Ключ к процессам
26 января 2016, Оксана ДЕМЧЕНКО
27 ноября в Торгово-промышленной палате (ТПП) состоялась очередная встреча практиков и экспертов рынка кузовного ремонта, организованная компанией Audatex. Тема была сформулирована как «Новые решения для ключевых процессов ремонта и реализации транспортных средств».
Формат встреч в ТПП уже стал традиционным, а для многих участие в этих встречах – обязательная часть работы, ведь тут профессионалы могут сверить оценки и почерпнуть что-то новое. Однако ноябрьская встреча показала значительное обновление формата. Новое – это прямое присутствие и, более того, активное участие в обсуждении ассоциации РОАД. Так, заседание открыл Александр Иванов, директор по развитию ассоциации РОАД. Он кратко обрисовал положение на рынке и выразил уверенность, что вопреки сложностям в сегменте продаж новых автомобилей, где объем реализации упал ориентировочно до 1,5 млн и нет предпосылок к росту в 2016 году, дилеры борются за выживание и не намерены сдаваться, уходить с рынка и терять позиции в бизнесе, в который они вложили миллиарды. Поэтому поиск способов повысить эффективность, внимание к сервису и ремонту, к сегменту подержанных автомобилей очень и очень велики.
Николай Мороз, представитель компании Audatex, провел презентацию совершенно нового и по-своему уникального проекта AudaParts, нацеленного на облегчение и ускорение заказа запчастей для кузовного ремонта. Он отметил: «Проект уже разработан и реализован практически, сейчас он находится в тестовом режиме. Его задача – даже не коммерческая выгода для поставщика решений, то есть Audatex, но именно формирование новых возможностей инфраструктуры и комфорт пользователей СТО, оптимизация и улучшение условий заказа».
В качестве поля для реализации проекта был взят рынок ОСАГО. А главной точкой оказания поддержки СТО стал этап выбора и приобретения запчастей для ремонта: эти детали должны вписываться в нормативы единого справочника, соответствовать запросам по качеству и поставляться в приемлемые сроки. Именно быстрому и удобному выбору деталей и их по сути мгновенному заказу и посвящен проект. Он стал логическим развитием прежнего проекта ОСАГОпро.
Участники процесса ремонта, и это очевидно – страховые компании, поставщики запчастей и ремонтники. Они связаны и коммуницируют через сервисы Audatex, в едином информационном пространстве, на целом ряде этапов. Однако до сих пор сопровождение СТО завершалось на этапе его общения со СК, в момент согласования заказа.
Теперь к платформе подключены поставщики запчастей – дистрибьюторы автокомпонентов, имеющие (именно это стало приоритетом при их отборе) как складские мощности на территории РФ, так и отлаженную логистическую систему. В первую очередь к системе подключаются именно компании, которые обладают развитой сетью в регионах и готовы работать на всей (или значительной части) территории РФ, а не только в столице или ряде крупных городов.
При задействовании нового проекта для СТО поиск запчастей становится процессом, который занимает буквально несколько секунд. Поиск запчастей идет по имеющемуся уже в системе согласованному с СК списку деталей и позволяет получить полную информацию о ценах и условиях поставки для всего рынка, а не только, как это было прежде, для 1-2 «своих» поставщиков. По каждой детали в системе имеется информация о ее статусе: ОЕМ/АМ, уровень качества, источник поставки и т. д. Выбрав детали, СТО сможет заказать их тоже в один клик, даже если заказ включает несколько поставщиков, и детали идут из разных источников.
Поддержка не обрывается и на этом этапе: в сети отображается вся информация по взаимодействию с выбранными поставщиками: подтверждение или отказ по каждой детали, реальный срок поставки, условия доставки, статус заказа и т. д. Аналогично, полностью прозрачна ситуация и для страховой компании: ее сотрудники могут видеть, на каком этапе находится ремонт, каковы реальные ожидаемые сроки выполнения.
В чем ценность проекта по мнению спикера? В сокращении сроков поставки и, как следствие, сроков ремонта. В системе, кстати, будут обрабатываться данные по оперативным поставкам в срок до 3 дней. Все это позволит СТО не только улучшить коммуникацию с СК и клиентом, но также ровнее и точнее спланировать загрузку ремзоны. Пользователи-СТО получат наглядное и полное понимание ценовой карты рынка: по любой детали можно будет определить средние цены, варианты в наличии или с отсрочкой и под заказ, и исходя из соотношения срок/цена/качество сделать осознанный выбор, в том числе учитывая пожелания клиента.
При выборе запчастей сервисы пакета AudaParts позволят СТО задавать параметры поиска (определять приоритеты) изначально: качество, происхождение, срок, цена. Вести диалог с партнерами тоже будет проще – ведь в наличии живые цифры.
Стоит отметить: пока в систему внесены в основном новые запчасти. По б/у запчастям на данный момент подключены только 2 поставщика, которые смогли «оцифровать» свои склады, потому их прайс-листы имеют совершенно аналогичную с новыми деталями форму. Собственно, оцифровка информации, полноценная база по б/у запчастям – это главная проблема таких поставщиков. И, по заверениям спикера, Audatex готов оказать помощь в оцифровке склада.
Тестирование проекта по плану компании будет продолжаться до конца 2015 года, а в 2016 состоится полноценный запуск в штатном режиме. Стоит добавить: сейчас проект для СТО является бесплатным. Подбор запчастей, пользование базой – все это не предполагает дополнительных затрат, по словам спикера.
Следующий спикер – Валерий Шарганов, компания «Рефиниш Автолак» – представил ряд обновлений в теме учета ЛКМ, проводимого совместно с Audatex. Он отметил: «Хотя в затратах МКЦ доля лакокрасочных материалов относительно невелика – примерно 10%, в этой части порой наблюдается отрицательная рентабельность, связанная прежде всего с неточным, неполным и ненадежным учетом по материалам. До кризиса, в благополучные времена, на такие «мелочи» многие просто закрывали глаза. Сейчас ситуация изменилась. Однако же накопленная негативная практика по учету ЛКМ продолжает оставаться «привычкой» кузовных центров, и общая экономика сервиса сильно страдает».
Контроль за движением материалов, его глубина и формат – это лишь часть проблемы. Вторая часть – это штат сотрудников (и их ФОТ), связанных с использованием ЛКМ: колорист, кладовщик, маляр. Здесь помимо оплаты труда возможны и дополнительные расходы в части материалов (тест-напылы, некорректная настройка оборудования). Ситуацию осложняет и некорректное ведение учета, ошибки при внесении данных. Наконец, есть и проблема складских остатков: порой СТО не умеет проанализировать поставки материалов и замораживает излишек средств, которые сейчас уж точно не лишние.
Пытаясь решить проблему с ЛКМ, руководство МКЦ зачастую принимает решение о переходе на материалы эконом-класса. Бывают и решения по экономии за свет «человеческого ресурса», хотя обычно это весьма спорные шаги.
Спикер предложил рассмотреть динамику «перехода в эконом». Ожидая значительного снижения затрат, специалисты СТО не учитывают изменение в таких параметрах, как подбор цвета и укрывистость. Однако в плюс срабатывает прекращение (хотя бы на первом этапе) «увода» материалов на левые заказы.
В целом же обычно переход в бюджетный сегмент не оправдывает ожиданий руководства СТО. А ведь впереди еще и отложенные риски, репетиционные: у таких материалов куда ниже уровень гарантий качества и долговечности материала, так что шанс на возврат недовольного клиента через полгода или год тоже растет.
Свой путь оптимизации расходов компания видит (и предлагает в первую очередь крупным и приоритетным клиентам) через оптимизацию учета ЛКМ и построение полноценной системы контроля. Механизм – аутсорсинг всего процесса подбора и поставки ЛКМ: на станции появляется сотрудник, который не входит в штат СТО и не может быть завязан в «черные» схемы. Это компетентный профессионал, представитель поставщика ЛКМ, и его мотивация прямо завязана на учете ЛКМ и качестве подготовки материала. При таком варианте работы все проблемы неточного, не с первого раза подбора – на стороне поставщика материала, и не могут увеличить расходы СТО.
Ключевой вопрос по данному докладу задал Алексей Соболевский: насколько проект аутсорсинга комфортен и выгоден самому поставщику ЛКМ? Ответно было сказано: он, по крайней мере, неубыточен. Тут в скобках стоит добавить: Алексей поделился после доклада своими данными о том, что аналогичный во многом проект по аутсорсингу есть и у компании «Европроект Групп», и он успешно реализуется для крупных клиентов.
Еще один спикер – Дмитрий Щербухин, представитель компании «Альфа-Страхование», рассказал о реализации оптимального формата коммуникации между СК и СТО. Он, стараясь подойти к теме максимально объективно, перечислил для начала минусы системы «АудаВеб», отметив: «Их действительно немного, и это текущие проблемы, которые решаемы и уже решаются в режиме обновлений и доработки системы. А вот плюсы – они ощутимы, и о них стоит говорить куда подробнее. Это в первую очередь отсутствие разногласий по нормативам; это, безусловно, сокращение сроков на согласование. Согласования по этой схеме рассматриваются во внеочередном порядке, для сотрудников СТО очевидно сокращение трудозатрат, и к тому же саму калькуляцию оплачивает СК».
Участник программы – Олег Кириллин, руководитель МКЦ ОАО «Пеликан», со своей стороны подтвердил преимущества нового подхода. И уточнил: довольны и клиенты, они очень ценят сокращение времени на ремонт за счет согласований и заказа запчастей.
Завершил сессию Евгений Шпонько, представитель компании Audatex, рассказом о новом для этой компании поле активности в РФ – участии в рынке оценки подержанных автомобилей (проект UsedCars). Спикер еще раз подчеркнул, что на фоне драматического падения продаж новых автомобилей (-39% по 10 месяцам года) рынок подержанных авто ведет себя куда стабильнее, к тому же его объем в разы выше. Это делает такой рынок перспективным и даже приоритетным для всех игроков. Поэтому и спрос на бизнес-инструменты для рынка подержанных авто, и предложение таких инструментов прирастают. Евгений подчеркнул важность двух моментов: оценки автомобиля и грамотной работы со складом подержанных авто и его оборачиваемостью в первую очередь.
Изменение оценки дилера как продавца подержанного автомобиля в глазах клиента вторичного рынка очень важно: дилер должен стать поставщиком надежного и комфортного сервиса при продаже, а не «дешевого слива авто, когда нет времени самому продавать».
Работа над ПО для складского управления и оценки стоимости автомобилей, для организации внутренних междилерских аукционов идет очень глубоко, учитываются в т. ч. и мнения РОАД, и мнения отдельных дилеров. «Важно не только обеспечить инструментарий, но и помочь повысить эффективность бизнеса, и увеличить прибыль для его участников», – указал спикер.
Сейчас решение на этапе завершения тестового периода, оно активно внедряется и работает в шести компаниях. При этом учитывают мнения разных типов автокомпаний – крупных, мелких, региональных. С начала 2016 года ПО будет предлагаться клиентам в штатном режиме.
Формат встреч в ТПП уже стал традиционным, а для многих участие в этих встречах – обязательная часть работы, ведь тут профессионалы могут сверить оценки и почерпнуть что-то новое. Однако ноябрьская встреча показала значительное обновление формата. Новое – это прямое присутствие и, более того, активное участие в обсуждении ассоциации РОАД. Так, заседание открыл Александр Иванов, директор по развитию ассоциации РОАД. Он кратко обрисовал положение на рынке и выразил уверенность, что вопреки сложностям в сегменте продаж новых автомобилей, где объем реализации упал ориентировочно до 1,5 млн и нет предпосылок к росту в 2016 году, дилеры борются за выживание и не намерены сдаваться, уходить с рынка и терять позиции в бизнесе, в который они вложили миллиарды. Поэтому поиск способов повысить эффективность, внимание к сервису и ремонту, к сегменту подержанных автомобилей очень и очень велики.
Николай Мороз, представитель компании Audatex, провел презентацию совершенно нового и по-своему уникального проекта AudaParts, нацеленного на облегчение и ускорение заказа запчастей для кузовного ремонта. Он отметил: «Проект уже разработан и реализован практически, сейчас он находится в тестовом режиме. Его задача – даже не коммерческая выгода для поставщика решений, то есть Audatex, но именно формирование новых возможностей инфраструктуры и комфорт пользователей СТО, оптимизация и улучшение условий заказа». В качестве поля для реализации проекта был взят рынок ОСАГО. А главной точкой оказания поддержки СТО стал этап выбора и приобретения запчастей для ремонта: эти детали должны вписываться в нормативы единого справочника, соответствовать запросам по качеству и поставляться в приемлемые сроки. Именно быстрому и удобному выбору деталей и их по сути мгновенному заказу и посвящен проект. Он стал логическим развитием прежнего проекта ОСАГОпро.
Участники процесса ремонта, и это очевидно – страховые компании, поставщики запчастей и ремонтники. Они связаны и коммуницируют через сервисы Audatex, в едином информационном пространстве, на целом ряде этапов. Однако до сих пор сопровождение СТО завершалось на этапе его общения со СК, в момент согласования заказа.
Теперь к платформе подключены поставщики запчастей – дистрибьюторы автокомпонентов, имеющие (именно это стало приоритетом при их отборе) как складские мощности на территории РФ, так и отлаженную логистическую систему. В первую очередь к системе подключаются именно компании, которые обладают развитой сетью в регионах и готовы работать на всей (или значительной части) территории РФ, а не только в столице или ряде крупных городов.
При задействовании нового проекта для СТО поиск запчастей становится процессом, который занимает буквально несколько секунд. Поиск запчастей идет по имеющемуся уже в системе согласованному с СК списку деталей и позволяет получить полную информацию о ценах и условиях поставки для всего рынка, а не только, как это было прежде, для 1-2 «своих» поставщиков. По каждой детали в системе имеется информация о ее статусе: ОЕМ/АМ, уровень качества, источник поставки и т. д. Выбрав детали, СТО сможет заказать их тоже в один клик, даже если заказ включает несколько поставщиков, и детали идут из разных источников.
Поддержка не обрывается и на этом этапе: в сети отображается вся информация по взаимодействию с выбранными поставщиками: подтверждение или отказ по каждой детали, реальный срок поставки, условия доставки, статус заказа и т. д. Аналогично, полностью прозрачна ситуация и для страховой компании: ее сотрудники могут видеть, на каком этапе находится ремонт, каковы реальные ожидаемые сроки выполнения.
В чем ценность проекта по мнению спикера? В сокращении сроков поставки и, как следствие, сроков ремонта. В системе, кстати, будут обрабатываться данные по оперативным поставкам в срок до 3 дней. Все это позволит СТО не только улучшить коммуникацию с СК и клиентом, но также ровнее и точнее спланировать загрузку ремзоны. Пользователи-СТО получат наглядное и полное понимание ценовой карты рынка: по любой детали можно будет определить средние цены, варианты в наличии или с отсрочкой и под заказ, и исходя из соотношения срок/цена/качество сделать осознанный выбор, в том числе учитывая пожелания клиента.
При выборе запчастей сервисы пакета AudaParts позволят СТО задавать параметры поиска (определять приоритеты) изначально: качество, происхождение, срок, цена. Вести диалог с партнерами тоже будет проще – ведь в наличии живые цифры.
Стоит отметить: пока в систему внесены в основном новые запчасти. По б/у запчастям на данный момент подключены только 2 поставщика, которые смогли «оцифровать» свои склады, потому их прайс-листы имеют совершенно аналогичную с новыми деталями форму. Собственно, оцифровка информации, полноценная база по б/у запчастям – это главная проблема таких поставщиков. И, по заверениям спикера, Audatex готов оказать помощь в оцифровке склада.
Тестирование проекта по плану компании будет продолжаться до конца 2015 года, а в 2016 состоится полноценный запуск в штатном режиме. Стоит добавить: сейчас проект для СТО является бесплатным. Подбор запчастей, пользование базой – все это не предполагает дополнительных затрат, по словам спикера.
Следующий спикер – Валерий Шарганов, компания «Рефиниш Автолак» – представил ряд обновлений в теме учета ЛКМ, проводимого совместно с Audatex. Он отметил: «Хотя в затратах МКЦ доля лакокрасочных материалов относительно невелика – примерно 10%, в этой части порой наблюдается отрицательная рентабельность, связанная прежде всего с неточным, неполным и ненадежным учетом по материалам. До кризиса, в благополучные времена, на такие «мелочи» многие просто закрывали глаза. Сейчас ситуация изменилась. Однако же накопленная негативная практика по учету ЛКМ продолжает оставаться «привычкой» кузовных центров, и общая экономика сервиса сильно страдает».
Контроль за движением материалов, его глубина и формат – это лишь часть проблемы. Вторая часть – это штат сотрудников (и их ФОТ), связанных с использованием ЛКМ: колорист, кладовщик, маляр. Здесь помимо оплаты труда возможны и дополнительные расходы в части материалов (тест-напылы, некорректная настройка оборудования). Ситуацию осложняет и некорректное ведение учета, ошибки при внесении данных. Наконец, есть и проблема складских остатков: порой СТО не умеет проанализировать поставки материалов и замораживает излишек средств, которые сейчас уж точно не лишние.
Пытаясь решить проблему с ЛКМ, руководство МКЦ зачастую принимает решение о переходе на материалы эконом-класса. Бывают и решения по экономии за свет «человеческого ресурса», хотя обычно это весьма спорные шаги.
Спикер предложил рассмотреть динамику «перехода в эконом». Ожидая значительного снижения затрат, специалисты СТО не учитывают изменение в таких параметрах, как подбор цвета и укрывистость. Однако в плюс срабатывает прекращение (хотя бы на первом этапе) «увода» материалов на левые заказы.
В целом же обычно переход в бюджетный сегмент не оправдывает ожиданий руководства СТО. А ведь впереди еще и отложенные риски, репетиционные: у таких материалов куда ниже уровень гарантий качества и долговечности материала, так что шанс на возврат недовольного клиента через полгода или год тоже растет.
Свой путь оптимизации расходов компания видит (и предлагает в первую очередь крупным и приоритетным клиентам) через оптимизацию учета ЛКМ и построение полноценной системы контроля. Механизм – аутсорсинг всего процесса подбора и поставки ЛКМ: на станции появляется сотрудник, который не входит в штат СТО и не может быть завязан в «черные» схемы. Это компетентный профессионал, представитель поставщика ЛКМ, и его мотивация прямо завязана на учете ЛКМ и качестве подготовки материала. При таком варианте работы все проблемы неточного, не с первого раза подбора – на стороне поставщика материала, и не могут увеличить расходы СТО.
Ключевой вопрос по данному докладу задал Алексей Соболевский: насколько проект аутсорсинга комфортен и выгоден самому поставщику ЛКМ? Ответно было сказано: он, по крайней мере, неубыточен. Тут в скобках стоит добавить: Алексей поделился после доклада своими данными о том, что аналогичный во многом проект по аутсорсингу есть и у компании «Европроект Групп», и он успешно реализуется для крупных клиентов.
Еще один спикер – Дмитрий Щербухин, представитель компании «Альфа-Страхование», рассказал о реализации оптимального формата коммуникации между СК и СТО. Он, стараясь подойти к теме максимально объективно, перечислил для начала минусы системы «АудаВеб», отметив: «Их действительно немного, и это текущие проблемы, которые решаемы и уже решаются в режиме обновлений и доработки системы. А вот плюсы – они ощутимы, и о них стоит говорить куда подробнее. Это в первую очередь отсутствие разногласий по нормативам; это, безусловно, сокращение сроков на согласование. Согласования по этой схеме рассматриваются во внеочередном порядке, для сотрудников СТО очевидно сокращение трудозатрат, и к тому же саму калькуляцию оплачивает СК».
Участник программы – Олег Кириллин, руководитель МКЦ ОАО «Пеликан», со своей стороны подтвердил преимущества нового подхода. И уточнил: довольны и клиенты, они очень ценят сокращение времени на ремонт за счет согласований и заказа запчастей.
Завершил сессию Евгений Шпонько, представитель компании Audatex, рассказом о новом для этой компании поле активности в РФ – участии в рынке оценки подержанных автомобилей (проект UsedCars). Спикер еще раз подчеркнул, что на фоне драматического падения продаж новых автомобилей (-39% по 10 месяцам года) рынок подержанных авто ведет себя куда стабильнее, к тому же его объем в разы выше. Это делает такой рынок перспективным и даже приоритетным для всех игроков. Поэтому и спрос на бизнес-инструменты для рынка подержанных авто, и предложение таких инструментов прирастают. Евгений подчеркнул важность двух моментов: оценки автомобиля и грамотной работы со складом подержанных авто и его оборачиваемостью в первую очередь. Изменение оценки дилера как продавца подержанного автомобиля в глазах клиента вторичного рынка очень важно: дилер должен стать поставщиком надежного и комфортного сервиса при продаже, а не «дешевого слива авто, когда нет времени самому продавать».
Работа над ПО для складского управления и оценки стоимости автомобилей, для организации внутренних междилерских аукционов идет очень глубоко, учитываются в т. ч. и мнения РОАД, и мнения отдельных дилеров. «Важно не только обеспечить инструментарий, но и помочь повысить эффективность бизнеса, и увеличить прибыль для его участников», – указал спикер.
Сейчас решение на этапе завершения тестового периода, оно активно внедряется и работает в шести компаниях. При этом учитывают мнения разных типов автокомпаний – крупных, мелких, региональных. С начала 2016 года ПО будет предлагаться клиентам в штатном режиме.
Комментарии
Рекомендованные статьи
15 июня 2022
20 сентября 2013
22 сентября 2016
18 декабря 2018
26 сентября 2013
28 октября 2015
29 октября 2025, Богдан Логинов
27 октября 2025, Богдан Логинов
24 октября 2025
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.