03 декабря 2024,
22:12
Москва

Сценарий кадрового оздоровления авторемонтной отрасли

30 декабря 2020

Сценарий кадрового оздоровления авторемонтной отрасли

Прежде всего нужно оговориться, что я могу достоверно судить лишь об индустрии кузовного ремонта и окраски. В прочих сферах автосервиса я не являюсь большим специалистом — там с подготовкой и обучением профессиональных кадров вполне может быть другая ситуация.

В кузовном ремонте наблюдается очень большой дефицит профессиональных кадров, по вполне понятным причинам. В современной России практически нет реально работающего института подготовки кадров для этой индустрии — автомаляров и подготовщиков никто не готовит. Есть профессиональные училища различных форматов, но в них, как правило, и теоретические программы устаревшие, и с практической стороной обучения далеко не все в порядке.

Издержки рабочей профессии

Но, конечно, это не главное. Интерес к любой профессии возникает у молодого человека не в учебном заведении, а как восприятие и следствие возможности обеспечить себе и своим близким достойную жизнь и адекватный заработок. Такое понятие, как престиж профессии, тоже напрямую связано с уровнем получаемого дохода, хотя, конечно, это не единственная его составляющая. Не секрет, что заработки работников индустрии кузовного авторемонта не слишком велики. Это одна из главных причин, объясняющих низкий рейтинг профессии маляра-подготовщика, что, в свою очередь, негативно влияет на приток свежих кадров в индустрию. Понятно, что молодые люди, выбирающие профессию, очень внимательно и чутко относятся к таким вещам, как престиж и доходность будущей профессии. Вряд ли кто-то из них захочет связать свою жизнь с делом, которое не способно обеспечить адекватный доход и разумный уровень общественного статуса.

Таким образом, мы вновь вынуждены обратиться к сегодняшней бизнес-модели кузовного ремонта и постараться понять причины такого положения дел. Как же сегодня воспринимается работа маляра и подготовщика? За редким исключением, как тяжелый, грязный, наемный труд за копейки. Нужно признать, что фактически очень часто так оно и есть. Если заглянуть в условно-средний российский кузовной автосервис, мы не увидим там привлекательной рабочей обстановки и вряд ли нам захочется остаться там работать. Холод, грязь, пыль, сквозняки, летом жара и духота… Запах краски, растворителя, выхлопных газов, недостаточная вентиляция и слабоватое освещение. При этом работа маляра действительно связана с большим количеством ручного труда, зачастую в не слишком удобных позах. Какой уж тут престиж профессии. Да еще и уровень зарплат оставляет желать лучшего.

Рентабельность бизнеса и профессионализм руководства

Что же должно произойти, чтобы ситуация в индустрии изменилась? Главное, ключевое условие — рентабельность кузовного бизнеса в целом должна стать выше. Поднимется рентабельность — пойдут вверх зарплаты, улучшатся условия труда. Вслед за этим начнет подниматься престиж профессии и ее востребованность. Ведь на самом деле список достойно оплачиваемых профессий не так уж велик. К очевидным плюсам профессиональной карьеры в области кузовного ремонта относится то, что в обозримом будущем квалифицированный специалист будет всегда востребован. Эта профессия не уйдет в онлайн. Ее невозможно заменить компьютерным алгоритмом, чего не скажешь о большинстве «менеджерских позиций», дни которых буквально сочтены.

Рентабельность предприятия кузовного ремонта — следствие качественного управления и здоровой, адекватной структуры бизнеса. У каждого отдельного человека-профессионала тоже есть понятие рентабельности: каждый взвешивает, сколько я вкладываю своих ресурсов в работу против того, сколько я за это получаю. Такое понятие частной, индивидуальной рентабельности и есть основа реальной профориентации, любой человек так или иначе балансирует объем затрачиваемых им ресурсов с уровнем получаемых доходов.

Так возможны ли высокие заработки в индустрии кузовного авторемонта? Ответ прост: в рамках существующей модели устройства бизнеса — нет. Кузовные станции неизбежно должны начать корректно и тщательно учитывать все затраченные на тот или иной ремонт ресурсы, в том числе трудоемкость. Потому что единственный источник денег для оплаты труда маляра и подготовщика — оплаченная заказчиком сумма за ремонт, в особенности та ее часть, которая связана с выполнением операций по подготовке и окраске. Способность работника выполнить эти операции надлежащим образом и в течение адекватного времени и есть свидетельство уровня его профессиональной подготовки. А способность предприятия достоверно рассчитать плановую себестоимость той или иной работы и принять адекватное решение о целесообразности выполнения данного ремонта по данной технологии и есть свидетельство профессионализма управленцев и руководителей предприятия.

