Установка съемного баш-бара
15 апреля 2014, Светлана Парфенова
Автоспорт в нашей стране наконец-то встает на ноги и все больше и больше набирает обороты. Развиваются не только профессиональные, но и любительские дисциплины. Кольцевые гонки, ралли, спринты, дрифтинг, тайм-аттак и пр. - выбор велик, а значит, все больше людей могут принять участие в соревнованиях.
Для этого нужно подготовить свою машину в соответствии с регламентом соревнований. Ясно одно - в любом случае автомобиль, на котором спортсмен выезжает на трассу, не будет вечно в идеальном состоянии. Даже если не предполагается контактная борьба, в процессе обучения и в погоне за рекордами возможны ошибки и вылеты. Это спорт. Кузовной ремонт после гонок - дело обычное.
Как же усилить кузов автомобиля для участия в гонках и, по-возможности, снизить количество деталей и узлов, "страдающих" при авариях? У нас есть ответ на этот вопрос! Сегодня на примере быстро развивающейся и популярной в России дисциплины автоспорта - дрифтинга - мы рассмотрим установку баш-бара. Это универсальная металлическая каркасно-трубчатая конструкция, визуально напоминающая своеобразный «кенгурятник». Она устанавливается как в передней части автомобиля, на "морду", так и сзади.
Дрифтинг - это мастерство управляемого заноса. На соревнованиях по дрифту, после квалификации, идут парные заезды. Контакты автомобилей участников друг с другом или вовсе, с бетонными отбойниками, огораживающими трассу - частое дело. Специалисты из профессиональной команды по дрифту "Smokey Garage" успешно переняли зарубежный опыт и самостоятельно изготавливают и устанавливают уникальную конструкцию, защищающую основные детали и узлы автомобиля от повреждений даже при сильном ударе - съемный баш-бар. На английском bash - сильный удар и bar - преграда, то есть его основное назначение понятно уже из самого названия - защита узлов и агрегатов машины при сильном ударе, столкновении.
Во время мастер-класса использовались:
- набор рожковых ключей,
- трещотка,
- набор головок на 12, 14 и 17,
- отвертки прямой шлиц и крест,
- резиновая "кувалда",
- кусачки.
Ниже мы приводим подробное описание последовательности действий, выполняемых при установке переднего баш-бара на автомобиль Lexus is300. Для наглядности наше описание снабжено детальными фотографиями.
Так выглядел Lexus is300 до установки баш-бара.
Передний баш-бар полностью заменяет стоковый усилитель бампера и «телевизор». Конструкция варится из металлических труб диаметром ¾ и 1 дюйм, которые можно приобрести на любом строительном рынке. Иногда используют профильную трубу 20х40, 20х20 - в зависимости от конструкции баш-бара и его крепления.
Сначала трубы сгибаются по нужной форме с помощью трубогиба. Потом режутся болгаркой и свариваются полуавтоматом.
Конструкция может быть съемная, на болтах, или приваренная к силовым элементам кузова.
Лучше использовать съемную конструкцию, чтобы при повреждении быстро снять элемент и поменять его на новый. Это особенно важно на соревнованиях, когда время на устранение повреждений машины жестко ограничено. Снять такую конструкцию можно одному человеку за несколько минут.
Передний bash-bar состоит из двух элементов: нижнего - защитного и верхнего, на который крепятся агрегаты (фары, радиатор и т.д.).
Для установки баш-бара из автомобиля вырезаются подкрылки, усилитель бампера, телевизор и все лишнее.
При этом появляется определенная свобода действий при постройке автомобиля. К примеру, в процессе тюнинга подкапотное пространство претерпевает глобальные изменения, и зачастую штатную систему креплений нет возможности использовать с тюнинг-деталями. Тогда приходится заниматься подгонкой.
А при установке баш-бара, в связи с освобождающимся пространством, можно размещать некоторые узлы там где удобно, а не там, где находятся заводские крепления. Также становится проще проводить осмотр и обслуживание в подкапотном пространстве, не используя подъемник или яму.
Появляется доступ к передней подвеске - также без поднятия машины.
Во время гонок счет идет на минуты и важно иметь возможность очень быстро провести осмотр всех жизненно важных элементов и подвески, и ремонт, при необходимости.
Верхний элемент баш-бара устанавливается вместо стандартного телевизора, повторяя его линию, а также заменяет стандартные крепления фар, радиатора и интеркулера. Крепится непосредственно к кузову.
Для того, чтобы установить баш-бар, не нужно поднимать автомобиль на подъемник. И это еще один плюс данной конструкции - простота в установке и эксплуатации.
Верхний элемент баш-бара наживлен. Его предстоит закрепить в четырех местах.
Непосредственно к кузову автомобиля в районе крыла - слева и справа соответственно.
и к "стакану" стойки - слева и справа соответственно.
Закрепляем бачок ГУРа.
Конструкция хороша еще и тем, что устанавливать и снимать ее можно вдвоем, то есть в четыре руки, что значительно ускоряет процесс работы.
Радиатор с помощью скоб крепится к баш-бару с двух сторон.
Также с помощью скоб крепится маслокулер.
Не забудьте закрепить проводку. Это можно сделать с помощью стяжек, а потом кусачками убрать торчащие концы, чтобы ничего не мешалось.
При креплении фар важно проверить, чтобы они стояли ровно.
Нижний элемент баш-бара - именно силовой, он и принимает на себя основной удар.
Таким образом нижняя часть баш-бара заменяет стоковый усилитель бампера. Она крепится к лонжерону, под передний бампер, полностью повторяя его геометрию. Защищает, прежде всего, радиатор, интеркулер, маслокулер и другие узлы от повреждений при ударе.
Самое главное – это защитить радиатор и масляный кулер, так как при их повреждении охлаждающая жидкость и масло могут вытечь. На трассе, при ударе, когда система сообщит о перегреве или низком давлении масла, может быть уже поздно, и двигатель сломается. Поэтому все внимание направлено именно на защиту этих жизненно важных элементов.
При желании и по необходимости, обычный поролон можно использовать в качестве уплотнителя.
В данном случае поролон закреплен для того, чтобы при движении передний бампер не бился о защитную трубу баш-бара.
Нижний элемент баш-бара готов к установке.
Внимание! Не забудьте надежно закрепить буксировочную стропу.
Нижний элемент баш-бара также крепится к кузову в четырех местах, к лонжеронам - слева и справа соответственно.
Передний баш-бар полностью установлен.
При этом снаружи баш-бар не видно, ведь он закрывается «скорлупой» из бамперов, крыльев и капота (в данном случае передний бампер пока не установлен, так как работы над автомобилем по подготовке к сезону еще продолжаются).
Приведем пример. На соревнованиях по дрифту автомобиль с установленным передним баш-баром столкнулся с искусственным препятствием в виде четырех блоков, один из них в результате раскололся, еще один перевернулся. При этом удар пришелся в угол машины. В данном случае bash-bar сохранил радиатор, интеркулер. А крыло, капот и фара получили незначительные повреждения. Без баш-бара после подобного столкновения с блоком весь правый угол машины был бы замят, и сильные повреждения получили бы крыло, капот, стойка, фара, интеркулер и все внутренние элементы, и, вероятно, даже сердце автомобиля - мотор.
Как видим, в спорте, где нужна простота, надежность и эффективность баш-бар уже не раз показал свою необходимость.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.