25 апреля 2024,
07:04
Москва

От кризиса до кризиса – веселье в автобизнесе

24 ноября 2014, Роман Акользин

Под таким ироническим слоганом стартовало 116 заседание Клуба руководителей автобизнеса Autoboss, посвящённого теме «Опыт антикризисного управления дилерскими центрами». К сожалению собравшимся было далеко не до смеха, ведь стагнация экономики и ослабление рубля не позволяют участникам рынка адекватно реагировать на вызовы.

Несёт ли кризис 2014 года такую же опасность, как и его предшественники? Чтобы сформировать объективный взгляд на сложившуюся ситуацию, необходимо отринуть эмоции и взглянуть на статистические данные. 

Сергей ЦеликовСергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат», уверен, что ситуация на рынке печальная, но не критичная. Общее снижение продаж сегодня свидетельствует не только об экономическом спаде, но и о структурных изменениях рынка в пользу престижных автомобилей и дорогих комплектаций. Конечно, на эти изменения существенно влияет снижение доходов большей части населения, однако не в меньшей степени оказывает воздействие изменение портрета и характера потенциального покупателя. Новые иномарки, которые в нулевых массово становились «первенцами» для большинства россиян, сегодня требуют замещения. Сроки эксплуатации автомобилей в премиум-сегменте сократились в среднем до 3,5 лет, а в массовом – до 5,5 лет.

Но теперь даже небогатый человек больше не спешит разоряться на «бричку» с неокрашенными бамперами, штамповкой и дореволюционной магнитолой. Он желает доплатить и приобрести, например, дополнительные пакеты безопасности, АКПП, ксенон или кожу. Поэтому-то процесс перехода моделей в верхний ценовой сегмент связан не только с инфляцией, но и с существенным расширением технических возможностей и пакетов опций. Так в 2007 году средняя взвешенная цена автомобиля составляла 498 тысяч рублей, а сегодня она превысила 984 тысячи, это уже близко к европейскому показателю в 25 тысяч евро.

В 2014 году за 8 месяцев было реализовано 1,5 миллиона легковых автомобилей и 100 тысяч коммерческих, что не превысило показателей за схожий период 2013 года. Однако в финансовом соотношении суммарная ёмкость рынка оказалась прежней – 1,5 триллиона рублей. Существенно (на 15%) вырос вторичный рынок. Значимый рост 17,9% (+15 541 автомобилей) по продажам новых автомобилей показала компания Nissan с выводом бюджетного Almera. За ним следует Lexus с 16,8% (+1 717) прироста и стабильный Mercedes с 15,5% (+4 318). За свой рывок в 15,1% (+4 107) Mazda обязана обновлённому модельному ряду. Сравнительно меньшие показатели около 5% демонстрируют Land Rover и Toyota.

Если с массовыми сегментами всё понятно, то как объяснить взрывной рост спроса на премиальные модели? Сергей Целиков заявил, что ничего удивительного в этом нет: «Рост популярности люксовых марок обусловлен повышением их доступности для массового потребителя. Бонусы по кредитным и утилизационным программам, скидки по trade-in и прочие массированные акции позволяют порой приобрести премиальный седан на 500 тысяч рублей дешевле его стартовой цены». Согласно данным эксперта, объём реализации премиум-брендов по сравнению с 2008 годом вырос в 2,5 раза.

Целиков подвергает сомнению оптимистичные прогнозы о росте рынка до 4-х миллионов автомобилей и называет адекватной цифру в 3 миллиона. При этом спикер уверяет, что дно рынка составит 2 миллиона автомобиле, что лишь на 500 тысяч единиц превысит показатель кризиса 2009 года. «На каждый прошедший виток кризиса эксперты закладывали восстановление показателей рынка в районе 5 лет, но в реальности же отрасль демонстрировала докризисные показатели уже через 2–3 года»,– позитивно заключил Сергей Целиков.

Горячую дискуссию вызвало выступление Владимира Моженкова, вице-президента ГК «АвтоСпецЦентр», заявившего, что 2/3 регионов страны являются закредитованными банкротами. Эксперт уверен, что все нынешние проблемы напрямую связаны с крымским вопросом. По словам Владимира, после обострения внешнеполитической обстановки продажа нового автомобиля в России стала нерентабельным занятием, ведь с каждой машины дилер теряет от 80 до 150 тысяч рублей. «Чтобы избежать этого,– уверен Моженков,– необходимо за пятилетку продавать один VIN 3 клиентам».

Сокращать издержки в условиях кризиса эксперт призвал на всём: в первую очередь на неэффективном персонале. 8 механиков должны выполнять работу за десятерых без повышения зарплаты и без обедов. Каким образом это реализовывать без финансовой заинтересованности коллектива, Моженков не уточнил.

Спикер также показал, что автомобильный рынок находится в стадии глобального перераспределения между Москвой и регионами. Россияне больше не хотят ездить из Урюпинска в Москву, чтобы купить Жигули или автомобили других марок. Это отчётливо прослеживается на печальном примере столичных дилеров «АвтоВАЗа» (подробнее об истории завода автоваз).

Оскар Ахмедов, учредитель CarOperator Group, в свою очередь настоятельно подчёркивает, что, несмотря на развитие маркетинговых рычагов, альтернативные источники дохода вроде trade-in и послепродажного сервиса не смогут компенсировать падения выручки от продаж новых автомобилей. Что касается западных санкций, то на этот счёт Ахмедов имеет своё мнение: «Европейские политики постоянно вводят против нас новые санкции, но задайте себе вопрос, являются ли они серьёзным аргументом в споре с Россией? Промышленники Запада никогда не позволят руководству никогда не позволят руководству своих стран пойти на решительные радикальные меры, например, ввести запрет на поставки комплектующих для наших автозаводов».

Неопределённости в финансовой сфере существенно усугубляют видение процессов в экономике, однако не в меньшей степени на бизнес-планирование влияет и эмоциональное состояние самих управленцев. Страх перед экономической нестабильностью заставляет менеджмент принимать субъективные и фатальные для предприятия решения. «Даже на краю пропасти природа диктует нам веру в положительный финал. Это несерьёзное отношение очень опасно при долгосрочных кризисах»,– уверен Оскар Ахмедов. С ним солидарен Евгений Горянский, бизнес-консультант. В своём выступлении спикер посоветовал руководителям не занимать график каждодневными совещаниями и просиживанием времени в кабинете, а спуститься в шоурум, склад или сервис, чтобы посмотреть на работу подчинённых, узнать об их проблемах и выслушать предложения по улучшению работы.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи