Дефицит кадров, особенности национальных авторынков и «самоделкины»
25 июня 2021
На прошедшей первой международной конференции автосервисного бизнеса автоэксперты рассказали о нюансах ведения бизнеса в США, Китае, Германии и России. Организатором конференции выступила международная сеть автосервисов FIT SERVICE.
В конференции приняли участие:
![Данил Соловьев Данил Соловьев](/upload/medialibrary/004/soloviev1.jpg)
Данил СОЛОВЬЕВ
Соучредитель и Директор FIT SERVICE
![Александр Груздев Александр Груздев](/upload/medialibrary/004/gruzdev.jpg)
Александр ГРУЗДЕВ
Независимый эксперт
![Сергей Пугачев Сергей Пугачев](/upload/medialibrary/004/pugachev1.jpg)
Сергей ПУГАЧЕВ
Собственник независимой автостанции «Буржуй»
![Фридрих Лукач Фридрих Лукач](/upload/medialibrary/004/lukach1.jpg)
Фридрих ЛУКАЧ
Собственник Bosch Car Service Lukatsch
![Йорг Космалла Йорг Космалла](/upload/medialibrary/004/jorgi.jpg)
Йорг КОСМАЛЛА
Собственник независимой автостанции KFZ-Meisterbetrieb Otto Kosmalla
![Кристоф Литтек Кристоф Литтек](/upload/medialibrary/004/kristof1.jpg)
Кристоф ЛИТТЕК
Заместитель Директора Kfz-Innung Wupperta, ассоциация автосервисов
![Чен Хайшэн Чен Хайшэн](/upload/medialibrary/004/chen1.jpg)
Чен ХАЙШЭН
Соучредитель и главный редактор отраслевого объединения AC Automotive
![Пол Маккарти Пол Маккарти](/upload/medialibrary/004/paul.jpg)
Пол МАККАРТНИ
Президент Ассоциации поставщиков автозапчастей AASA
![Виталий Новиков Виталий Новиков](/upload/medialibrary/004/novikov.jpg)
Виталий НОВИКОВ
Исполнительный директор сети «ЕвроАвто». Исполнительный директор Союза Автосервисов
![Пабло Д. БАРРОН Пабло Д. БАРРОН](/upload/medialibrary/004/pablo.jpg)
Пабло Д. БАРРОН
Собственник независимой автостанции The Tire Garage & Auto Repair
![Кази Хан Кази Хан](/upload/medialibrary/004/kazi.jpg)
Кази ХАН
Собственник Casey's AuCartorepair
В России водителей больше, чем автомобилей
На рынке Китая отмечается рекордный рост количества автомобилей. За последние 10 лет их число выросло на 420 % (+ 223 млн). На втором месте США с приростом в 32 млн автомобилей. Однако стоит отметить, что количество водителей в Китае в 1,5 раза превышает общий автопарк страны. Аналогичная ситуация сложилась и в России, где на 37 млн эксплуатируемых автомобилей приходится 72 млн водителей.
Продолжает расти и средний возраст эксплуатируемых автомобилей. Самый молодой автопарк сегодня в том же Китае — средний возраст «железных коней» равен 5 годам. Самые возрастные авто в зафиксированы России — им почти 14 лет.
Ковидный год подарил аналитикам очень много неожиданных изменений. Так, Россия стала единственной страной, где средний пробег автомобилей в 2020 году вырос до 12 846 км. В Германии, например, в 2020 году средний пробег сократился на 17%, а в США — на 7% и практически не изменился в Китае.
— Все дело в том, что из-за закрытых границ россияне активно поехали на дальние расстояния внутри страны. Если ранее многие путешествовали и отдыхали за границей, то сейчас центрами притяжения стали южные регионы, морское побережье, Алтай, Байкал. В Европе и США внутренний туризм высоко развит в отличие от России, а карантинные ограничения снизили количество путешествующих в этих странах. В итоге мы видим резкое снижение пробега в США и Германии, — отметил Александр Груздев.
По данным международной сети автосервисов FIT SERVICE возраст и пробег автомобилей в России продолжает расти, что логично приводит к большим финансовым затратам на их обслуживание и ремонт. В первом квартале 2021 года затраты на авто в возрасте 9–12 лет составили 12 545 рублей (+12% к 2020 году), а на автомобили возрастом 12–15 лет — 12 669 рублей (+15,3% к 2020 году).
По единогласному мнению экспертов, в ближайшие 5–7 лет независимые СТО по всему миру столкнутся с проблемой найма программистов для ремонта и обслуживания автомобилей с системами автономного вождения.
Национальные особенности рынка автосервиса
Лидером по количеству автосервисов предсказуемо стал Китай — более 505 тысяч предприятий на территории страны. На втором месте США — 237 тысяч станций, в Германии — 83 тысячи, а на последнем месте Россия — чуть больше 50 тысяч. Несмотря на то, что Россия находится на последнем месте, по общему количеству СТО страна уверенно занимает вторую строчку по числу зарегистрированных автомобилей на 1 сервисное предприятие — 978 авто. Впереди только США с цифрой 1186 автомобилей на 1 автосервис.
Общее количество машинозаездов в сервисы в большей степени зависит от размера парка страны. Поэтому самыми большими рынками мира предсказуемо являются США и Китай (656 млн заездов и 629 млн соответственно). Эти страны также находятся в лидерах и по среднему значению машинозаездов на автомобиль в год — 2,3 и 2,2 раза. Однако от лидеров мы не особо отстаем: при 100 млн машинозаездов в год, в среднем каждый российский автомобиль посещает сервис не менее двух раз в год.
Неожиданная национальная особенность: в Китае автосервисная отрасль развивается по типу сервиса Uber: клиент заходит в приложение на смартфоне, выбирает, например, опцию «хочу поменять колодки», и приложение выдаёт ближайшие точки с указанием станций, на которых это можно сделать сейчас/завтра/через неделю. В предложенных вариантах есть сортировка по цене, рейтингу и указание близости станции.
О любви к «самоделкинам»
Почти треть автовладельцев в России предпочитают производить ремонт и обслуживание автомобиля самостоятельно. Следом за Россией уверенно идет США, где 18% автовладельцев тоже проводят ремонт и обслуживание машин самостоятельно.
— Высокий уровень самостоятельного обслуживания автомобилей связан с культурным кодом. В Америке исторически сложилось бережное отношение к автомобилю. Причем, дело не в экономии, а, скорее, в желании сделать лучше и качественнее, — говорит Александр Груздев.
Почти 1/3 водителей в России посещают сервис со своими запчастями. В США это 5 % автовладельцев, в Германии 2 %. А вот в Китае практически все 100% машинозаездов по ремонту и обслуживанию выполняются с применением запчастей автосервиса.
— Китай — это рынок, который совсем недавно сформировался. Поэтому у водителей нет культуры самостоятельного обслуживания автомобиля, как и нет привычки приезжать со своими запчастями в автосервис, — прокомментировал Александр Груздев.
О кадрах
По мнению экспертов, вопрос нехватки квалифицированных кадров сегодня является злободневным для всех стран. В США, Китае и Германии — это вообще проблема №1. В России первое место в списке проблем занимают коммерческие трудности, недостаток клиентов и малый оборот. Однако кадровый голод в отрасли тоже чрезвычайно волнует отечественных предпринимателей.
— На рынке наблюдается явный дефицит технических специалистов, который через 3–5 лет грозит отрасли кадровой ямой, — подтверждает HR-директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Светлана Соловьева. — Дело в том, что выпускники специализированных учебных заведений изучают, в основном, теорию. В итоге ребята, которые отучились 3–4 года, не знают, как поменять масло на современном автомобиле. Только 2–4 % выпускников имеют практические навыки.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.