пространство
профессионалов
авторемонта

Контрим по факту

25 ноября 2014, Михаил МАШИН

Понятие «китайский товар» у многих из нас не без основания ассоциируется с подделкой, фальшивкой. Но, как отмечают эксперты рынка, в последнее время ситуация здесь претерпела серьезные изменения.

Нет, китайцы, несомненно, по-прежнему остаются, как метко выразился Олег Хусаенов, председатель совета директоров «Атлант-М», «великими копировщиками». Однако теперь этот их талант все чаще меняет вектор и преимущественно направляется в правильное, мирное русло. Получив передовой опыт от пришедших на рынок Поднебесной глобальных игроков, они перенимают не только технические и технологические наработки, которые затем уже сами развивают, но и деловую практику, методику ведения бизнеса, оказания постпродажного сервиса, поддержки потребителя. Словом, от модели «продал и забыл» они переходят к модели «продал и окружил вниманием».

На это указывают и в Федеральной антимонопольной службе, и в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, отмечая, что еще 3–4 года назад к ним приходило довольно много жалоб от частных лиц и коммерческих структур на появление на рынке поддельных китайских товаров, однако теперь количество подобных обращений резко сократилось.

Более того, китайские бизнесмены сами все активнее включаются в борьбу с контрафактом. Не так давно, года полтора назад, китайская компания Chery выступила с неожиданным заявлением: она уверяла, что на территории России ведется сборка «пиратских» Chery Tiggo. «Нам стало известно, что некоторые юридические лица в России занимаются сборкой и (или) реализацией автомобилей Tiggo без нашего разрешения (несанкционированная деятельность)», – сказано в сообщении компании. В компании напомнили, что покупка Tiggo не у «Чери автомобили Рус» и уполномоченных ею дилеров является незаконной, и потребовали прекратить реализацию и приобретение поставленных несанкционированной стороной машин, а также сообщать обо всех подобных попытках. Как отметили в Chery, хотя действующее российское законодательство предоставляет ей эффективные средства защиты своих прав, она считает наиболее приемлемым мирное урегулирование конфликта.

Этой истории придает еще больше пикантности то, что Chery Tiggo… ну, сами знаете, на что похож этот автомобильчик. Хотя чистой воды клоном назвать его сложно, поскольку в доводке модели самое действенное участие принимали компании Lotus и японская MAE Corporation.

Кроме того, жесткость российской таможни, от которой всем нам так несладко, между тем дает определенные результаты. Особенно в контексте нового закона от 18.12.2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», которая с 1 января 2008 г. регламентирует отношения в сфере интеллектуальной собственности. То есть граница сейчас все чаще «закрывается на замок» по поводу и без, что препятствует проникновению подделок на территорию нашей страны.

Но, тем не менее, российский рынок автозапчастей, расходных материалов, технических жидкостей и оборудования еще изобилует контрафактными товарами. По оценке агентства «Автостат», только в сегменте автокомпонентов крутится от 20% до 30% подделок. Эти данные были получены на основании анализа официальных источников, то есть уже по факту, когда фальшивка была обнаружена и изъята. А сколько подделок так и осталось не выявлено?

Впрочем, не всегда ясно, откуда «растут ноги» этих подделок. Так, в прошлом году несколько компаний-поставщиков и производителей автозапчастей и автоаксессуаров, обнаружив на рынке подделки предлагаемых ими продуктов, поспешно обвинили в содеянном китайцев. Однако после подробного расследования выяснилось, что контрафактные изделия были произведены в тишайшей российской глубинке, на которую никто и подумать не мог.

Хотя мы ни в коей мере не хотим сказать, что теперь китайцы стали «мягкими и пушистыми» и забросили свои излюбленное ремесло. Отнюдь нет. Буквально в конце прошлого лета Торговый дом «Детва» обратил внимание специалистов, что на рынке автозапчастей появились стартеры и генераторы китайского и турецкого производства с маркировкой MAGNETON (Чехия). Простому потребителю сложно отличить подделку от оригинала. Мало кто из автослесарей и автовладельцев в состоянии правильно оценить, что именно предлагается ему, так, казалось бы, похожее на продукцию MAGNETON. Пираты точно копируют внешний вид продукции, поэтому представители компании даже не пытаются приводить отличительные черты предлагаемой ими продукции от подделки. Основное отличие состоит в том, что подделка – это низкокачественный продукт, с низким ресурсом и без гарантии завода-производителя. При этом руководство Торгового дома подчеркивает: «Для того чтобы максимально сократить возможности приобретения подделок, советуем продукцию завода MAGNETON приобретать у прямых дистрибьюторов в России или у проверенных временем поставщиков».

