Ремонт рулевой трапеции
16 мая 2014, Светлана Парфенова
Рулевая трапеция – это важная составляющая любого автомобиля. Ее основным назначением является передача усилия, поступающего от рулевого колеса, к передним колесам, что позволяет произвести поворот машины. В современном виде рулевая трапеция состоит из рулевого редуктора, рулевой сошки, левой и правой боковых рулевых тяг, средней тяги, маятникового рычага и левого и правого поворотных кулаков.
Исправная работа рулевой трапеции в равной степени важна как для безопасной, так и для комфортной езды по дороге.
На износ элементов рулевой тяги, в частности наконечников (шарниров), оказывают влияние стиль вождения автомобилиста и дорожные условия, в которых эксплуатируется автомобиль.
Самая распространенная и характерная неисправность рулевой трапеции – износ шарниров наконечников рулевых тяг.
Вышедшие из строя шарниры затрудняют вращение рулевого колеса, стучат, образуют люфт и, как следствие, делают езду на автомобиле небезопасной.
Поскольку в современных машинах данные элементы не подлежат ремонту (можно сказать, шарниры - одноразовая вещь), проблема устраняется посредством замены всех тяг трапеции в сборе.
Проблемы с рулевыми тягами можно легко диагностировать если:
- рулевое колесо стало туго вращаться;
- есть люфт при вращении руля (колеса поворачивают не сразу), люфт при вертикальном покачивании колеса говорит о неисправности подшипника ступицы или шаровой опоры, люфт при горизонтальном покачивании – о неисправности рулевого наконечника;
- появились стуки в передней подвески на ямах;
- появилось биение руля;
- автомобиль на дороге начинает менять прямое направление движения.
Когда производят замену рулевой трапеции в сборе:
- в случае сильного износа шарниров или резиновых пыльников,
- в случае деформации рулевых тяг (они могут погнуться, например, вследствие наезда автомобиля на препятствие (камень, яма и т.п.),
- при повышенном люфте руля (к сведению, люфтом называется холостое движение рулевого колеса, то есть движение, при котором поворот не производится),
- когда руль вращается с значительным усилием,
- когда на рулевое колесо передаются толчки и вибрация.
Специалисты из сервиса "Delta1 Motors" поделились с нами опытом диагностики и замены рулевой трапеции на примере автомобиля Mercedes-Benz W140. Для наглядности наше описание снабжено детальными фотографиями.
В сервис обратился владелец Mercedes-Benz W140 с жалобой на люфт руля. Первичная диагностика автомобиля показала повышенный износ всех шарниров рулевых тяг, износ втулок маятникового рычага - требовалась замена данных деталей.
Для выполнения работ требуется профессиональный инструмент, подготовленное рабочее место и хорошее освещение (стационарное + переносная лампа).
![Инструменты для ремонта рулевой трапеции Инструменты для ремонта](/upload/medialibrary/07b/1.jpg)
Для того, чтобы снять и заменить рулевые тяги и втулки маятникового рычага, вам понадобится набор инструментов и приспособлений:
- домкрат,
- подставки под автомобиль для безопасности,
- съемник рулевых тяг,
- молоток,
- щетка для метала,
- вороток,
- гайковерт,
- различные гаечные ключи,
- отвертки,
- аэрозоль WD-40,
- любрикантная смазка,
- гидравлический пресс,
- тиски,
- фонарь.
![Новые детали, готовые к установке Новые детали](/upload/medialibrary/963/2.jpg)
Новые детали, готовые к установке. Снизу вверх: рем. комплект маятникового рычага, рулевые тяги левая, правая и средняя.
![Поднимаем домкратом одну сторону машины Поднимаем домкратом авто](/upload/medialibrary/4af/3.jpg)
Поднимаем домкратом одну сторону машины.
![Поднимаем домкратом вторую сторону машины На домкрате вторая сторона](/upload/medialibrary/384/4.jpg)
Поднимаем домкратом вторую сторону машины.
![Ставим под лонжерон подпорки Подпорки под лонжерон](/upload/medialibrary/25b/5.jpg)
Внимание! Для безопасности проведения работ ставим под лонжерон подпорки.
