21 декабря 2024,
21:12
Москва

От слесарного к кузовному

7 мая 2013, Татьяна Акимова

От слесарного к кузовному

Логичным этапом развития мастерской по слесарным работам считается малярно-кузовной цех. Михаил Смакотин и Сергей Глазко, владельцы компании «Локал-Авто», которая занимается ремонтом преимущественно автомобилей марок Subaru и Mitsubishi, решили организовать кузовной цех в свободном помещении площадью 200 м2, расположенном рядом с основной сервисной зоной. За советами они обратились к Алексею Соболевскому, руководителю отдела консалтинга компании «Европроект» (публикация из «КУЗОВ» №33 август-сентябрь 2012 года).

Помимо ремонта автомобилей «Локал-Авто» продает запчасти оптом и в розницу, имеет интернет-магазин. Кузовные работы в неполном объеме компания уже делает, но в основном по просьбе клиентов. Однако, как отмечает Михаил, эффективность таких работ оставляет желать лучшего: сушка деталей осуществляется не в камере, а на открытом воздухе, из-за чего работу часто приходится переделывать. В штате автосервиса есть маляр, жестянщик и помощник жестянщика. Для выполнения покрасочных работ планируется привлечь мастера-колориста со своим оборудованием. Рядом с сервисом освободилось помещение, где и планируется открыть кузовной цех.

В беседе с Алексеем Соболевским, состоявшейся на базе Автомобильной Сервисной Ассоциации, Михаил и Сергей получили рекомендации о том, как в их условиях ограниченной площади нужно подбирать оборудование для открытия мультибрендового малярно-кузовного цеха.

Михаил: – Станция, где мы планируем открыть кузовной участок, имеет заезд с широкой стороны. Рядом есть подсобные помещения и парковка на 20 мест. Сейчас у нас остро стоит вопрос покупки окрасочно-сушильной камеры, стапеля, пневмосистемы и другого оборудования.

Алексей: – В вашей ситуации необходимо внимательно смотреть планировку помещения. За помощью лучше обращаться к профессионалам, которые могут сформировать технико-экономическое обоснование, разработать планировочное решение, просчитать мощность кузовного участка и другие показатели. По опыту сужу, что и в ваших условиях можно найти эффективное решение. Для начала нужно обеспечить достаточно парковочных мест, чтобы автомобили не простаивали в очереди на работы. Важно наладить четкое взаимодействие между всеми подразделениями кузовного цеха и сделать так, чтобы ни на одном из участков не было простоя. При создании небольшого цеха можно подумать об организации одного поста подготовки, а в идеале таких постов должно быть три на одну окрасочную камеру.

Михаил: – Какой тип оборудования для арматурного и жестяного постов стоит рассматривать?

Алексей: – Для арматурного поста можно выбирать ножничный или 2-стоечный подъемник. У них свои преимущества и недостатки: 2-стоечный может поднимать автомобиль на высоту, удобную для выполнения работ, зато ножничный можно убрать в пол и получить свободную транзитную зону. Что касается поста жестяных работ, можно приобрести платформенный стапель, на котором выполняются сложные работы по исправлению геометрии кузова, но он занимает много места. Некоторые станции используют передвижные стапели. Это интересный вариант, так как при необходимости такой стапель можно отодвинуть в сторону и освободить дополнительное пространство, но есть и минус: для установки автомобиля на ста-пель потребуется подъемник. Можно рассматривать вариант напольных анкерных систем. Они также позволяют экономить место.

Сергей: – Какого размера должна быть зона подготовки из расчета на одну машину?

Алексей: – В зоне подготовки должно быть достаточно места для машины, плюс дополнительные полметра с каждой стороны автомобиля для оптимальных условий труда подготовщика. На этом посту осуществляется шлифование и нанесение грунта-наполнителя, поэтому важно прибивать пыль, которая образуется при шлифовке, и обеспечивать ускорение сушки загрунтованных элементов (в случае если в зоне подготовки есть системы подогрева). Не стоит забывать и об агрегатной группе – вытяжной и потолочный вентилятор. Ее можно разместить или в том же помещении, или на отдельной площади. Если нет ограничений по высоте, можно сделать навес над крышей, предусмотрев силовую конструкцию (не забывайте, что масса одного только вентилятора может превышать тонну). Но лучше разместить агрегатную группу в отдельном помещении, где будет достаточно места для текущего ремонта и обслуживания оборудования. Главное – соединить все герметичными воздуховодами, чтобы обеспечить достаточный поток воздуха.