От подделок не защищен и такой товар, что уже само по себе удивительно, как шины. В конце 2009 г. Торговый дом «Кама» (генеральный дистрибьютор автопокрышек производства ОАО «Нижнекамскшина») инициировал разбирательство в отношении китайской компании, уличенной в неправомерном использовании товарного знака «КАМА». Поддельные шины китайского производства под фирменным логотипом «КАМА» были обнаружены в Красноярске. Дилеры в Казахстане также неоднократно жаловались на появление в продаже контрафактной продукции.

Впервые фальшивая «КАМА» появилась в продаже в 2006 году. По оценке экспертов, подобные шины смогут прослужить не более года, при этом являются постоянным источником угрозы. Логотипы на шине «китайского разлива» внешне отличаются от фирменных, а резкий раздражающий запах камеры выдает в содержании резиновой смеси низкопробных дешевых ингредиентов. Кроме того, контрафактные шины имеют некачественный вентиль и несуществующие номера пресс-форм, нанесенные на боковину.

Учитывая особенности шинного стока, можно предположить, что эхо тех событий может прозвучать и сегодня. Тем более что спустя год, накануне нового 2011 г., на территории Украины зафиксирован очередной факт подделки шин «КАМА» — одна из шинных компаний в Донецке предлагала своим клиентам бескамерные шины типоразмера 17,5 R25 с соответствующим логотипом. Внешний вид логотипа заметно отличался от «фирменного» написания. Никаких иных надписей или знаков, указывающих принадлежность шины к Нижнекамскому шинному комплексу, не присутствовало.

В этой связи ТД «Кама» официально предупреждает коллег по бизнесу и потребителей шин об опасности подобных подделок и в дальнейшем, а также напоминает, что отличить шины «КАМА» и «КАМА EURO» от подделок очень легко: шины производства Нижнекамского шинного комплекса несут на боковине ряд обязательных надписей и маркировок.

Сильно страдает от подделок и такая специфическая группа товаров, как подшипники. Всем известная технология SNR ASB (подшипник с активным датчиком), используемая при производстве ступичных подшипников для большинства современных европейских автомобилей, заслужила высокую оценку в области качества и безопасности. Однако в последнее время на репутации подшипников ASB пытаются заработать производители контрафактной продукции. Компания SNR сообщила, что на мировом рынке автомобильных запчастей обнаружены подделки под подшипники SNR ASB, произведенные на территории Китая, предназначенные для автомобилей: Volkswagen Polo VII & Fox, Audi A2 & A3, Seat Cordoba IV & Ibiza V, Skoda Fabia. Исследование образцов контрафактной продукции выявило полное несоответствие требованиям, предъявляемым группой Volkswagen к подшипникам ASB. Было установлено: магнитные энкодеры в контрафактных подшипниках имеют очень плохое качество и могут вызвать ошибку при чтении информации бортовым компьютером автомобиля; срок службы таких подшипников крайне мал, что может привести к повреждению ступицы и вылету колеса: всего 1200 испытательных циклов вместо требуемых производителями автомобилей 97 000 циклов.

Компания SNR так же предупреждает, что использование таких подшипников крайне опасно, рекомендуя для обеспечения безопасности и надежности автомобилей приобретать подшипники ASB только у официальных торговых партнеров SNR и автопроизводителей.

Примечательно, что спустя какое-то время после того, как компания SNR выявила фальшивки, в нашей стране появились подшипники новой марки SBR. ПКФ «Подшипникоптторг» и Европейская подшипниковая корпорация объясняют: ни во Франции, ни в какой-либо другой европейской стране такого производителя нет и никогда не было. Существует только SNR. Ассоциация производителей подшипников заявляет, что испытания, проводившиеся в 2003 году, выявили несоответствия подшипников SBR ГОСТу 520 и международному стандарту ISO 578. Цитата: «зафиксированы пониженная твердость колец, отклонения наружного и внутреннего диаметров, заусенцы по роликовой дорожке, повышенный уровень вибрации...» По заключению экспертов, испытанные изделия «имеют окончательный вид брака» и могут привести к созданию аварийных ситуаций и даже гибели людей. Выяснилось, что подшипники SBR не фигурируют в базе данных ГТК РФ по импортированным в Россию товарам (вероятно, данная продукция ввезена в нашу страну незаконно, без уплаты пошлин и налогов). А производителя подшипников SBR во Франции попросту не существует.

А между тем, как уточняют специалисты, подшипник ступицы переднего колеса – самый нагруженный подшипник в автомобиле; он чаще других выходит из строя. Китайские подделки, выполненные из очень мягкого металла, ломаются практически мгновенно, что может привести к серьезной аварии и стоить жизни ее участникам.

Но наиболее сложная ситуация до сих пор складывается в области диагностического оборудования. В этом сегменте китайский контрафакт не просто не сдает позиций, но с каждым годом занимает все более высокие места. Кто знаком с китайской промышленностью, знает, что в области электроники мастера из КНР еще не так сильны. Собственно, поэтому все производимое ими оборудование – именно качественное оригинальное оборудование – комплектуется зарубежной «начинкой». Микросхемы, платы, чипы выпускаются за пределами Поднебесной, либо по соседству в Юго-Восточной Азии, либо даже в Европе и уже потом устанавливаются на китайские стенды, станки и проч.

Это одна сторона медали. Другая состоит в том, что, как известно, автопроизводители не продают свои фирменные диагностические сканеры, или, как их еще называют, системные тестеры, за пределами уполномоченной сети независимым автосервисным предприятиям. Однако потребность в таких сканерах огромна. Дело в том, что многие функции, к числу которых относится кодирование и программирование электронных блоков управления современных автомобилей, без фирменного оборудования, посредством мультибрендовых сканеров выполнить в принципе невозможно. Но эти операции сегодня чрезвычайно актуальны. Вот как раз для того, чтобы удовлетворить потребность aftermarket’а, в подобном оборудовании китайцы принялись в массовом порядке клепать дилерские приборы.

И первое время бизнес у китайцев шел отлично. Сервисмены покупали необходимые им устройства, были искренне благодарны, поскольку получали доступ к прежде недоступным функциям, но…

Во-первых, низкий уровень качества таких приборов очень быстро охладил энтузиазм авторемонтников по их поводу: тестеры выходят из строя в среднем в течение года и потом не поддаются никакой реанимации. Во-вторых, в силу того что подделки поступали не только на российский, но и на европейский рынок, автопроизводители довольно быстро их обнаружили и забили тревогу. Поскольку для выполнения определенных функций требуется онлайн-коммуникация с сервером завода-изготовителя, зафиксированные обращения поддельных сканеров стали блокироваться. Причем автопроизводителям даже не составляет труда дистанционно вывести контрафактный прибор из строя. Его последующая наладка и перенастройка требует серьезных инвестиций. Естественно, такие проблемы существенно снижают эффективность использования фальшивок.

Тут, кстати, доходит до смешного. Китайцы уже начали подделывать… китайцев. Больше всего пострадала продукция хорошо известной российским диагностам компании Launch. Фальшивки невозможно отличить от оригинала ни с первого взгляда, ни со второго, ни даже с третьего – настолько идентично они изготовлены. И даже цена копии не сильно отличается от стоимости настоящих сканеров. Более того, как в приватных беседах говорят представители российских дистрибьюторов/дилеров продукции Launch, им самим зачастую бывает очень сложно установить, где настоящий сканер, а где подделка. Они похожи до мелочей, до самых незначительных деталей. Тем не менее, покупка такого оборудования опасна тем, что его владелец не получает никакой гарантии, технической поддержки и возможности приобретать подписку на обновления, что может привести к большим дополнительным затратам.

Словом, хоть поток китайских подделок в последние годы и сократился, они по-прежнему доставляют массу проблем специалистам отрасли. Единственный способ избежать этих проблем – сотрудничать только с проверенными, надежными поставщиками и внимательно отслеживать официальные сообщения производителей автокомпонентов, оборудования, расходных материалов и технических жидкостей.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить

Рекомендованные статьи