Со вниманием к Китаю
23 августа 2013, Татьяна Акимоваа
На рынке автосервисного оборудования в России китайские производители занимают солидную долю. Их главным преимуществом является конкурентная цена. Она намного ниже, чем у европейских «коллег». И, несмотря на то что дешевизна не всегда идет рука об руку с высоким качеством, многие российские автосервисы по-прежнему выбирают китайские «аналоги» автосервисного оборудования европейских производителей.
Зачастую оборудование, на которое владельцы СТО возлагают большие надежды, не выдерживает проверку реальными темпами работ в автосервисе. Многие владельцы СТО, наивно полагая, что, например, китайский станок будет работать столь же эффективно и продолжительно, как и его европейский «собрат», искренне недоумевают, когда оборудование выходит из строя. И дело здесь не в российском поставщике китайского бренда, который чаще всего честно рассказывает клиенту об особенностях того или иного оборудования, привезенного из Китая. Соль проблемы в том, что сам пользователь порой не способен осуществить разумный, адекватный своим отправным критериям выбор.
«Сделано в Китае» - эта фраза уже почти утратила свой негативный оттенок. Китайское производство растет и в количественном выражении, и в качественном. Некоторые из производителей продолжают работать «под копирку», почти воспроизводя полностью оборудование европейских марок, но существенная часть китайских компаний уже создает свои технологии, разрабатывает собственные системы.
Основная особенность таких подлинно китайских образцов автосервисного оборудования заключается в том, что они, хотя и работают весьма надежно, все же имеют ограниченный функционал.
Помочь клиенту осуществить правильный выбор оборудования - это одна из важнейших задач компании-поставщика. И в этом случае необходимо знать продукт, что называется, от первоистоков, то есть от производства, на котором оно было разработано и собрано. Именно такой подход применяет отдел продаж автосервисного оборудования компании «Европроект», сотрудники которой регулярно посещают заводы, производящие оборудование для обслуживания и ремонта автомобилей. Совсем недавно специалисты «Европроект» посетили ряд производств, расположенных в Китае. Целью поездки был не просто визит на производство, но и передача опыта, а также обсуждение вопросов качества оборудования. О визите рассказывает Сергей Александров, руководитель сервисной службы компании «Европроект».
«Сейчас многие китайские компании производят свое собственное оборудование, - рассказывает Сергей. - И это уже не аналог европейской продукции. Такое оборудование отличается сравнительно невысокой стоимостью и с точки зрения функциональности порой даже не уступает "европейцам". Другой вопрос, что качество оборудования не всегда соответствует требованиям по ремонту и обслуживанию автомобилей. Я говорю, в первую очередь, о качестве сборки. Так как даже при использовании высококачественных компонентов в конструкции оборудования на многих производствах в Китае по-прежнему применяется ручной труд (например, плато паяется в ручную, а не на специальных станках), что, конечно же, удешевляет стоимость производства, но негативно сказывается на качестве конечного продукта».
Не всегда заявленные производителем характеристики оборудования соответствуют реальным показателям, которые оно демонстрирует в процессе работы. И это снова ставит перед автосервисами вопрос внимательного выбора производителя оборудования из Китая. По мнению Сергея, начинать подбор автосервисного оборудования необходимо с простых, но при этом важных критериев. Владелец автосервиса еще «на берегу» должен знать, для выполнения каких работ он подбирает оборудование, как оно должно работать и каким требованиям соответствовать. После этого и нужно собирать информацию по тому или иному бренду.
«Относительно китайского оборудования на нашем рынке существует несколько мнений, - отмечает Сергей. - Некоторые уверены, что китайское производство уже достигло высокого уровня, но это справедливо лишь отчасти, ведь далеко не все производители могут на сто процентов гарантировать достойное качество продукции. И есть другое мнение, что оборудование из Китая всегда некачественное. Но так категорично судить нельзя».
Чтобы не «напороться» на некачественный продукт, необходимо здраво подходить к выбору. И не набрасываться на дешевый продукт из Китая, считая его полной заменой дорогостоящего европейского оборудования. «Уже давно многие СТО в России на практике поняли, что значит работать на дешевом и некачественном оборудовании, - рассказывает Сергей. - И теперь они более внимательно присматриваются к китайским производителям. В целом, за последние несколько лет тенденция смещения спроса от дешевого китайского оборудования к европейской продукции продолжает усиливаться. Многие автосервисы, закупившие по дешевке китайскую продукцию, на деле оценили неэффективность такой экономии. Тот, кто подошел к подбору оборудования более внимательно, выбрал качественный и надежный "Китай", сегодня успешно работает на таких станках».
Оборудование, напоминающее европейские образцы, зачастую сильно отличается от первоисточника. Китайское автосервисное оборудование сегодня - это не аналог оборудования из Европы, и с точки зрения набора функций не совсем ему соответствует. «Возьмем, например, аппараты для контактной сварки, которые выпускают многие европейские бренды. Есть такое оборудование и у китайцев, однако оно не всегда отвечает требованиям по ремонту кузовов, предъявляемым автопроизводителями (по таким параметрам, как степень сжатия, силовые токи и прочее). Такие нюансы важно учитывать для правильного выбора. Да, такое оборудование будет функционировать, однако, если автосервис стремится работать по строгим стандартам, он не сможет им соответствовать, используя китайскую продукцию. Если следовать требованиям не нужно, можно смело применять и китайское оборудование, но в этом случае необходимо уделять пристальное внимание конечному результату ремонта».
Не смотря на то что уровень производства автосервисного оборудования в Китае растет, прогресс отмечается отнюдь не повсеместно. На производстве, даже на тех его участках, где для качества конечного продукта необходимо использовать высокотехнологичное оборудование, по-прежнему применяется ручной труд. На некоторых заводах работают так называемые конвейеры ручного типа. И все это - для максимального удешевления производства.
«Следует отметить, что стоимость труда в Китае за последние годы возросла, - рассказывает Сергей. - Средняя зарплата рабочих на тех заводах, которые мы посетили, составляет порядка 500-700 долларов в месяц. Это намного больше, чем было раньше. Тем не менее, китайские производители жалуются на недостаток рабочих рук. А потому на предприятия нанимают даже и низкоквалифицированные кадры. Между тем уровень подготовки по некоторым должностям на производстве заметно вырос. Но по-прежнему в большинстве своем на должности низшего уровня принимают неподготовленных людей. Такие специалисты обучаются без отрыва от производства, а значит, велика вероятность того, что в процессе обучения они совершают ошибки, которые могут повлиять на качество изготовленного оборудования».
«Есть производители в Китае, которые закупают узлы в сборе и осуществляют монтаж оборудования у себя на производстве, - отмечает Сергей. - На рынке Поднебесной работают также компании, которые и разрабатывают, и производят автосервисное оборудование на одном предприятии. Некоторые заводы, которые мы посетили, часть узлов закупают, а другую часть компонентов изготовляют на своих мощностях и собирают тут же готовую продукцию. Как правило, более или менее достойного качества оборудования удается достичь именно на производстве "смешанного" типа. На заводе полного цикла производитель в большей степени стремится сократить свои издержки за счет повсеместного использования ручного труда».
Группе специалистов компании «Европроект» удалось посетить производство сварочного оборудования одной из китайских марок. Здесь российских специалистов приятно удивило качество компонентов и уровень комплектации оборудования. На других предприятиях встречались вопиющие нарушения процессов сборки. Например, ручной способ при подгонке деталей, что напрямую негативно влияет на качество работы оборудования.
«Хочу подчеркнуть, что китайские производители, входящие в число наших партнеров, внимательно воспринимают все замечания, которые мы получаем от клиентов, - говорит Сергей. -Китайские специалисты имеют прямую заинтересованность в таком взаимодействии, так как отклики со стороны пользователей оборудования дают возможность провести целенаправленное улучшение изготавливаемой продукции. Так, например, в последнюю нашу поездку мы с китайскими партнерами договорились о внесении изменений в конструкцию окрасочно-сушильной камеры. И теперь при продаже этого оборудования мы можем говорить клиенту, что камера стала универсальной, в ней можно поставить агрегатную группу с любой удобной стороны. И такие изменения с нашей подачи были внедрены в конвейерную сборку».
Любопытный и в то же время очевидный факт: прежде, чтобы разработать свой продукт, китайским инженерам приходилось в прямом смысле этого слова разбирать и изучать изнутри европейское оборудование. Такая практика и тренировки привели к тому, что в стране появились умелые и опытные инженерные кадры и специалисты сервисных служб по оборудованию. С уверенностью можно ожидать, что китайские производители автосервисного оборудования продолжат совершенствовать свою продукцию и вскоре станут еще более серьезными конкурентами европейским компаниям. И сейчас производители из Поднебесной выступают как весьма сильные игроки рынка. Ведь многие китайские компании уже не занимаются воспроизведением европейского оборудования, а создают собственные разработки и интенсивно выходят на рынок новых технологий.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.