Михаил: – Какие рекомендации по выбору окрасочно-сушильной камеры?

Алексей: – Для легковых автомобилей есть камеры стандартного размера проездного типа, но в вашем случае этот вариант неактуален. Скорее всего, у вас будет тупиковая камера. Важный критерий выбора камеры – интенсивность потока воздуха: чем он выше, тем быстрее будут сохнуть краска и лак. Не забывайте, что чем дешевле оборудование, тем больше инвестиций оно требует в процессе работы. В течение 12-часового рабочего дня одна окрасочно-сушильная камера может выполнить 7 циклов работы. Если у вас будет в среднем 2–3 полных цикла, то можно купить оборудование среднего ценового сегмента: при такой интенсивности его ресурса будет достаточно. Если вы рассчитываете, что камера будет работать с максимальной интенсивностью, целесообразнее приобрести оборудование топовой линейки.

Отмечу также, что цикл кузовного ремонта «завязан», по сути, на одном единственном звене – окрасочно-сушильная камера. По технологии окраски один цикл работы камеры составляет 1,5 часа. И, чтобы весь малярно-кузовной цех работал эффективно, необходимо по максимуму загрузить все циклы окраски деталями. Ускорить работу камеры нельзя, при несоблюдении технологии будет много брака. В условиях ограниченных площадей важно как можно быстрее пропускать через камеру детали, именно поэтому лучше использовать топовые и качественные материалы, позволяющие сократить время цикла окраски. Лучше сделать больше циклов работы камеры за счет сокращения их продолжительности.

Сергей: – Алексей, если у нас нет возможности организовать требуемое количество постов, какое решение в этом случае?

Алексей: – Чтобы камера работала эффективно, необходимо организовать три поста подготовки, три жестяных и четыре арматурных поста. Отсутствие такой возможности можно компенсировать режимом рабочего дня. Например, если малярное подразделение работает ежедневно по 12 часов, а жестянщики и арматурщики – круглосуточно, то те автомобили, которые они за ночь подготовили к окраске, маляр начинает красить уже с утра. В этом случае важно предусмотреть достаточное количество парковочных мест: в среднем при 2-сменном режиме работ необходимо иметь 4 места парковки на 1 рабочий пост, а при круглосуточном режиме в два раза больше.

Михаил: – Алексей, какие советы вы можете дать по организации нашего бизнеса?

Алексей: – Вам можно ограничиться локальным ремонтом, при котором зачастую не используется окрасочно-сушильная камера. Типичная мастерская локального ремонта включает в себя один пост подготовки, пост исправления вмятин кузова без покраски, пост для арматурных работ, где необязательно устанавливать подъемник, а можно использовать высокий домкрат, так как в этом случае объем арматурных работ небольшой и автомобили ремонтируются без снятия кузовных элементов.

Сергей: – В этом случае на каких клиентов стоит ориентировать работу?

Алексей: – Клиенты станции локального ремонта – это или автовладельцы, или корпоративные клиенты, но не страховые компании, они работают со станциями полного цикла ремонта. Здесь есть как преимущества, так и недостатки. Да, страховщики могут обеспечить высокую загрузку сервиса, но они диктуют свои условия. И, если вы ориентируетесь только на страховую компанию, вы полностью зависите от нее: поругаетесь со страховщиком – останетесь без работы. Самая благодарная категория – частники, которые могут приводить за собой на сервис и других клиентов. Но с такой аудиторией, чтобы накопить достаточную клиентскую базу, нужно целенаправленно и долго работать.

От-слесарного-к-кузовному2.jpg

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи