24 апреля 2024,
07:04
Москва

Российский авторынок вырос в 2012 году на 11%

16 января 2013

Российский авторынок вырос в 2012 году на 11%

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) провела пресс-конференцию, посвященную итогам развития авторынка России в 2012 году. В рамках конференции выступил председатель Комитета автопроизводителей Ассоциация европейского бизнеса, Йорг Шрайбер, он рассказал об основных тенденциях, которые наблюдались на автомобильном рынке России в 2012 году, а также обозначил направления работы АЕБ в стране.

По итогам 2012 года емкость рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России увеличилась на 11% в годовом значении (или на 281 308 единиц). Всего в минувшем году на российском рынке были проданы 2,935 млн новых автомобилей. Такой показатель продаж, как отметил г-н Шрайбер, оказался чуть выше прогноза, который АЕБ представил в начале 2012 года – 2,9 млн автомобилей. Если рассматривать период с 2007 по 2012 гг., то в прошлом году российский авторынок продемонстрировал новый рекорд продаж. Предыдущим рекордом был показатель 2008 года, когда в России было продано 2,918 млн новых авто. В течение прошлого года динамика авторынка была неоднородной, в феврале 2012 года продажи новых машин выросли на 24% (к аналогичному периоду 2011 года), в августе прирост продаж составил 15%, в ноябре емкость рынка не увеличилась, а в декабре она выросла на 1%.

Доли сегментов автомобильного рынка России изменились. По итогам первых 11 месяцев 2012 года, по-прежнему весомую долю рынка занимают автомобили класса компактов (39,5%), однако, доля этого сегмента сократилась на 7,1%. При этом отмечался рост сегмента компактных SUV, его доля выросла на 4%, до 22,2%. Таким образом, можно делать вывод о том, что спрос на рынке постепенно перемещается от сегмента компактных авто к классу кроссоверов и к классу маленьких автомобилей, который вырос за 2012 год на 2,4% и занял 13,1% от всего рынка.

По прогнозу АЕБ, в 2013 году в России будут проданы от 2,8 до 3,1 млн новых автомобилей. Средний показатель прогнозируется на уровне 2012 года – 2,95 млн авто. По мнению г-на Шрайбера, 2013 год будет непростым для российского авторынка, не исключено, что год начнется с замедления продаж, что во многом будет зависеть от состояния мировой и российской экономик.

IMG_4609.JPGВ 2012 году АЕБ продолжил в России работу в таких главных направлениях, как антимонопольное регулирование рынка, защита прав потребителей, а также сфера утилизации старых автомобилей. Г-н Шрайбер отметил, что АЕБ внимательно следит за мерами, предпринимаемыми ФАС в области регулирования рынка продаж новых автомобилей. Более того, Ассоциация вовлечена в процесс выработки адекватных решений. В АЕБ считают, что при внедрении изменений в регулирование рынка продаж новых автомобилей необходим взвешенный подход, привносить такие изменения необходимо поэтапно с учетом специфики рынка. Принятие несвоевременных изменений, считают в АЕБ, не только негативно отразится на деятельности дистрибьюторов и автомобильных предприятий, но и на финансовой способности и окупаемости многочисленных дилерских предприятий. Члены Комитета принимали участие в работе Экспертного совета при ФАС по развитию конкуренции в сфере реализации сервисного обслуживания легковых автомобилей. АЕБ продолжает активное взаимодействие с ФАС по вопросам регулирования рынка. Специалисты Ассоциации изучили рекомендации ФАС, адресованные участникам авторынка, и большинство этих рекомендаций не вызвало возражений. Однако рекомендации, касающиеся поставок оригинальных запчастей для независимых СТО, предоставление им доступа к техническим базам автопроизводителя, а также разделение рынка на сектор продаж и сектор сервисного обслуживания, требуют, по мнению АЕБ, более тщательного анализа и детализации до их окончательного внедрения. В целом же организация поддерживает предложения ФАС, к тому же, члены Комитета приняли решение разработать «Кодекс чести», который должен будет отображать основные рекомендации по ведению бизнеса для производителей-импортеров и дилеров с учетом уже достигнутых договоренностей.

В Комитете считают также, что действующий закон о защите прав потребителей предоставляет широкие права потребителю, чем нарушает баланс между интересами покупателей и других участников авторынка. Последнее время, как отмечает г-н Шрайбер, в России увеличилось число рекламаций в адрес импортеров и дилеров, участились случаи злоупотребления и недобросовестного применения прав, предусмотренных законом, что негативно отражается на деятельности автомобильных компаний. К числу основных проблем действующего законодательства АЕБ относит: понятие существенного недостатка, ответственность за действие третий лиц, а также несоразмерность ответственности. Вышеперечисленные проблемы, которые связаны, в том числе, и с ответственностью независимых автосервисов за качество ремонта, демонстрируют необходимость поэтапного внедрения изменений.

Г-н Шрайбер напомнил также, что в России в августе 2012 года было принято постановление о внедрении утилизационного сбора. Данное постановление выдвигает также требования автопроизводителям, которые могут быть освобождены от уплаты сбора. Речь идет о таких требованиях, как соответствие режиму промсборки, организация пунктов сбора утилизируемых автомобилей в каждом городе с численностью населения от 500 000 человек, а также доставка таких автомобилей на пункты утилизации, при этом данная услуга должна быть бесплатной для потребителя. К участию в организации системы утилизации автопроизводители должны привлекать своих дилеров. Основной проблемой в сфере утилизации старых машин остается, по мнению АЕБ, отсутствие в России развитой инфраструктуры. Тем не менее, важным фактором стабильного развития рынка, как считают в АЕБ, является именно создание инфраструктуры утилизации, что станет возможным при дополнительном рассмотрении проблем на уровне федеральных властей и внесении необходимых поправок в действующее законодательство.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи