23 апреля 2024,
19:04
Москва

Свинцово-кислотный микс

3 декабря 2018, Роман АКОЛЬЗИН

В рамках формирования открытой дискуссии по теме АКБ журнал «КУЗОВ» обратился к экспертному сообществу за расширенными комментариями. Вашему вниманию представлены мнения ведущих производителей автомобильных аккумуляторов по ряду вопросов:

1. Фальсификация характеристик батарей, указанных на этикетке, – одно из острейших явлений. Довольно часто обман потребителя марками-нонеймами выливается в необоснованный демпинг на всем рынке. Каким образом Ваша компания гарантирует качество собственных продуктов и доносит это до клиентов?

2. Какие новые системы и конструкции АКБ сегодня востребованы в мире? Какие есть научные перспективы?

3. Расскажите подробнее, в частности о конструкциях EFB и AGM, и переходе на технологию штамповки пластин. Насколько эффективно новые технологии внедряются в России, и как производитель объясняет отечественному потребителю преимущества конструктивных изменений в сравнении с литиевыми батареями?

4. Активно обсуждается тема переработки старых аккумуляторов. В странах ТС введен утилизационный сбор, однако переработкой б/у батарей в основном по-прежнему занимаются независимые организации. Возврат какой части собственной реализованной продукции в переработку контролирует Ваша компания, и насколько вообще процентов можно переработать свинцовую АКБ?

Роман ГерасимовРоман Герасимов, директор по продажам компании «Эксайд Текнолоджиз», Россия

Компания Exide выпускает аккумуляторные батареи, строго выполняя требования стандарта EN, редакции 2016 года. Качество и соответствие показателей требованиям стандарта проверяется независимыми лабораториями, и отклонения от требований стандарта приводят к существенным штрафам и репутационным потерям у европейских производителей. Аккумуляторы Exide, поставляемые в Россию, собранны на европейских заводах на высокопроизводительных ли­ниях, по сути заводах-автоматах.

Неcмотря на развитие литий-ионных аккумуляторов в автомобильном сегменте, свинцово-кислотные аккумуляторы остаются основным источником энергии для старта и резервного питания у современных автомобилей. Продолжают развиваться свинцово-кислотные аккумуляторы для автомобилей с системой старт-стоп, увеличивается ширина номенклатуры, производится непреывная оптимизация технологий EFB и AGM в тесном контакте с основными мировыми производителями автотехники.

На выставке «Автомеханика 2018» в Франкфурте Exide представила новый инновационный аккумулятор Endurance + PRO GEL с гелевым электролитом. Эта новая флагманская модель cвинцово-кислотных стартерных аккумуляторов EXIDE для автобусов и грузового транспорта с повышенной энергонагрузкой выполнена по технологии VRLA с использованием электролита в виде гидрогеля, что дает преимущество более чем в полтора раза по энергоотдаче по сравнению с новейшими аккумуляторами AGM для грузового транспорта. Надо сказать, что до сих пор все аккумуляторы VRLA иногда называют гелевыми. Это связано с тем, что еще в далеких пятидесятых годах 20 века немецкая фирма Зонненшайн разработала первые герметизированные аккумуляторные батареи, использующие рекомбинацию газов и регулирующий клапан, а также загущенный электролит в виде геля. Потом эта фирма была интегрирована в международный концерн Exide, который продолжает широко применять технологию гелевого электролита в аккумуляторных батареях Exide для обеспечения элекроэнергией мобильных и стационарных устройств в индустриальном сегменте. Exide по праву гордится тем, что поставляет гелевые аккумуляторы для первичной комплектации мотоциклов BMW в Германии.

Exide

Использование технологии герметизированного аккумулятора на основе гелевого элетролита связано с возросшей энергоснащенностью современных коммерческих автомобилей и автобусов. Именно резервный источник электроэнергии, который устойчив к глубоким разрядам, не требует постоянного контроля и не выделяет в окружающую среду аэрозолей серной кислоты и гремучего газа, более чем востребован на современной коммерческой технике. В гидрогеле можно накопить большее количество серно-кислотного электролита, что позволяет при разряде более эффективно использовать активную массу батареи. Это свойство геля по сравнению с электролитом, запасенным в составе стекломатов AGM аккумуляторов, обеспечивает большую энергоотдачу и является существенным преимуществом нового аккумулятора Exide. Впервые представленный для вторичного рынка аккумулятор Endurance + PRO GEL прошел испытания для аккумуляторных батарей, используемых для первичных комплектаций ведущих европейских производителей грузовой техники и автобусов. Ряд дополнительных экплуатационных испытаний на технике с повышенной энергообснащенностью, в том числе в условиях холодного климата крайнего севера, что позволяет данному аккумулятору эффективно работать в климатических условиях России.