![Инструментами откручиваем колесо Откручиваем колесо](/upload/medialibrary/bfc/6.jpg)
Берем гайковерт и торцевую головку на 19. Откручиваем колесо.
![Снимаем оба передних колеса Съем передних колес](/upload/medialibrary/8ed/7.jpg)
Снимаем оба передних колеса.
Колеса сняты. Общий вид старых деталей, которые предстоит снять:
![Изображение — левая рулевая тяга Левая рулевая тяга](/upload/medialibrary/ce2/8.jpg)
Левая рулевая тяга.
![Изображение — средняя рулевая тяга Средняя рулевая тяга](/upload/medialibrary/03f/9.jpg)
Средняя рулевая тяга.
![Изображение — маятниковый рычаг Маятниковый рычаг](/upload/medialibrary/17b/10.jpg)
Маятниковый рычаг.
![Изображение — правая рулевая тяга Правая рулевая тяга](/upload/medialibrary/d6e/11.jpg)
Правая рулевая тяга.
![Очищаем все резьбовые соединения Очистка резьбовых соединений](/upload/medialibrary/9cf/12.jpg)
Чтобы облегчить демонтаж элементов, необходимо очистить все резьбовые соединения.
Чистим гайку левой рулевой тяги щеткой.
![Обрабатываем аэрозолью WD-40 Обработка WD-40](/upload/medialibrary/d6c/13.jpg)
После обрабатываем ее аэрозолью WD-40.
![Ключом на 19 откручиваем гайку Откручиваем гайку](/upload/medialibrary/ded/14.jpg)
Ключом на 19 откручиваем гайку.
![Съемник рулевых тяг съемник рулевых тяг](/upload/medialibrary/bac/15.jpg)
![Закручиваем съемник Закручиваем съемник](/upload/medialibrary/510/16.jpg)
Теперь берем специальный съемник рулевых тяг. Ключом на 19 закручиваем съемник, и тяга выскакивает.
![Откручиваем тягу, которая крепится к сошке редуктора Откручиваем тягу](/upload/medialibrary/849/17.jpg)
С другой стороны тяга крепится к сошке редуктора. Откручиваем ее по аналогии.
Чистим гайку рулевой тяги щеткой. После обрабатываем ее аэрозолью WD-40.
![Торцевым ключом на 19 откручиваем гайку Откручиваем гайку торцевым ключом](/upload/medialibrary/9f0/18.jpg)
Торцевым ключом на 19 откручиваем гайку.
![Берем съемник рулевых тяг Съемник рулевых тяг](/upload/medialibrary/d76/19.jpg)
Берем съемник рулевых тяг. Ключом на 19 закручиваем съемник, и тяга выскакивает.
![На снятой левой рулевой тяге видно растрескавшийся пыльник Снятая левая рулевая тяга](/upload/medialibrary/a96/20.jpg)
На снятой левой рулевой тяге видно растрескавшийся пыльник. Он и стал причиной выхода тяги из строя. В шарнир попала вода.
![Снимаем демпфер рулевой трапеции Съем демпфера рулевой трапеции](/upload/medialibrary/a29/21.jpg)
Чтобы снять среднюю рулевую тягу, нам необходимо снять демпфер рулевой трапеции. Он крепится двумя болтами - к средней тяге и к кузову.
![Обрабатываем гайки Обработка гаек](/upload/medialibrary/4ae/22.jpg)
![Фото 1 — откручиваем гайки Откручиваем гайки 1](/upload/medialibrary/590/23.jpg)
![Фото 2 — откручиваем гайки Откручиваем гайки 2](/upload/medialibrary/f37/24.jpg)
Обрабатываем и откручиваем гайки.
![Демпфер рулевой трапеции снят Демпфер рулевой трапеции](/upload/medialibrary/c29/25.jpg)
Демпфер рулевой трапеции снят.
![Откручиваем гайку средней рулевой тяги Вытаскиваем тягу из сошки](/upload/medialibrary/f31/26.jpg)
Откручиваем гайку средней рулевой тяги. Вытаскиваем тягу из сошки.
![Вынули среднюю рулевую тягу из сошки редуктора Средняя рулевая тяга](/upload/medialibrary/913/27.jpg)
Вынули среднюю рулевую тягу из сошки редуктора.
