Как меняется рынок послепродажного обслуживания в России в 2023 году
27 ноября 2023
Эксперты сети автосервисов FIT SERVICE и агентства Gruzdev-Analyze делятся результатами исследования, которое затрагивает разные аспекты российского авторынка. Хайлайты исследования: в 2023 году в России усиливается влияние китайских марок, фиксируются рекордные показатели реализации авто с пробегом, снижается срок владения машиной, автопарк продолжает стареть, а электромобили, несмотря на динамичный рост показателей реализации, пока еще остаются и будут оставаться в ближайшие годы редкостью в стране.
На новые машины нашли покупателя
Как показывает исследование, в 2023 году продажи новых автомобилей в России растут от месяца к месяцу, а с июля находятся в пределах 98 – 109 тыс. автомобилей. Летние показатели продаж еще не добрались до уровня успешного доковидного 2019 года, но оказались близки к уровню 2021 года. По сути результаты, которые авторынок показал в августе и сентябре, демонстрируют его активное восстановление.
«В структуре продаж новых ТС параллельный импорт занимает небольшую долю. Из общего объема всех регистраций – 13% приходится на авто, ввезенные по схеме параллельного импорта. Это говорит о том, что основная масса новых машин производится в РФ или импортируется напрямую», – отмечает Александр Груздев, глава агентства Gruzdev-Analyze.
Машины с пробегом на пике
Рынок автомобилей с пробегом в России бьет рекорды. По итогам 9 месяцев 2023 года уже продано более 5 млн подержанных машин – это на 27% больше, чем в прошлом году. По прогнозам экспертов, всего за год будет продано 7,5 млн транспортных средств, новых и с пробегом.
«Интересно, что существенную долю на рынке авто с пробегом сегодня занимают дилеры. Многие автосалоны переориентировали свой бизнес на работу с подержанными машинами. Такая трансформация позволила дилерским компаниям «остаться на плаву»», – отмечает Александр.
На каких машинах ездят россияне
Возросший спрос на машины с пробегом повлиял и на другие показатели автомобильного рынка в стране. Так, несмотря на ожидания многих аналитиков, заметно снизился срок пребывания автомобиля у одного владельца. Теперь россиянин в среднем владеет машиной 4,6 лет (-19%), тогда как в прошлом году этот показатель составлял 5,7 лет. «В этом году мы отмечаем рекордное количество перепродаж в стране и, как следствие, рекордно низкий срок владения автомобилем», – комментирует Александр.
«На наших станциях в 2023 году заметно вырос спрос на услугу «Предпродажный осмотр», поэтому мы также отмечаем резкий всплеск интереса к автомобилям с пробегом. Растет и миграция машин между городами: покупатели перепродают авто в соседние и даже в отдаленные регионы», – подтверждает тренд Татьяна Овчинникова, директор сети автосервисов FIT SERVICE.
Движущийся парк автомобилей в России снижается в объемах второй год подряд. В 2022 году парк сократился на 822 тыс. авто (-2,3%), а в 2023 году – еще на 395 тыс. машин (-1,1%). Эксперты ожидают, что по итогам текущего года активном парке страны будет насчитываться 34,3 млн транспортных средств.
«Хотя продажи новых машин в 2023 году оказались выше, чем прогнозировалось еще в начале года, это не компенсировало стремительное выбытие автомобилей из парка. Машин на дорогах страны становится меньше. При этом, средний срок жизни авто, его выбытие из активного парка, теперь происходит позже. Средний возраст автомобиля в парке резко вырос в 2023 году. Сегодня он составляет 11,2 года, а годом ранее – 10,9 лет. Идет интенсивное старение парка. А чем быстрее стареет парк, тем больше он нуждается в ремонте и обслуживании», – говорит Александр.
Аналитика FIT SERVICE подтверждает ключевые выводы по рынку. Средний возраст авто, которые заезжают на ремонт в СТО, уже составляет 12,4 года, хотя в прошлом году средний возраст составлял 11,9 лет, а в 2017 году – 10,7 лет.
Средний срок активной эксплуатации автомобилей в стране также растет. В 2023 году российские машины в среднем «живут» 27 лет. Если с 2019 по 2021 гг. этот показатель был стабилен – 24 года активной эксплуатации авто, то с 2022 года начался его резкий рост. Таким образом, скорость выбытия машин из парка снизилась.
«Ежегодно растет доля клиентов с автомобилями в возрасте от 20 лет. В 2019 году на них приходилось только 9%, а по итогам трех кварталов 2023 года – уже 14%. Чем старше машины в парке, тем больше ремонтов осуществляется. Сейчас мы видим, что клиент становится бережливей, стремится продлить жизнь своего авто, поскольку не знает, на что он сможет заменить машину завтра», – комментирует Татьяна.
На дорогах будут одни китайские бренды и электрокары?
«Мнение о том, что китайские автомобили и электрокары скоро займут существенные доли в автопарке России, можно считать ошибочным. Сейчас доля китайских авто в парке составляет всего 2%. И при текущих продажах этот показатель будет расти достаточно много лет. Российские марки продолжат доминировать в парке в ближайшие годы. Доля других брендов будет медленно снижаться», – подчеркивает Александр.
«В нашей сети доля китайских машин, которые приезжают на обслуживание, растет, но очень медленно. Среди клиентов на долю владельцев китайских машинам приходится всего 2,5%. Доминируют, как в 2019 году, японские бренды – 40,5%. Важно отметить, что межсервисный пробег у большинства китайских марок небольшой – всего 10-15 тыс. км, поэтому мы ожидаем, что в среднем машинозаездов у «китайцев» уже через 3 года будет больше, чем у «корейцев» или «японцев»», – отмечает Татьяна Овчинникова.
По мнению экспертов, если предположить, что в стране ежегодно будет продаваться 1 млн авто и половина из них придется на китайские марки, то спустя три года всего четыре из 100 клиентов автосервисов будут приезжать на китайских авто. А у 96 клиентов из 100 будут другие марки автомобилей.
По данным Gruzdev-Analyze, средний срок лояльности дилеру у владельцев китайских авто составляет 1 год и 10 мес. После этого периода визитов на независимые СТО у таких машин становится больше, чем визитов на сервис дилера. А к третьему году владения машиной уже 86% посещений приходится на независимые СТО.
Электромобили сегодня составляют менее 1% парка автомобилей в России. По прогнозам экспертов, в ближайшие три года грандиозного роста доли электрокаров в структуре продаж на авторынке РФ ожидать не стоит. Таким образом, перспектива массовой потребности в обслуживании таких машин еще более далекая, чем китайских машин.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.