В настоящее время компания Exide предла­гает операторам автопарков, дистрибьюторам запчастей и сервисным центрам полный набор аккумуляторов CV, способных удовлетворить все потребности. Пополнение ассортимента батарей CV аккумуляторами Endurance+PRO GEL привело к тому, что позиции этой линейки аккумуляторов стали крепче, чем когда-либо ранее. Благодаря своей способности опираться на свой собственный опыт в других секторах, где предъявляют­ся высокие требования, таких как промышленность, морская индустрия и Powersports, мы также располагаем хорошими возможностями постоянно совершенствовать технологии производства аккумуляторов CV в будущем.

Компания Exide была пионером в промышленном оcвоении технологии AGM (первая серийная батарея AGM была запущена в 2004 году). Exide была основоположником технологии EFB (первый серийный выпуск батареи AGM поступил на рынок в 2008 г.) Сегодня Exide cохраняет существеннный задел в технологии и ноу-хау по данным разработкам, ежегодно внедряя новые модели и оптимизируя производство и конструкции аккумуляторов данных типов.

Технология штамповки пластин не является принципиальным технологическим прорывом, как иногда может показаться из некоторых рекламных материалах. Метод известен давно, его применение прежде всего оправдано при работе на автоматизированных заводах с объемом произ­водства несколько миллионов аккумуляторов в год. Тогда удается достигнуть низкой себестоимости произвоства АКБ, что особо важно в высококурентном мире сегодняшнего дня. Литье (особенно положительной решетки) позволяет получить наиболее надежный аккумулятор, но без инноваций такая конструкция существенно проигрывает в цене. На Exide положительная решетка наиболее ответственных типов АКБ производится методом непрерывного литья, что обеспечивает высшее качество и приемлемую себестоимость.

В Европейском союзе Exide имет несколько фабрик по переработке аккумуляторов, в странах СНГ Exide активно работает с местными фирмами по перерабтотке свинца. Свинцовый аккумулятор является уникальным продуктом, перерабатываемым на 99,5% на полностью автоматизированных линиях. Таким образом, при правильно организованном сборе отработанных аккмуляторов ущерб окружающей среде минимален. В этом существенное отличие свинцово-кислотных аккумуляторов от альтернативных систем.

Дмитрий ШамшетдиновДмитрий Шамшетдинов, начальник отдела маркетинга аккумуляторного завода «Алькор»

Аккумуляторный завод «Алькор» с момента своего образования в 2005-м году взял курс на производство только качественной продукции, соответствующей строгим мировым стандартам и требованиям ГОСТа. Для выполнения этих требований завод регулярно проводит большую работу по модернизации производства, внедрению новых самых современных технологий изготовления компонентов аккумуляторной батареи.

Характеристики аккумуляторов наших собственных торговых марок действительно соответст­вуют заявленным, что мы доказываем различными тестами и испытаниями, проводимыми в соответствии с ГОСТ в нашей лаборатории. Наши клиенты давно знают продукцию завода как качественную и надежную, и мы не позволяем себе пускаться в демпинговую гонку, обманывая покупателя фальшивыми характеристиками, т.к. понимаем, что качественный аккумулятор невозможно сделать очень дешевым. Если каким-то образом (например государственными структурами, законодательно) контролировать качество и соответствие заявленным характеристикам батарей, продаваемых на нашем рынке, то, возможно, мы сможем избавить нашего потребителя от обмана, фальсификации и такого обилия торговых марок. А сейчас, чтобы покупателю не обмануть самого себя при выборе АКБ, рекомендуем перед покупкой изучать возможные варианты и выбирать батарею, которая выпускается именно под собственной торговой маркой того или иного завода. Например, у нас на сегодняшний день в производственной гамме 8 собственных торговых марок, и они подробно описаны на нашем сайте.

Конструктивно стартерная аккумуляторная батарея за последние десятилетия не изменилась, но постоянно меняются технологии изготовления тех или иных компонентов, меняются применяе­мые материалы, совершенствуются технологии сборки и формирования батарей и т.д. И наш завод следует этой тенденции и использует передовые мировые технологии. Одна из последних модернизаций на заводе – новый участок формирования и упаковки батарей – это современный, высокопроизводительный, полностью автоматизированный и экологически чистый цех.

алькор

Также наш завод первым в России внедрил технологию изготовления токоотводов методом штамповки (PUNCH технология) в 2014 году, и она очень хорошо зарекомендовала себя. Мы используем штампованные токоотводы для изготовления положительных электродов наших кальциевых аккумуляторов – Тюменский Медведь Ca/Ca, SPACE Ca/Ca, BURAN Ca/Ca. Данные батареи имеют в 2 раза более долгий срок службы по сравнению с гибридными батареями, что доказано длительными испытаниями на срок службы, проведенными нашей лабораторией. Этот результат достигнут главным образом за счет применения сложных свинцово-кальциевых сплавов, легированных серебром. Изготовить качественный токоотвод из таких сложных сплавов возможно только методом штамповки.

Тюменский Медведь

Тема свинцовых сплавов для нас очень актуаль­на, т.к. в АКБ свинец – это основной компонент, определяющий конечную стоимость аккумулятора. В настоящий момент в России все аккумуляторные заводы используют различные свинцовые сплавы из переработанных АКБ. Переработка свинца – это отдельное производство, которое требует не менее серьезного подхода к организации этого дела. В России несколько переработчиков изготавливают качественные свинцовые сплавы, и мы работаем с такими предприятиями. Конечно, каждая партия свинца, поступающая к нам на завод в обязательном порядке, проходит входной контроль. Для этого в нашей лаборатории используется современный спектрометр, позволяющий точно определить состав свинцового сплава, т.к. для изготовления хорошего аккумулятора каждый его компонент должен быть надлежащего качества.

Представительство компании «ИСТОК+»

Любой производитель АКБ понимает, что марки-однодневки это – путь в никуда, особенно, если продукт не обладает заявленными характеристиками, которые для соблюдения условия «самая низкая цена» должны иметь весьма скромные показатели. Впрочем, желание отдельных потребителей купить «за грош пятаков» нас не особо удивляет, так как встречаются даже такие автолюбители, которые готовы приобретать подержанные АКБ с рук. Впрочем, эти желания обычно «лечатся» первым же случаем возникновения проблем с запуском двигателя в зимнее морозное время.

ИСТОК+

Что касается гарантий качества – «цепочка» проверок выглядит следующим образом: протоколы испытаний и получение деклараций соответствия для завода-изготовителя, следующий этап – «приемка» продукции дилерами, которые тоже заинтересованы в соответствии продукции заявленным показателям, так как в раскрутку собственных марок АКБ они вкладывают немалые деньги, далее – обратная связь с конечным потребителем.

Любой производитель понимает, что для дилера стоимость переключения на другого поставщика из-за его системных проблем сейчас невысока, поэтому «разбор полетов» происходит весьма оперативно.

Амбициозным планам американских и европейских компаний по массовому выпуску электромобилей, похоже, так и суждено остаться воплощенными лишь на бумаге. «Неожиданно» оказалось, что мировых запасов лития, кобальта и никеля для масштабного перехода на электромобили недостаточно, а гибридные версии автомобилей в среднем на 20% (и более) дороже обычных. Японцы пристально смотрят в сторону водородных топливных элементов, а также литие­во-серных аккумуляторов, но и там пока есть ряд серьезных проблем.

В остальном же стоит отметить постепенный переход в массовом сегменте от обычных АКБ с жидким электролитом к «продвинутым» в исполнении EFB, которыми в настоящее время уже оснащаются автомобили, не оборудованные системой «старт-стоп».

Если говорить о тенденциях – то здесь можно отметить массовый переход от ручных прерывистых процессов к автоматизированным непрерывным.

Технология AGM у нас пока не получила широкого распространения в сегменте стартерных АКБ, а вот к EFB-батареям начального уровня у потребителей сохраняется довольно устойчивый интерес, что, в целом, неудивительно, так как совокупность условий эксплуатации транспортных средств в РФ требует «неубиваемых» АКБ, поэтому в настоящее время любой серьезный игрок должен иметь их в своем марочном портфеле.

В сегменте свинцово-кислотных аккумуляторов и батарей проблема сбора и утилизации актуальна разве что для отдельных регионов страны, вроде Республики Саха (Якутия), где сбор отработавших свой ресурс АКБ с последующей доставкой до места переработки нерентабелен из-за высоких затрат на транспортировку.

Крупнейшие производители АКБ имеют оборудование, позволяющее переработать принимае­мый от физических и юридических лиц «лом» (более чем на 90%), почти полностью закрывая свою потребность в свинце.

С учетом же того, что почти весь свинец и сплавы, используемые производителями АКБ (и не только) получены в результате переработки отработавших свой ресурс батарей (вторичный свинец), а продажа «старых» АКБ предприятиям, имеющим возможность их переработки, приносит неплохие деньги, то помимо производителей и крупных игроков (торговых организаций, дилеров), к приему старых АКБ, подключились даже магазины автозапчастей.

Что касается контроля – любая компания (необязательно производитель АКБ), имеющая возможность (читай – оборудование) для переработки отработавших свой ресурс АКБ, стремится полностью загрузить имеющиеся мощности и закрыть потребность в данном виде сырья, поэтому для нее в первую очередь важно предложить конкурентоспособную цену тем, кто сдает лом. В идеале лома по весу закупается больше, чем нужно свинца и сплавов для производства запланированного объема продукции (за минусом потерь в процессе получения чернового свинца с последующим рафинированием).

Дмитрий ТищенкоДмитрий Тищенко, менеджер по специальным батареям компании EnerSys

Компания EnerSys является мировым лидером в производстве свинцовых аккумуляторов для промышленных назначений. В нашей линейке есть батареи ODYSSEY в типоразмерах стартерных батарей. Батареи двойного назначения с конструкцией AGM и уникальной технологией TPPL изначально предназначены для выполнения более сложных задач, чем любая стартерная батарея. На российском рынке мы обеспечи­ваем батареями ODYSSEY тех потребителей, где характеристики и надежность важны больше, чем цена батареи. И в тех условиях работы автомобильной техники, в которых обычные стартерные батареи не способны работать длительное время.

На российском рынке мы постоянно сталкиваем­ся со сравнением наших батарей и конкурентов, и если это частная марка без привязки к определенному производителю и его стандартному модельному ряду, то, как правило, нет доказательств проведенных испытаний основных технических характеристик. Так называемые батареи «эконом» и «супер эконом» классов, с меньшем количеством пластин востребованы на рынке. Такое соревнование брендов с одинаковыми характеристиками всегда приводит к падению средней стоимости батареи в розничной сети. Это в свою очередь ведет к потере коммерческого интереса дистрибьюторов, региональных дилеров и розничных продавцов. А отсутствие мотивации – это сокращение расходов на развитие и превращение дилера в перевозчика. И конечный потребитель во многих случаях оказывается обманутым. Для выхода бизнеса автомобильных аккумуляторов из этого «клинча» производители должны контролировать и отвечать за характеристики батарей всех частных торговых марок, размещаемых на производстве.

С точки зрения конструкции свинцовых аккумуляторов продолжается тенденция перехода на VRLA батареи с абсорбированным электролитом. В России пока такие стартерные батареи не производятся. А тенденция связана с увеличением нагрузки и глубокими разрядами батареи в современном автомобиле. И здесь хотелось бы отметить нашу инновационную конструкцию тонких пластин из чистого свинца TPPL (Thin Plate Pure Lead), благодаря которой ODYSSEY – единственная стартерная батарея с допустимым уровнем разряда 80%. Другие производители устанавливают допустимую глубину разряда до 50%.

ODYSSEY

Технология штамповки при производстве решеток пластин является самой производительной на сегодняшний день, и в ближайшие годы все производители стартерных батарей, которые смогут позволить себе, перейдут на нее. А вот конструкция EFB (Enhanced Flooded Battery) более актуальна для европейских стран, где большинство автомобилей имеют систему Start-Stop. Количество автомобилей с такой системой в парке РФ исчезающе мало, отрицательные температуры зимой не дают возможности использовать Start-Stop круглогодично. Поэтому с нагрузкой может справиться и обычная батарея. AGM – более интересен в тех применениях, где обычные стартерные батареи имеют ограниченный ресурс. Литиевые батареи, конечно, более перспективны. Но кроме существенно высокой стоимости, требуют специальных систем контроля параметров. Поэтому их применение будет ограничено гибридными транспортными средствами и электромобилями.

Переработка свинцовых аккумуляторов – важный вопрос. И выгодный! Ведь свинцовая батарея перерабатывается на 99%, и все материалы могут быть многократно использованы. В России сбором, переработкой и возвратом в производство занимаются независимые компании и производители батарей, у которых есть собственный перерабатывающий завод. Компания EnerSys не производит аккумуляторы на территории ТС, как и многие другие импортеры. Интересным фактом является то, что наши батареи не всегда после списания попадают в утиль. Есть множество примеров, когда нашу продукцию после списания с промышленных предприя­тий (Энергетика, Телеком) покупают для дальнейшей эксплуатации на автомобили. А срок службы в автомобилях обычно превышает 9 лет.

Александр КуровАлександр Куров, продукт-специалист Bosch по аккумуляторным батареям

Компания Bosch никогда не пойдет на умышленное введение в заблуждение своих потребителей, высоко ценя их доверие к марке. Все АКБ перед выходом на рынок проходят многочисленные тесты, подтверждающие заявленные характеристики. И в некоторых случаях реальные показатели намного выше, чем указанные на этикетке. Так, например, было с грузовыми аккумуляторными батареями серии TE EFB, где после длительных тестирований АКБ, было выявлено, что их характеристики выше заявленных. И только после их завершения и подтверждения было принято решение изменить данные на этикетке.

На сегодняшний день основой рынка аккумуляторных батарей остаются классические свинцово-кислотные АКБ. Они достаточно активно развиваются, появляются современные технологии, самые важные из которых EFB (Усовершенствованная батарея с жидким электролитом) и AGM (Абсорбирующее стекловолокно). Данные технологии возникли как ответ на необходимость обеспечить энергией все большее количество потребителей на борту и выдерживать большее число циклов разряда и заряда.

Однако с развитием электрических автомобилей самой передовой технологией являются литий-ионные аккумуляторы. При этом в силу своих особенностей они зачастую визуально отличаются от классических аккумуляторов. В будущем мы видим два основных тренда: развитие емкости топливных ячеек и их параллельное уменьшение в размерах. Со временем такие аккумуляторы смогут частично или даже полностью вытеснить свинцово-кислотные АКБ.

В портфолио Bosch уже сейчас есть аккумуляторы с технологиями EFB и AGM. Главной особенностью аккумуляторов с технологией EFB являет­ся использование дополнительной пленки из полиэстера, что обеспечивает удержание активной массы и приводит к более долгому сроку службы и увеличенной устойчивости к циклическим нагрузкам. В аккумуляторах AGM электролит абсорбирован микростекловолокном, что способствует лучшему прохождению энергии, более долгому сроку службы и более высокой устойчивости к циклическим нагрузкам, чем у стандартных стартерных АКБ. Стоит отметить, что во всех аккумуляторах Bosch уже много лет используется запатентованная технология штампованной решетки PowerFrame: структура решетки оптимизирована для прохождения тока, и за счет жесткой рамки и специального сплава уменьшена вероятность коррозии пластины и увеличен срок службы.

Аккумуляторы Bosch

На данный момент аккумуляторы с технологиями AGM и EFB еще по большому счету не конкурируют друг с другом на рынке, т.к. нацелены на разные его сегменты. Однако процесс не стоит на месте, и уже в обозримом будущем они будут соперничать. Но и в этом случае компания Bosch будет предлагать продукты, наилучшим образом удовлетворяющие потребности рынка.

Технологии AGM и EFB

На данный момент компания Bosch не занимается сбором и переработкой реализованной продукции на территории России. Однако возможно в будущем в нашей стране будет применен опыт компании по утилизации АКБ, используемый в других странах мира.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи