14 октября 2024,
12:10
Москва

Взрывное газообразование

12 июля 2018, Александр ЕМЕЛЬЧЕНКОВ

Как вы, наверное, уже слышали, наш любимый автомобильный хладагент R134a, который мы все используем с начала 90-х годов, постепенно уходит в прошлое. Официальная причина замены хладагента – экологичность, хотя он и имеет нулевой индекс воздействия на озоновый слой (коэффициент возможности разрушения озонового слоя ODP=0), он влияет на глобальное потепление. И если в начале 90-х старый R12 «приговорили» из-за его вредного влияния на озоновый слой (ODP=1), то сейчас «134-й» списали из-за его большого влияния на парниковый эффект, хотя оно в разы меньше, чем было у R12.

взрыв автомобиля
Александр Емельченков

Для оценки влияния хладагентов на окружаю­щую среду применяется индекс GWP (англ. Global warming potential, потенциал глобального потепления), привязывающий воздействие на окружающую среду к вреду углекислого газа (CO2). С углекислым газом все просто, его индекс GWP равен 1. А вот нынешний хладагент R134a имеет индекс GWP равный 1 430! То есть выброс в атмосферу всего килограмма этого газа эквивалентен выбросу почти полутора тонн углекислого газа! Поневоле задумаешься… Это, впрочем, не единственный недостаток R134a, при высоких температурах он распадается, выделяя, помимо прочего, ядовитый газ фосген, который является боевым отравляющим веществом. Так что курить при обслуживании установок на R134a категорически запрещено.

Так что же нам предлагают? Согласно европейским требованиям, все новые автомобили, выпускаемые с 2017 года, должны иметь индекс GWP для хладагентов кондиционера не выше 150. То есть почти в 10 раз ниже, чем у существующего. Поэтому применять его, несмотря на все сопротивление европейского автомобильного лобби, больше нельзя, законы приняты. Фирма DuPont разработала и предложила автопроизводителям новый газ – R-1234yf с индексом GWP = 4. Это аж в 350 раз менее вредно, чем раньше. Ну, неплохо, да? По эффективности он аналогичен старому, тут никакого прорыва или падения не произошло.

R-1234yf отличается тем, что стоит примерно в 3 раза дороже, чем R134a. «Приятная» особенность, не находите? Но помимо стои­мости, одна из ведущих немецких автомобильных фирм обнаружила очень неприятную особенность нового хладагента, а именно его пожароопасность и взрывоопасность! После ряда испытаний, имитирующих столкновение и разгерметизацию системы кондиционирования, с последующим попаданием газа на турбокомпрессор и выпускной коллектор, наблюдался взрыв с дальнейшим пожаром! Инженеры концерна пришли к выводам, что при ДТП новый газ может взорваться и послужить причиной пожара. Были даже долгие споры на тему возможности применения этого газа без сопутствую­щей системы пожаротушения, но изменить ничего не получилось, новый тип хладагента одобрили.

Однако, автопроизводители не сдались и начали проектировать новую систему, работающую на углекислом газе (CO2), который вообще имеет GWP = 1. И если с парниковым эффектом тут просто отлично, то большое давление в системе (60 атм. против 15-20 ранее), конечно же, усложнит саму систему, приведет к ее удорожанию и увеличению массы. Зато сам газ будет почти бесплатный, на фоне стоимости фреонов стоимость СО2 ничтожно мала. Гореть и взрываться СО2не будет, более того, он сам может тушить огонь (вспоминаем углекислотный огнетушитель). Один из ведущих автопроизводителей уже выпустил автомобиль премиум-класса, оснащенный кондиционером на двуокиси углерода, что задумывается как попытка в будущем полностью отказаться от применения R-1234yf и уйти от монополии производителя хладагентов.

К счастью, для нас есть несколько приятных новостей. Во-первых, на выпускаемые в России и для России автомобили не распространяются требования по обязательному оснащению кондиционерами на R-1234yf. То есть R134a у нас пока абсолютно легален даже на новых автомобилях. Во-вторых, исходя из аналогичных свойств старого и нового хладагентов, имеется возможность заправки «новых» систем «старым» газом. Для этого всего-то нужно заменить заправочные фитинги. То есть даже на свежих автомобилях «оттуда» возможна переделка, которая превратит новую систему в старую, попутно решив проблемы пожароопасности, стоимости нового хладагента и оборудования для него. Но вот парниковый эффект… Хотя кто у нас думает об этом?

Подводя итоги, можно сказать, что новый хладагент имеет как безусловные плюсы, которых, к сожалению, меньшинство, так и серьезные минусы. Нет, разумеется, забота об окружающей среде это одна из самых важных задач, но не ценой же возможности взрыва при ДТП? Конечно же, в 350 раз меньший парниковый эффект – это прорыв, но, но, но… Стоимость газа, стоимость оборудования, пожароопасность. Хорошо хоть, что сами системы остались совместимы, за исключением подключения. Ну, это у нас как-нибудь, да решат, это мы умеем.

Конечно же, самые большие надежды и ожидания сейчас, это системы на углекислом газе, которыми уже занялись в Германии. А когда немцы берутся за дело, результат обычно не заставляет себя ждать, сказано – сделано. Более того, автомобили с такой системой уже ездят по дорогам. Насколько удачными окажутся эти системы, покажет время. Пока же перспективы копеечной заправки, доступности газа, экологичности, безопасности заставляют забыть обо всех потенциальных сложностях. В конце концов, старые кондиционеры на различных фреонах тоже были громоздки, тяжелы и ненадежны, все это осталось в прошлом. Уверен, что это получится и с СО2.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи