Выжить и вырасти
9 ноября 2015, Оксана ДЕМЧЕНКО
26 августа в рамках выставки MIMS Automechanika в Москве прошел семинар на тему повышения доходности МКЦ и взаимоотношений со страховыми компаниями. Это был нестандартный формат «открытой площадки», выступления проходили непосредственно в выставочном зале, и любой посетитель выставки мог стать слушателем и участником обсуждения.
Основной блок информации подготовили три спикера, представившие мнения страхового сообщества, поставщиков ПО и интеграторов рынка и компаний, которые реализуют оборудование, настраивают бизнес-процессы, в том числе создавая автоцентр с нуля или модернизируя его, выводя его на новый уровень. Спикеры были солидарны в том, что кризис тяжело отразился на кузовном бизнесе, и порой речь идет даже не о развитии, актуально выживание, сохранение бизнеса в целом и его главных ценностей – кадрового костяка, клиентской базы, налаженных партнерских связей. Все это реализуемо через повышение эффективности работы внутри МКЦ, через следование трендам рынка на интеграцию и внедрение новых технологий. Далее – мнения спикеров.
Александр Казаченко, руководитель регионального развития ООО «Аудатэкс», рассказал о роли интегратора рынка – поставщика ПО и решений в современном кузовном бизнесе. Он подчеркнул, что внедрение единой методики существенно стандартизировало и упорядочило рынок ОСАГО. И хотя на первом этапе возникли какие-то нарекания, они решаются. Унификация условий работы привела к росту применения легального ПО при расчетах и, вопреки заблуждениям и ложным стереотипам ряда руководителей СТО, легальность не стала точкой формирования дополнительных затрат. Считая в старых, кем-то украденных и выброшенных на рынок версиях, приходится иметь дело со старыми же нормами времени и ценами – а это само по себе зачастую снижает сумму в графе «итого». Возникают неизбежные разногласия с заказчиком, а работа со страховыми компаниями становится по сути невозможна. В то же время легальное ПО, которое многие внедрили именно в минувшем году в связи с переменами на рынке ОСАГО, оказалось выгодным и помогло бизнесу.
«Мир не стоит на месте, изменения непрерывны, и на моей памяти сокращений в каких-то позициях калькуляции не было. Считая на старом ПО, автоцентр теряет (и догадывается об этом) несущественные вроде бы суммы в несколько сотен рублей на одну позицию, а ведь их за месяц накопится десятки, а то и сотни!», – подчеркнул Александр Казаченко.
Спикер отметил, что за первый квартал на платформе «Аудатэкс» было рассчитано по поводу ОСАГО 164 652 дела, на 21 млрд. рублей. Он также заявил, что пока доля ремонта кузовных деталей ничтожна и основным выбором остается «замена», ведь наценка на запчасти составляет существенную часть прибыли. Хотя для клиента и для выживания в кризис удешевление ремонта через применение альтернативных методик и технологий «умного» ремонта – это большой ресурс на будущее.
Николай Ильин, бизнес-консультант в тематике кузовного бизнеса, компания «Европроект Групп», рассказал о таком ресурсе роста эффективности бизнеса, как аудит системы и процессов. Для партнеров компании услуга может быть и бесплатной, отметил он.
Сергей Дорофеев, председатель комитета по независимой экспертизе РСА:
– Уже почти год рынок ОСАГО работает в новых условиях. Можно дискутировать о том, насколько несовершенны справочники, и долго ли потребуется дорабатывать систему, но уже сейчас мы видим ряд трендов. Могу сказать, что вопреки тем проблемам, которые создают для методики и особенно справочника по ценам на запчасти и ЛКМ курсовые колебания, количество конфликтных случаев по страховым возмещениям снизилось как минимум на 30%. Средняя выплата по ОСАГО до введения справочников составляла примерно 26 000 рублей, сейчас она превысила 40 000 рублей, т. е. страховые стали выплачивать больше, у них не осталось возможности для так называемой «минимизации», что, безусловно, позитивно для рынка.
И тут хочу отметить: упомянутая «минимизация» сформировала на рынке новый вид деятельности – услугу автоюристов по выкупу долгов потерпевших, которую зачастую можно квалифицировать как мошенничество. Полагаю, это будет еще долго существовать, но с заметным снижением объемов.
О совершенствовании правил, связанных с темой утраты товарной стоимости. Уже подготовлены и доступны для общего обсуждения изменения на эту тему. Здесь есть немало сложных противоречий, усугубленных решениями Верховного суда для случаев по ОСАГО, и противоречащих ему статей закона о страховании ответственности владельцев объектов. Так или иначе, УТС – это новый для страховых компаний фактор риска, требующий запуска нового бизнес-процесса и как следствие – желания повысить тарифы. Но тут регулирующим моментом являются и социальные аспекты, так что рост тарифов вряд ли может ожидаться, скорее продолжат «играть» региональные коэффициенты.
Коротко о рынке КАСКО. Рынок сжимается в объемах, это провоцирует рост тарифов. Ответным трендом станет предложение оптимизированных продуктов с привлекательной ценой и специальными условиями – например, увеличенной франшизой и выборкой по видам покрываемых рисков.
Что касается трендов авторынка, которые будут развиваться в привязке к сегменту автострахования. Общеизвестно, что официальные дилеры весьма далеки от сферы кузовного ремонта, их дело – подготовить, продать и обслужить автомобиль, решить вопросы по гарантии. Но в РФ сложилась особая практика, когда дилеры вовлечены в кузовной ремонт. Их доля теперь, вероятно, будет снижаться, переходя к сетевым специализированным станциям. Сейчас этому мешает неразвитость таких сетей, ведь страховой компании, тем более федерального масштаба, неудобно работать с малыми, несистемными СТО. Так что тренд на создание сетей, полагаю, будет усиливаться. Единые стандарты для рынка очень нужны.
В следующем году встанет в полный рост тема отраслевых стандартов, а их прописывать и контролировать должны объединения ремонтников. Так что их возникновение и рост, по сути, неизбежны, и этому тренду будут способствовать сами страховые компании.
Еще один тренд, не связанный прямо с авторынком – подъем волны потребительского экстремизма, спровоцированный в т. ч. кризисом, пессимумом, утратой дохода и желанием его компенсировать за счет «виновных» и «богатых», в том числе через суды.
На всем сказанном базируется еще один тренд: это вхождение страховых компаний в авторемонтный бизнес. Это мировая практика: кузовные центры в той или иной форме контролируются страховщиками. При этом участие в авторемонтном бизнесе для страховщиков будет именно финансовым, это не закупка, например, запчастей. Никто не заинтересован в формировании непрофильного, сложного бизнеса. В связи со сказанным – выиграют те ремонтники, которые впустят в той или иной форме страховщиков в свой бизнес, наладят с ними диалог и сформируют единые удобные стандарты качества, бизнес-процессов, информационных потоков. И это хорошо, поскольку технология «откатов» вытесняется с рынка технологий здорового прозрачного инвестирования.
Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.