![Изображение — снимаем маятник Снимаем маятник](/upload/medialibrary/550/28.jpg)
Далее, так как нам надо заменить втулку маятникового рычага (другими словами - рулевого маятника), снимаем сам маятник.
Обрабатываем гайку крепления маятника WD-40 и откручиваем ее.
![Вынимаем болт крепления маятника Съем болта крепления маятника](/upload/medialibrary/958/29.jpg)
Вынимаем болт крепления маятника.
![Вынимаем маятник вместе со средней и правой тягой Вынимаем маятник](/upload/medialibrary/38c/30.jpg)
Для упрощения разбора рулевой трапеции вынем маятник вместе со средней тягой и правой тягой, но сначала правую тягу нужно открутить.
Идем к правой стороне автомобиля и откручиваем правую рулевую тягу от сошки, по аналогии.
![Изображение — Обрабатываем гайку WD-40 Обрабатываем гайку WD-40](/upload/medialibrary/4e1/31.jpg)
![Изображение — Чистим гайку щеткой Чистим гайку щеткой](/upload/medialibrary/bed/32.jpg)
![Изображение — Откручиваем гайку ключом на 19 Откручиваем гайку ключом на 19](/upload/medialibrary/21a/33.jpg)
![Ключом на 19 закручиваем съемник Закручиваем съемник](/upload/medialibrary/9a2/34.jpg)
Обрабатываем гайку правой рулевой тяги аэрозолью WD-40.
Чистим ее щеткой. Откручиваем гайку ключом на 19.
Теперь берем специальный съемник рулевых тяг. Ключом на 19 закручиваем съемник, и тяга выскакивает.
![Старый маятник в сборе со средней и правой тягой Старый маятник в сборе](/upload/medialibrary/989/35.jpg)
Так выглядит старый маятник в сборе со средней и правой тягой.
![Изображение — зажимаем маятник в тиски Зажимаем маятник в тиски](/upload/medialibrary/e75/36.jpg)
Переходим к рабочему столу. Зажимаем маятник в тиски. Очищаем все болты рулевых тяг с помощью WD-40. Откручиваем гайки.
![Изображение — Съемник рулевых тяг Съемник рулевых тяг](/upload/medialibrary/74e/37.jpg)
Берем съемник рулевых тяг. Повторяем необходимую процедуру.
![Изображение — Старая правая тяга Старая правая тяга](/upload/medialibrary/41d/38.jpg)
Так выглядит старая правая тяга.
Внимание! Так как рулевые тяги отличаются на правую и левую, не перепутайте их!
![Снимаем с маятника среднюю тягу Средняя тяга с маятника](/upload/medialibrary/8c5/39.jpg)
Снимаем с маятника среднюю тягу, также с помощью съемника.
![Изображение — "голый" маятник "Голый" маятник](/upload/medialibrary/294/40.jpg)
Получаем "голый" маятник.
![Изображение — рем. комплект маятника Ремкомплект маятника](/upload/medialibrary/ad4/41.jpg)
Берем рем. комплект маятника.
![Изображение — Закрепляем маятник в тиски Закрепляем маятник в тиски](/upload/medialibrary/032/42.jpg)
Закрепляем маятник в тиски. Видим растрескавшиеся втулки.
![Изображение — Выбиваем старые втулки Выбиваем старые втулки](/upload/medialibrary/9b4/43.jpg)
![Изображение — Вытаскиваем старые втулки Вытаскиваем старые втулки](/upload/medialibrary/891/44.jpg)
Выбиваем и вытаскиваем старые втулки.
![Разница между новыми и старыми деталями Новые и старые детали](/upload/medialibrary/aef/45.jpg)
Разница между новыми и старыми деталями видна наглядно.
![Вставляем в маятник с двух сторон новые втулки Вставляем новые втулки](/upload/medialibrary/896/46.jpg)
Вставляем в маятник с двух сторон новые втулки.
![Работы на гидравлическом прессе Гидравлический пресс](/upload/medialibrary/9e3/47.jpg)
И идем к гидравлическому прессу.
![Вставляем маятник в пресс Маятник в прессе](/upload/medialibrary/f99/48.jpg)
Вставляем маятник в пресс.
![Лубрикантным спреем и обрабатываем втулки Обрабатываем втулки](/upload/medialibrary/35c/49.jpg)
Берем лубрикантный спрей и обрабатываем им втулки, чтобы они легко вошли в корпус маятника.
Запрессовываем втулки в корпус маятника.
Внимание! Убедитесь, что втулки вошли в маятник полностью и стоят без перекоса.
![Устанавливаем маятник на место Устанавливаем маятник](/upload/medialibrary/1f3/50.jpg)
Идем к машине. Устанавливаем маятник на место.
![Берем старую и новую правые рулевые тяги Рулевые тяги](/upload/medialibrary/e0a/52.jpg)
Берем старую и новую правые рулевые тяги. Снимаем размеры со старой тяги, чтобы такой же размер выставить на новой.
![Изображение — Процесс прикручивания Процесс прикручивания](/upload/medialibrary/35e/51.jpg)
И прикручиваем его.
![Вставляем новую правую рулевую тягу в маятник Вставляем рулевые тяги в маятник](/upload/medialibrary/d94/53.jpg)
![Изображение — Закручиваем рулевые тяги Закручиваем рулевые тяги](/upload/medialibrary/96c/54.jpg)
Вставляем новую правую рулевую тягу в маятник.
И в сошку. И закручиваем.
![Правая рулевая тяга установлена Установлена правая рулевая тяга](/upload/medialibrary/a70/55.jpg)
Правая рулевая тяга установлена.
![Вставляем центральную рулевую тягу в маятник и в сошку Вставляем центральную рулевую тягу](/upload/medialibrary/e9a/56.jpg)
![Прикручиваем центральную рулевую тягу Прикручиваем среднюю рулевую тягу](/upload/medialibrary/4b4/57.jpg)
Берем среднюю (иными словами - центральную) рулевую тягу. Вставляем ее в маятник и в сошку редуктора. Прикручиваем ее.
![Изображение — маятник с двумя новыми тягами Маятник с двумя новыми тягами](/upload/medialibrary/da0/58.jpg)
Так выглядит маятник с двумя новыми тягами.
![Демпфер руля ставим на место Ставим на место демпфер руля](/upload/medialibrary/841/59.jpg)
Берем демпфер руля. Ставим его на место.
![Снимаем размеры со старой тяги Размеры старой тяги](/upload/medialibrary/a15/60.jpg)
Берем левую рулевую тягу. Снимаем размеры со старой тяги, чтобы такой же размер выставить на новой.
![Вставляем левую рулевую тягу в рулевой редуктор и в сошку Вставляем левую рулевую тягу](/upload/medialibrary/4e7/61.jpg)
![Изображение — Прикручиваем левую рулевую тягу Прикручиваем левую рулевую тягу](/upload/medialibrary/298/62.jpg)
Вставляем левую рулевую тягу в рулевой редуктор и в сошку, прикручиваем ее.
![Изображение — Новая рулевая трапеция в сборе Новая рулевая трапеция в сборе](/upload/medialibrary/71c/63.jpg)
Новая рулевая трапеция в сборе.
![Проверяем все гайки рулевых тяг Проверяем все гайки](/upload/medialibrary/5e4/64.jpg)
Проверяем все гайки рулевых тяг, чтобы все было затянуто и все пыльники шарниров были целы. Далее ставим на место передние колеса, и опускаем автомобиль.
![Изображение — старые запчасти Старые запчасти](/upload/medialibrary/0ac/65.jpg)
Так выглядят старые запчасти.
![Изображение — регулировка развал-схождения колес Регулировка развал-схождения колес](/upload/medialibrary/235/66.jpg)
Внимание! После замены рулевых тяг и втулок маятникового рычага обязательно отрегулируйте развал-схождение колес.
![Показания параметров углов подвески до сход-развала Параметры углов подвески](/upload/medialibrary/79b/67.jpg)
Показания параметров углов подвески до сход-развала.
![Изображение — сход-развал выставлен Сход-развал выставлен](/upload/medialibrary/687/68.jpg)
Сход-развал выставлен.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.