Таким образом, в повышении профессионализма нуждаются и рабочие, и руководители предприятий кузовного ремонта. Учить одних, забывая про других, — путь в никуда.

Сколь угодно высокий профессионализм рабочего, который столкнулся с безграмотным руководством, обратится в ничто. Такой руководитель просто «дает машину» работнику или бригаде, полагая, что этого абсолютно достаточно. Работник делает свою работу так, как считает нужным и правильным, совершенно не беспокоясь о предельной трудоемкости и реальной себестоимости своего труда. В результате большинство выполненных таким образом работ убыточны и в лучшем случае финансируются из доходов от продажи запчастей, но этот ресурс далеко не безграничен. Вот и начинаются у предприятия финансовые проблемы, которые неизбежно и больно бьют по уровню зарплат.

Тонкости обучения. Организация процесса

Если попытаться сформулировать идеальную систему профессионального образования для индустрии кузовного автосервиса, она будет выглядеть следующим образом: руководители обучаются индустриальному, структурированному и валидному, с точки зрения финансового менеджмента, подходу к учету ресурсов предприятия и расчету себестоимости производства, а работники учатся выполнять необходимые операции в соответствии с рекомендациями производителей ремонтных ЛКМ, так как в подавляющем большинстве случаев автомобильные бренды доверяют постановку технологического процесса ремонтной окраски именно производителям ЛКМ. Вполне логично, что в таком случае система обучения маляров и подготовщиков будет все в большей степени находиться в руках поставщиков ЛКМ.

Наиболее эффективным способом организации профессионального обучения специалистов по ремонтной окраске является СДО — система дистанционного обучения. СДО состоит из целого ряда учебных модулей и блоков, каждый из которых нацелен на решение конкретной задачи — входное тестирование кандидатов, периодическая аттестация работников или сфокусированное, направленное обучение (повышение квалификации). После изучения теоретического материала и успешной сдачи промежуточных проверок знаний и выходного теста работник получает допуск к практическому зачету, который принимает уполномоченный специалист компании — поставщика ЛКМ. По результатам практического зачета работнику выдается номерной, именной сертификат, проведенный через систему администрирования СДО и зарегистрированный в управленческой программе предприятия. Каждый сертификат имеет QR-код, позволяющий получить всю информацию, связанную с данным документом. В распоряжении руководителей предприятия остается полная информация о том, как тот или иной сотрудник проходил учебные модули, что он читал быстро, какие разделы смотрел долго и внимательно, какие вопросы не вызвали затруднений, а какие — получили ошибочные ответы.

Все это очень важно для формирования и ведения тренинг-паспортов сотрудников, для организации четкой системы присвоения рабочих квалификаций и разрядов. Именно такое дифференцирование работников позволяет установить гибкую, прозрачную и справедливую систему оплаты труда, что, в свою очередь, будет способствовать повышению престижности профессии кузовного авторемонтника.

СДО и возможность ведения тренинг-паспортов работников — первый и наиболее важный шаг в сторону создания единого информационного пространства, в котором будет находиться база данных всех профессионалов в области ремонтной окраски. Именно в этой базе потенциальные работодатели и заказчики смогут выбирать работников под конкретные задачи и специфику каждого предприятия, а это, в свою очередь, есть следующий важный этап на пути к организации кузовного бизнеса по модели «работодатель (диспетчер) — индивидуальный работник-профессионал».

Когда предприятия начнут оплачивать реальную стоимость специалистов-ремонтников в зависимости от их квалификации и специфики каждого заказ-наряда, тогда им неизбежно придется по-настоящему задуматься о структуре себестоимости выполняемых работ. Это станет четким и логичным шагом к экономическому оздоровлению каждого конкретного предприятия и авторемонтной индустрии в целом, а, оздоровившись и став более рентабельной, авторемонтная отрасль станет более привлекательной для молодых людей, которые с большей вероятностью выберут для себя профессию авторемонтника.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить