Кадровые проблемы авторемонтного рынка
12 января 2021, Иван СОКОЛОВ
Давно назревавшая проблема дефицита профессиональных кадров, похоже, вряд ли разрешится в ближайшее время. Кто виноват в низком уровне подготовки специалистов и что с этим делать? И, главное, как правильно подходить к кадровому вопросу директорам и владельцам СТО? Чтобы ответить на эти не самые легкие вопросы, мы обратились к экспертам из разных сегментов авторемонтной отрасли – представителям производителей и поставщиков лакокрасочных материалов, технических учебных заведений, а также к известным профессионалам из автосервисного сообщества. Мнения спикеров, как и ожидалось, разделились – тем интереснее наша дискуссия.
Дмитрий Маликов, технический директор "Европроект Групп" |
Роман Турков, руководитель по продуктам компании «Аксалта Системс Рус» |
Алексей Никитин, директор ГАПОУ КО «Калужский технический колледж» |
|
|
|
Читать мнение >> |
Читать мнение >> |
Читать мнение >> |
Дмитрий Домбровский, мастер производственного обучения в ГБПОУ «Колледж градостроительства, транспорта и технологий №41» |
Ольга Селезнева, руководитель ТЦ «Волин», председатель ассоциации «РАСТО» |
Николай Янковский, заместитель председателя ассоциации «РАСТО», заместитель генерального, директора по сервису VIANOR |
|
|
|
Читать мнение >> |
Читать мнение >> |
Читать мнение >> |
Подготовка и трудоустройство будущих специалистов
Калужский технический колледж — одна из профессиональных образовательных организаций Калужской области, осуществляющая многопрофильную подготовку специалистов среднего звена по направлению «Обслуживание транспорта и логистика». Данный профиль подготовки обусловлен тесным взаимодействием с предприятиями легкового автомобилестроения Калужской области. К ведущим партнерам в этой отрасли относятся ООО «Фольксваген Груп Рус», ООО «Пежо Ситроен Митсубиши Авто Рус», поставщики автокомпонентов (ООО «Магна Технопласт», ООО «Бентеллер Калуга», ОАО «Континентал Калуга» и др.).
Большая доля выпускников по специальностям авторемонтной тематики (около 35 %) связаны в дальнейшей трудовой деятельности с ремонтом и обслуживанием транспорта (автослесари, автоэлектрики, автомехатроники, покрасчики, специалисты по кузовным работам). Необходимая подготовка будущих специалистов обеспечена в учебном заведении благодаря сильному преподавательскому составу, современной материально-технической базе, адаптированным к требованиям работодателей учебным программам. Ведущие предприятия отрасли активно участвуют в организации и проведении практического обучения, выполняют наставнические функции. Мотивированные студенты старших курсов, как правило, уже трудоустраиваются на предприятия и к завершению обучения в колледже полностью адаптированы к рабочему процессу.
Рост в Калуге количества авторемонтных мастерских, дилерских центров представителей зарубежных автопредприятий требует на рынке труда квалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями обслуживания и ремонта атотранспорта. Данное требование распространяется на весь перечень услуг, предоставляемых в автомобильном ремонте, в том числе при несложных операциях по замене покрышек, фильтров, масла. Необходимо не только знать методы и способы диагностики, но и уметь квалифицированно интерпретировать данные, поступающие с компьютера транспортного средства, для дальнейшего принятия решения по ремонту машины.
О стандартизации и лицензировании НСТО
Современный автосервис подобен медицине. Автомобиль, как и человек, для определения неисправности (болезни) нуждается в диагностике, а уже затем в лечении. И чем лучше проведена диагностика, тем квалифицированней будет ремонт, тем меньше претензий будет у клиента. Большинство существующих в Калуге предприятий по обслуживанию и ремонту автотранспорта — созданные в гаражных кооперативах представители малого бизнеса, не имеющие современного оборудования, ограниченные в диапазоне предоставляемых услуг, работающие по старинке. Кадровый состав подобных автомастерских заточен в основном на отечественный автопром и услуг по диагностике транспортных средств не предоставляет. Стандартизация услуг для повышения их качества, лицензирование станций техобслуживания несомненно улучшат ситуацию по уровню и квалификации облуживания клиентов, но не уберут с рынка кустарные мастерские. Многие автолюбители предпочтут «гаражный вариант» за меньшие деньги, нежели менять масло, фильтры и прочее на сертифицированных СТО.
Проблемы системы образования
В связи с увеличившимся количеством автомобилей зарубежных компаний рынок автосервиса требует специалистов по их ремонту и обслуживанию. К сожалению, немногие профессиональные образовательные организации обладают материально-техническими ресурсами для квалифицированной подготовки обучающихся. В данной ситуации ссузы ограничиваются теоретической подготовкой и используют при возможности вариант сетевого взаимодействия с другими учебными заведениями. Выпускники таких колледжей и техникумов при трудоустройстве на предприятия автосервиса нуждаются в длительной адаптации и не всегда выдерживают ее. Кроме того, не только отсутствие материальных и кадровых ресурсов ухудшает ситуацию с квалифицированными специалистами на рынке труда. Низкая школьная подготовка учащихся (слабые знания по физике, математике, отсутствие черчения) также негативно сказывается на подготовке будущих специалистов. Преподаватели колледжей вынуждены заниматься «компенсацией» школьной программы, чтобы создать у обучающихся необходимую знаниевую базу. Дальнейшая успешность обучения студента зависит от его мотивации, интереса к будущей сфере трудоустройства и перспектив его трудовой деятельности.
Выпускники Калужского технического колледжа достаточно неплохо востребованы предприятиями атвомобилестроения и автосервиса. Однако для достижения успешности образовательному процессу в колледже не всегда хватает информации о современном состоянии отрасли, применяемых технологиях, некоторого современного оборудования и специализированного программного обеспечения. Например, оборудование для регулировки «сход/развал» не используется по причине отсутствия современной версии управляющей программы.
Решением данной проблемы было бы предоставление рабочих участков предприятий для организаций практического обучения студентов, привлечение специалистов автосервиса к практическим занятиям в колледжах и техникумах. Данная проблема требует системного решения, поскольку не все предприятия готовы предоставлять свою материально-техническую базу и кадры для обучения студентов в связи с выполнением заказов.
Взаимодействие бизнеса и системы образования
Калужский технический колледж имеет опыт инновационного взаимодействия с представителями крупного и малого бизнеса в сфере подготовки кадров. Яркими примерами сотрудничества являются:
- организация дуального обучения «под ключ» для ООО «Фольксваген Груп Рус» по окраске автомобилей, мехатронике, автомехатронике, кузовному ремонту;
- совместное с компанией ООО «Европроект Групп» обучение студентов окраске автомобилей. В перспективе колледж совместно с бизнесом приступят к реализации проекта по обучению кузовному ремонту. При этом обучение будет реализовываться по программам профессионального образования студентов, а также дополнительного профобразования и профподготовки взрослого населения. Уже сейчас реализуется обучение с применением дистанционных образовательных технологий, интернет-ресурсов (YouTube-трансляций). Для получения общей информации о технологиях, а также для отдельных консультаций данный вид обучения с учетом охвата пользователей наиболее актуален. Но для профессионального становления специалиста необходимо обучение в очном формате.
Необходимо отметить, что запрос рынка труда на квалифицированных специалистов по ремонту и обслуживанию транспортных средств будет только возрастать. Следовательно, кадровую проблему предприятий нужно решать в кратчайшие сроки. И решать ее необходимо бизнесу и системе образования только совместными усилиями.
ДМИТРИЙ ДОМБРОВСКИЙ, мастер производственного обучения в ГБПОУ «Колледж градостроительства, транспортаи технологий №41»
Вовлечение в специальность. Направления подготовки специалистов
Если говорить о нашем колледже градостроительства, транспорта и технологий № 41, то в отделении транспорта ребят готовят по направлениям «ТО и ремонт легкового транспорта», «ТО и ремонт грузовой и тяжелой техники». В колледже оборудованы лаборатории по практическим работам с двигателями легковых и грузовых автомобилей, полноценная автомастерская, оборудованная подъемниками, стендом сход-развала, шиномонтажным оборудованием, имеется станция заправки кондиционера, специальный инструмент и всевозможные специальные съемники. В колледже в рамках направления ТО и ремонта готовятся специалисты кузовного ремонта. Лаборатория оборудована новейшими сварочными полуавтоматами, позволяющими выполнять работы по сварке стали, в том числе нержавеющей, сварке алюминия, пайке; аппаратами контактной сварки и споттерами для правки поверхности кузова в труднодоступных местах. В образовательном процессе используется профессиональное оборудование и инструмент, большое внимание уделяется новейшим технологиям, применяемым в ремонте. Мы не стоим на месте и планируем развитие направлений по автопокраске и ремонту пластика с организацией полноценных, полностью оборудованных лабораторий.
Трудоустройство студентов и спрос на технические специальности
Уже несколько лет в Москве существует практика взаимодействия работодателей и образовательных организаций — это запрос на специалистов, которых и готовит колледж. Работодатель активно принимает участие в формировании учебных планов. При таком взаимодействии выпускник колледжа может быть уверен на 100 % в своем трудоустройстве. Нужно отметить, что в настоящее время многие дилерские центры заинтересованы в выпускниках, так как уже на стадии практики на производстве работодатель видит качество подготовки молодых специалистов. Что касается спроса на подобные рабочие специальности, то он, на мой взгляд, растет и будет расти — страна должна жить и развиваться, а для этого нужны не только хорошие управленцы, но и те профессионалы, без которых качественная жизнь общества невозможна. Стране будут всегда нужны профессионалы в таких сферах, как обслуживание транспорта, работа на станках, деревообработка, строительство, и многих других. Именно таких специалистов готовит СПО.
Об уровне квалификации выпускников колледжа
Могу сказать, что в Москве подготовка будущих специалистов остается на высоком уровне. Колледжи действительно выпускают молодых профессионалов. Прошедший в сентябре финал национального чемпионата «Молодые профессионалы» по стандартам Worldskills Russia, где Москва стала абсолютным чемпионом России, завоевав более 183 медали (123 золотые, 47 серебряных и 13 бронзовых медалей) по разным компетенциям, а ребята, представлявшие Москву в компетенции «Кузовной ремонт», заняли все первые места в своих возрастных категориях (12–14 лет, 14–16 и основная группа 16–22), — тому подтверждение.
В целом, уровень профессионализма сотрудника складывается из нескольких факторов: полученного образования, мотивации развиваться в профессии, индивидуальных психологических особенностей. Уровень образования, в свою очередь, напрямую зависит от компетентности педагогического состава, обучающего будущего специалиста. Мотивация не менее важна. Для ее успешного развития нужно максимально вовлечь человека в профессию, заинтересовать его необходимостью профессионального развития не только в процессе обучения в колледже, но и в последующей работе по профессии. Пример тому — конкурс профессионального мастерства WorldSkills Russia, который помогает успешно решать эту задачу. В участие вовлечены обучающиеся разных возрастных категорий, а также уже работающие профессионалы в категории 50+ «Навыки мудрых», где уже состоявшиеся специалисты соревнуются в мастерстве, ставят новые цели и достигают их.
Роль дополнительного образования и тренингов в повышении квалификации сотрудника
Если говорить о влиянии на уровень профессионализма различных тренингов и курсов повышения квалификации, то, безусловно, это важный аспект. Успех возможен тогда, когда ты идешь в ногу со временем. Мир находится в постоянном движении, все усовершенствуется, меняются материалы, оборудование, технологии. В свою очередь, онлайн-тренинги и вебинары целесообразны в случае трансляции теоретической информации, объяснении новых технологических процессов. Они дают большой охват аудитории, стирают географические границы и экономят время. Однако этот вид обучения представляет собой лишь часть необходимого в процессе повышения квалификации обучения.
Несомненный плюс для начинающего мастера — непосредственное обучение на автомобильных предприятиях и СТО, так как обучающийся погружается в реальную обстановку, где встречается с реальными клиентами, разнообразием нестандартных неисправностей, способами их устранения и необходимостью быстрого и качественного выполнения работ. Понимая важность данного вида обучения, наш колледж находится в стадии организации такой кафедры на одной из московских дилерских СТОа премиум бренда. Тенденция внедрения тренингов (непрерывность обучения, повышения квалификации) в последние 15 лет дает положительные результаты. При появлении новых материалов, оборудования и должном обучении качество выполненных работ и скорость выполнения существенно меняются в лучшую сторону.
О необходимости стандартизации услуг и кадровой политике руководителей СТО
Во многом соглашусь с мнением экспертов, утверждающих, что независимым станциям техобслуживания необходима стандартизация услуг для повышения их качества. Здесь важно соблюдение технологии ремонта, использование специального оборудования, качественных запасных частей, систематическое повышение уровня знаний, так как автомобили, как и все вокруг, имеют свойство совершенствоваться, появляются новые системы. И понятно, что, не пройдя качественное обучение, специалист не сможет грамотно выполнить ремонт или правильно произвести обслуживание согласно новым требованиям.
Что касается руководителей СТО, думающих о своем бизнесе в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то, на мой взгляд, им необходимо вести кадровую политику, не только используя мощности рынка труда и услуги рекрутеров, но и выстраивая взаимоотношения с образовательными организациями региона, в которых готовят интересующих работодателя специалистов.
ОЛЬГА СЕЛЕЗНЕВА, руководитель ТЦ «Волин», председатель ассоциации «РАСТО»
СТО в поисках ценных кадров
Качество среднего профессионального образования в стране — не сказать, что низкое, оно фактически нулевое. Сегодня государство тратит огромные деньги на подготовку выпускников среднего профессионального образования, а в итоге работают по специальности единицы. И это не пустые слова: в течение года мы проработали около 49 колледжей на предмет наличия квалифицированных рабочих кадров: мы проинспектировали 35 учебных заведений в Московской области, 12 — в Калужской и Смоленской областях, 2 — в Красноярске. Везде примерно одна и та же ситуация: в среднем из 100 человек, кто закончил обучение и пытался трудоустроиться по специальности в автосервис, только у 2 специалистов было достаточно знаний. В основном это фанаты своего дела или самоучки, которые смогли проявить упорство и тягу к знаниям несмотря на то, что в течение 3,5 лет у них отбивали это желание. К сожалению, поступления «самоделкиных» из «папиных» гаражей ждать не приходится. Сегодня мало кто посвятит свой выходной день любимому автомобилю или воплощению инженерной мысли. Большинство детей мечтают стать блогерами. Они не видят себя перспективными инженерами или успешными автомеханиками. Основная проблема — в качестве полученных в колледже знаний и применяемости их на практике.
В высших учебных заведениях та же проблема, но до них у нас пока руки не дошли.
Плоды ушедшей эпохи
И нельзя сказать, что специалисты по ремонту не востребованы на нашем рынке: средняя недозагрузка в каждом сервисном центре — около 30 %. Но выпускников зачастую просто не могут взять на работу, так как они не соответствуют требованиям работодателя по причине банального отсутствия необходимых знаний, умений и трудовых навыков. Мы тесно взаимодействовали с колледжами и поняли, что кардинально менять программы обучения они не в силах, а современных ремонтной и учебной баз у них по-прежнему нет. Вся та инфраструктура, которая осталась с советской эпохи, хоть и была достаточно качественной, сегодня не востребована. Автомобили за последние 20 лет полностью изменились — сейчас это практически компьютеры на колесах. К сожалению, в подготовке образования мы очень отстали от мировых тенденций. Если еще 10 лет назад мы как-то могли ремонтировать автомобили по старым методичкам и учебникам, сейчас без современных технологий и инструкций — производить качественный ремонт просто невозможно.
Подготовка специалистов в соответствии со стандартами
Проблема в том, что независимые автосервисы не смогут получить официальных инструкций по ремонту автомобилей непосредственно от автопроизводителей, пока автомеханики НСТО не будут работать в едином профессиональном стандарте с официальными дилерами. Сейчас надежда у нас — только на производителей запчастей, которые поставляют компоненты на конвейеры автопроизводителей. Ассоциация «РАСТО» (Российская ассоциация станций технического обслуживания) обратилась ко многим из них, в результате чего удалось собрать по модулям блок по ремонту и техобслуживанию автомобилей, на основании которого будет проводиться обучение и подготовка начинающих специалистов. Мы решили набирать студентов со второго курса и в течение трех месяцев предоставлять им дуальное обучение. Как показывает практика, эти операции составляют около 80 % работы в автосервисе.
Для этих целей мы уже получили статус экзаменационной площадки в ТЦ «Волин» при ЦОК ООО «СП БИЗНЕС КАР» (на данный момент в России существуют три центра оценки квалификаций — ПАО «КАМАЗ», EuroAuto и ООО «СП БИЗНЕС КАР»). Экзаменационная площадка уже наделена полномочиями проводить профессиональные экзамены по оценке и подтверждению двух квалификаций: «Мастер ремонтной зоны по техническому обслуживанию, ремонту автотранспортных средств (АТС) и их компонентов» (6-й уровень квалификации); «Автомехатроник по ремонту автотранспортных средств» (5-й уровень квалификации).
НИКОЛАЙ ЯНКОВСКИЙ, заместитель председателя ассоциации «РАСТО», заместитель генерального директора по сервису VIANOR
Возрождение школы практиков
Подготовка сотрудников в авторемонтном бизнесе не имеет какой-либо системы. В подавляющем большинстве мы используем опыт, который получали в молодости с мототехникой, отцовскими автомобилями, в гаражах. Сейчас такие механики — мои ровесники — уже состарились, а новое поколение уже не видит в автомобиле для себя что-то интересное, по сравнению с гаджетами. Как социально зрелые и состоявшиеся в профессии люди, мы видим, что большое количество профессий уйдет в историю, а молодежь будет вступать во взрослую жизнь при чудовищной безработице. Наша задача — помочь молодежи найти свой успешный путь в профессии и в обществе. Система среднего профессионального образования не готовит специалистов, способных через месяц-два работать самостоятельно хотя бы при выполнении простейших работ. Многие колледжи и техникумы не имеют ни подъемников, ни инструмента, ни подопытных автомобилей. Вообще удивительно, как им разрешили преподавать профессии механика, ведь ремесло нужно «учить руками».
Достойный руководитель СТО. Кто он?
Как сервисный директор, я выбираю управляющих не по диплому, а по набору компетенций и особенностям характера. Руководители, приходящие после суровой школы продовольственного ритейла, меня интересуют в большей степени. Разумеется, такой руководитель должен быть фанатом автотехники — без этого сервисная рутина надоест очень быстро. В моих подшефных сервисах уже есть примеры роста руководителя «снизу», уверен, что это самый правильный путь. Поэтому молодым механикам всегда рассказываю про эту перспективу и показываю на конкретных живых примерах. Для меня единственная стратегия — бескомпромиссное качество работ при удержании расходов в требуемых пределах. Руководителем СТО не может быть дилетант в технике, экономике и обеспечении бизнес-процессов. Система тестирования, внутренних обучений, привлечение производителей компонентов с проведением тренингов, аттестации и ранжирование работ по сложности — неотъемлемые части рецепта успеха кадровой работы.
Профессионализм и рутина
Человек, как любая динамическая система, не любит однообразия и рутины. Механики — не исключение: через десять лет работы в ремзоне уже никто не хочет учиться, меняться, развиваться. И если на каком-либо конкурсе опытный механик напряжется и произведет ремонт по технологии, то, когда он приедет на свое предприятие, будет снова работать «попроще да побыстрее». Такой халатный подход современные конструкции, сделанные на пределе прочности, не прощают.
Роль тренингов и семинаров
Тренинги в основном рассчитаны на уже опытных специалистов, а вся их идея сводится к особенностям эксплуатации оборудования, а не решения конкретной технической задачи. Проблема в том, что практикующий специалист деградирует за два-три года в качестве работы тренером — он хочет учить на знакомых ему автомобилях поиску заранее устроенных им самим проблем. Это совершенно не соответствует ежедневным реалиям автосервиса. Онлайн-тренинги и вебинары в первую очередь будут полезны для механиков, которые уже имеют серьезный базис, работают не менее трех-пяти лет и, что немаловажно, готовы применять новые знания для усовершенствования навыков. Если такого базиса нет, то давайте представим картину: вы садитесь в самолет и узнаете, что пилот учился летать по видеоматериалам. Сомневаюсь, что вы останетесь пассажиром этого самолета. Применительно к дистанционному обучению должен работать старый добрый принцип: «узнал — применил — заучил».
Начинающим профессионалам
Мы готовим уникальную программу для начинающих механиков, участники инициативной группы «РАСТО» давно вынашивали эту идею, и мы начнем ее воплощать в ближайшие месяцы. Первое время мы будем обучать действующих студентов и выпускников для кадрового обеспечения станций, входящих в инициативную группу. В дальнейшем, по мере расширения «РАСТО», программа будет предложена всем членам Ассоциации, также мы планируем масштабирование программы в регионы, на базе наших региональных партнеров. Параллельно с этой программой будет запущена программа стажировок преподавателей колледжей и техникумов с целью актуализации их знаний и навыков в контексте современной автомобильной техники.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.