Выжить и вырасти
9 ноября 2015, Оксана ДЕМЧЕНКО
26 августа в рамках выставки MIMS Automechanika в Москве прошел семинар на тему повышения доходности МКЦ и взаимоотношений со страховыми компаниями. Это был нестандартный формат «открытой площадки», выступления проходили непосредственно в выставочном зале, и любой посетитель выставки мог стать слушателем и участником обсуждения.
Основной блок информации подготовили три спикера, представившие мнения страхового сообщества, поставщиков ПО и интеграторов рынка и компаний, которые реализуют оборудование, настраивают бизнес-процессы, в том числе создавая автоцентр с нуля или модернизируя его, выводя его на новый уровень. Спикеры были солидарны в том, что кризис тяжело отразился на кузовном бизнесе, и порой речь идет даже не о развитии, актуально выживание, сохранение бизнеса в целом и его главных ценностей – кадрового костяка, клиентской базы, налаженных партнерских связей. Все это реализуемо через повышение эффективности работы внутри МКЦ, через следование трендам рынка на интеграцию и внедрение новых технологий. Далее – мнения спикеров.

«Мир не стоит на месте, изменения непрерывны, и на моей памяти сокращений в каких-то позициях калькуляции не было. Считая на старом ПО, автоцентр теряет (и догадывается об этом) несущественные вроде бы суммы в несколько сотен рублей на одну позицию, а ведь их за месяц накопится десятки, а то и сотни!», – подчеркнул Александр Казаченко.

Николай Ильин, бизнес-консультант в тематике кузовного бизнеса, компания «Европроект Групп», рассказал о таком ресурсе роста эффективности бизнеса, как аудит системы и процессов. Для партнеров компании услуга может быть и бесплатной, отметил он.

Сергей Дорофеев, председатель комитета по независимой экспертизе РСА:
– Уже почти год рынок ОСАГО работает в новых условиях. Можно дискутировать о том, насколько несовершенны справочники, и долго ли потребуется дорабатывать систему, но уже сейчас мы видим ряд трендов. Могу сказать, что вопреки тем проблемам, которые создают для методики и особенно справочника по ценам на запчасти и ЛКМ курсовые колебания, количество конфликтных случаев по страховым возмещениям снизилось как минимум на 30%. Средняя выплата по ОСАГО до введения справочников составляла примерно 26 000 рублей, сейчас она превысила 40 000 рублей, т. е. страховые стали выплачивать больше, у них не осталось возможности для так называемой «минимизации», что, безусловно, позитивно для рынка.
И тут хочу отметить: упомянутая «минимизация» сформировала на рынке новый вид деятельности – услугу автоюристов по выкупу долгов потерпевших, которую зачастую можно квалифицировать как мошенничество. Полагаю, это будет еще долго существовать, но с заметным снижением объемов.
О совершенствовании правил, связанных с темой утраты товарной стоимости. Уже подготовлены и доступны для общего обсуждения изменения на эту тему. Здесь есть немало сложных противоречий, усугубленных решениями Верховного суда для случаев по ОСАГО, и противоречащих ему статей закона о страховании ответственности владельцев объектов. Так или иначе, УТС – это новый для страховых компаний фактор риска, требующий запуска нового бизнес-процесса и как следствие – желания повысить тарифы. Но тут регулирующим моментом являются и социальные аспекты, так что рост тарифов вряд ли может ожидаться, скорее продолжат «играть» региональные коэффициенты.
Коротко о рынке КАСКО. Рынок сжимается в объемах, это провоцирует рост тарифов. Ответным трендом станет предложение оптимизированных продуктов с привлекательной ценой и специальными условиями – например, увеличенной франшизой и выборкой по видам покрываемых рисков.
Что касается трендов авторынка, которые будут развиваться в привязке к сегменту автострахования. Общеизвестно, что официальные дилеры весьма далеки от сферы кузовного ремонта, их дело – подготовить, продать и обслужить автомобиль, решить вопросы по гарантии. Но в РФ сложилась особая практика, когда дилеры вовлечены в кузовной ремонт. Их доля теперь, вероятно, будет снижаться, переходя к сетевым специализированным станциям. Сейчас этому мешает неразвитость таких сетей, ведь страховой компании, тем более федерального масштаба, неудобно работать с малыми, несистемными СТО. Так что тренд на создание сетей, полагаю, будет усиливаться. Единые стандарты для рынка очень нужны.
В следующем году встанет в полный рост тема отраслевых стандартов, а их прописывать и контролировать должны объединения ремонтников. Так что их возникновение и рост, по сути, неизбежны, и этому тренду будут способствовать сами страховые компании.
Еще один тренд, не связанный прямо с авторынком – подъем волны потребительского экстремизма, спровоцированный в т. ч. кризисом, пессимумом, утратой дохода и желанием его компенсировать за счет «виновных» и «богатых», в том числе через суды.
На всем сказанном базируется еще один тренд: это вхождение страховых компаний в авторемонтный бизнес. Это мировая практика: кузовные центры в той или иной форме контролируются страховщиками. При этом участие в авторемонтном бизнесе для страховщиков будет именно финансовым, это не закупка, например, запчастей. Никто не заинтересован в формировании непрофильного, сложного бизнеса. В связи со сказанным – выиграют те ремонтники, которые впустят в той или иной форме страховщиков в свой бизнес, наладят с ними диалог и сформируют единые удобные стандарты качества, бизнес-процессов, информационных потоков. И это хорошо, поскольку технология «откатов» вытесняется с рынка технологий здорового прозрачного инвестирования.
Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.