обогатиться на проблемах автовладельцев – так называемые «бесплатные автоюристы», «выездные автоэксперты», «покупатели долгов» и т. п.
В некоторых регионах давно идет активная реклама этих «бесплатных аваркомов», а кое-где они уже, пожалуй, они действуют в единой связке с местными сотрудникам ГИБДД, прибывая на место ДТП без всякого вызова. Число таких «автодельцов» кратно увеличивается год от года. К сожалению, отечественное законотворчество до сих пор не озаботилось регулированием этого вида деятельности, и это при том что объемы подобных псевдоуслуг исчисляются многими сотнями миллионов рублей, а может, даже и миллиардами. Лишь недавно в российской законодательной базе нашлось место для аварийного комиссара – п.9 ст.294 ч.2 ГК РФ он отнесен к числу лиц, которых позволительно привлекать для оценки последствий страховых случаев и определения размера страховой выплаты. Кроме того, на стадии обсуждения все чаще стала звучать тема обязательной сертификации деятельности аварийных комиссаров.
Тем не менее на отечественном рынке в течение вот уже нескольких лет работают профессиональные ассистанские компании, предлагающие как напрямую автомобилистам, так и владельцам корпоративных автопарков и страховым компаниям широкий спектр сервиса, в том числе и полный комплекс услуг аварийного комиссариата. При сотрудничестве с надежным партнером по данному направлению заказчику практически во всех городах страны доступны не только оперативный выезд аваркома на место ДТП, в ходе которого, помимо психологической и юридической поддержки, а также объективной фиксации обстоятельств происшествия и его последствий и профессиональной помощи в оформлении всех предусмотренных документов, клиентам могут быть предоставлены еще и услуги сбора справок, помощи в урегулировании страховых событий, включая в том числе, и выдачу направления на ремонт по КАСКО.
Как известно, репутация проверяется временем. В условиях конкурентной среды, когда определены основные цели и задачи, когда «изобрести велосипед» уже практически невозможно, для перспективного развития автоассистанс-компании используют современные методы делового соперничества. Как следствие, понятие «аварийный комиссар» у большинства знающих и заинтересованных лиц ассоциируется с брендами «ЛАТ», «РИНГ», «ДЕЛЬТА», «СВОИ», «А24», а с 2010 года – еще и с «РАМК» («Русский АвтоМотоКлуб»). Почти все они оказывают свои услуги на федеральном уровне с должным уровнем сервиса. Количество обслуживаемых автомобилей у каждого из них уже давно превысило 100-тысячный рубеж, а их сайты привлекают все новых и новых клиентов.
Кстати, интересная статистика: в поисковой системе «Яндекс» запросы «аварийный комиссар» и «аварком» из месяца в месяц набирают свою популярность! За октябрь 2014 г. таковых оказалось уже более 13 тысяч, а ведь всего лишь три года назад эта ежемесячная цифра не перешагивала и пятитысячный рубеж. В топ-10 городов, где пользователи активно ищут эти услуги, в этом году вошли Москва, Н. Новгород, Оренбург, Новосибирск, Волгоград, Воронеж, Уфа, Барнаул и другие.
И хотя ни одна из вышеупомянутых компаний не имеет полностью собственную региональную сеть и вынуждена прибегать к услугам местных партнеров в каждом из городов важным элементом конкурентного преимущества у большинства из них становится внедрение современных информационных технологий и общероссийских единых стандартов оказания услуг с целью оперативности и доступности всех услуг по принципу «одного окна». Нововведениями становятся, например, специальные мобильные приложения, функционал и возможности которых позволят аварийным комиссарам, прибывшим на место ДТП в любом уголке страны, почти все свои действия по фиксации и замерам осуществить с помощью смартфона (в т. ч. и определение местонахождения по системе ГЛОНАСС) и тут же передать все это на единый сервер, онлайн доступ к которому есть и у заказчика. При учете постоянно расширяющейся географии поездок для автовладельцев и страховых компаний важна возможность оперативного получения требуемых услуг в нужное время и в нужном месте – в Калининграде или во Владивостоке, в Европе или Азии. Ассистанс-компании, имеющие международную интеграцию (например, «РАМК» или «ЛАТ»), безусловно, имеют за счет этого конкурентное преимущество.
Многофункциональная ассистанская организация может предложить страховой компании целый комплекс услуг, выполняя непрофильную для страховщика работу, снижая для него расходы на ведение дела, и одновременно уменьшая вероятность необоснованных выплат страховых возмещений клиентам. Постоянное сотрудничество с федеральным партнером, по сравнению с периодическими обращениями к 100-200 отдельным разрозненным региональным подрядчикам, не только удобнее с точки зрения логистики заявок и документации (в т. ч. по взаиморасчетам), но и позволяет выдерживать фирменный стандарт сервиса для своих клиентов на всей территории обслуживания. При этом зачастую финансовая ответственность крупной ассистанс-компании перед заказчиком в лице страховой компании за качество оказываемых услуг фиксируется в договоре, чего, к сожалению, зачастую невозможно добиться от мелких игроков этого рынка.
Деловые отношения между страховой компанией и ее партнером по автоассистансу всегда строятся по принципу «выиграл – выиграл». Сегодня в сложившейся экономической ситуации, когда объемы автострахования нестабильны, а суммы выплат возрастают, страховщики вынуждены снижать свои издержки. Также и со стороны ведущих игроков рынка услуг помощи на дороге (включая аварийных комиссаров) в страховые компании все чаще и чаще поступают антикризисные новые интересные коммерческие предложения.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.