25 апреля 2024,
03:04
Москва

Привлечение клиентов в новой реальности

21 октября 2020

Привлечение клиентов в новой реальности

За последние полгода экономики многих стран подверглись серьезным испытаниям, которым, похоже, нет конца: коронавирус и сопутствующие ограничения, по словам аналитиков, повлияли на мировую экономику и бизнес-сферы больше, чем финансовый кризис 2008 года. Тяжелее пришлось, разумеется, странам, у которых и без кризиса хватало проблем. Убытки несут и крупнейшие автопроизводители, вынужденные массово сокращать производства и персонал, и поставщики компонентов и материалов, и мелкие розничные магазины. В России авторемонтная отрасль, не успев сформироваться в полноценный, цивилизованный и четко регламентируемый субъект, — не исключение. И если для одних участников рынка кризис будет фатальным, для других — даст возможность удержать и усилить свои позиции. Постараемся понять, как попасть во вторую категорию. Мы опросили экспертов, какие действия по привлечению и удержанию клиентов, по их мнению, стоит предпринимать сегодня владельцам и руководителям автосервисных станций.

Павел Жемчугов, бизнес-консультант «AkzoNobel Автопокрытия»

Первая половина 2020 года явилась настоящим испытанием для автомобильного бизнеса. Свои двери закрыли около 300 шоу-румов и почти 50 СТО. Упали продажи, снизился трафик клиентов в сервис, в том числе и кузовной. К счастью, июнь и июль в части загрузки МКЦ показали неплохой рост (по данным клиентов AkzoNobel), можно сказать, что сервис «вздохнул». Задача минимум — до конца года показатели удержать, а максимум — увеличить. Собственники и руководители, имеющие за своими плечами практику и опыт 2008 и 2015 годов, пошли по знакомому пути — сокращению затрат. В первую очередь изменения коснулись персонала, так как львиную долю затрат ДЦ составляют расходы на ФОТ. Многие сократили штат административного персонала, сотрудников приемки и почистили ряды продуктивного персонала, убрав самых неэффективных. Правильный ли этот путь? Как изменилось поведение клиентов сейчас?

Любой сервис работает благодаря клиентам и ради клиентов. Соответственно, залог успешного сервиса — довольный клиент. Из собственных наблюдений могу сделать вывод, что, к сожалению, уровень клиентского сервиса не успевает расти за ожиданиями клиентов. Это касается не только автомобильного бизнеса, но и в целом сервиса в нашей стране. Возможно, это связано с нашим менталитетом: мы не умеем и не любим искренне оказывать достойный сервис, нас этому никто не учил и не показывал, как надо. Конечно, попытки и успешные примеры есть, но нам еще расти и расти. В своих проектах по работе с линией приемки я стараюсь сделать упор прежде всего на повышение уровня клиентского сервиса, а дополнительные продажи, уровень удовлетворенности подтянутся автоматически с небольшими настройками.

Так как улучшать качество сервиса? Прежде всего необходимо помнить, что на итоговую удовлетворенность клиента оказывает влияние абсолютно каждый сотрудник и каждая служба дилерского центра. Мастер-консультант может выполнить свою работу на 110 %, но клиент поставит плохую оценку из-за того, что ему нахамил охранник на парковке или не сложилось общение с барменом в кафе, не работал Wi-Fi или не было стаканчиков либо воды в кулере, отсутствовала, извиняюсь, туалетная бумага в туалете. Я регулярно получаю от мастеров-консультантов негативную обратную связь по поводу несправедливости оценок, которые поставили клиенты после посещения их сервиса.

Во-вторых, следует подтягивать работу самих мастеров-консультантов. Их большая загрузка и однотипность выполняемой работы часто ставят крест на нормальном человеческом общении с клиентами. Они забывают самые простые базовые навыки коммуникации — не здороваются, не представляются, не встают при встрече клиента, не спрашивают, как к нему обращаться, прерывают личное общение долгим телефонным разговором с коллегой. А ведь первое впечатление есть возможность произвести только один раз! И от того, каким оно будет, зависит дальнейшее общение с клиентом. Это очень важно. Во время аудитов службы приемки нередко вижу «бездушных роботов», выполняющих четко заданную программу, которые боятся сделать шаг влево. Клиенты, видя такой подход, тоже закрываются и боятся. А продажи — это прежде всего эмоции. В таком случае найти общий язык с клиентом будет тяжело. В МКЦ это чаще всего связано с тем, что там очень редко учат сотрудников навыкам коммуникации. В лучшем случае опытный руководитель подает пример подчиненным, но чаще – персонал проходит корпоративный тренинг «для галочки» без привязки к специфике работы.

Третий немаловажный момент — оказать высокий уровень сервиса и перевести клиента в статус постоянного «промоутера» (человека, который, по сути, будет помогать СТО в продвижении своих услуг) может только довольный своей работой сотрудник. Если мастера-консультанта не устраивает система мотивации, взаимодействие с цехом или другими подразделениями, невольно он будет транслировать этот негатив клиенту. Хорошо себя зарекомендовал анонимный опрос персонала внутри компании, такой инструмент при правильном использовании позволяет существенно поднять внутренний NPS (индекс потребительской лояльности) компании.

Привлекать или удерживать клиента? Вечный вопрос при планировании маркетингового бюджета. Если с точки зрения продаж автомобилей вопросов нет — конечно, привлекать, — то в сервисе и тем более кузовном уже не так очевидно. Денег на привлечение одного нового клиента извне тратится до 10 раз больше, чем на удержание существующего. Может возникнуть вопрос, откуда в кузовном могут быть постоянные клиенты? Могут. Посещать МКЦ они, конечно, будут не так часто, как слесарный цех, но при ДТП у них не возникнет вопроса «куда ехать?». А главное, такие клиенты являются 100%-ми промоутерами и благодаря их рекомендациям среди друзей, знакомых, коллег и положительным отзывам в Интернете сервис получит до 10 «горячих» потенциальных клиентов с одного постоянного. Таким образом, одним выстрелом — двух зайцев! Какие же шаги следует делать сервисам в борьбе за клиента?


Одним из важнейших человеческих ресурсов является время. И выигрывает тот сервис, который дорожит этим бесценным ресурсом. Клиенты готовы общаться через приложения, посредством мессенджеров и не хотят тратить время на общение с ДЦ по телефону. Так дайте им эту возможность! Уже сейчас я вижу нормальную практику, когда кузовной ремонт продают в WhatsApp, Telegram или Instagram, начиная от консультации, заканчивая записью на ремонт с фиксацией всех договоренностей.

Создавайте ценность для клиента с момента продажи ему автомобиля. Проведите экскурсию по дилерскому центру, познакомьте с отделом сервиса, а лучше — с конкретным мастером-консультантом сервиса. Если знакомить новоиспеченного автовладельца с МКЦ не очень комфортно, начните со слесарного цеха — нулевое ТО наступит очень быстро, клиент заранее будет знать, к кому обратиться. А уже во время ТО мастер-консультант слесарного цеха может рассказать про кузовной цех, познакомить с его сотрудниками, провести экскурсию и, возможно, продать дополнительные услуги или оборудование, от которых клиент отказался во время покупки авто.

Желательно, чтобы у клиента был свой «родной» мастер-консультант, который сможет помочь ему в решении любого вопроса, связанного с эксплуатацией автомобиля, на протяжении всего срока владения, включая его сдачу в трейд-ин. Клиенты не хотят «блуждать» по дилерскому центру от сотрудника к сотруднику в поиске решения своих вопросов. Начинать можно с отдела сервиса. У меня есть положительная практика организации «Службы одного окна» в сервисе, когда в слесарном цехе продают и контролируют весь цикл кузовного ремонта и наоборот. Конечно, речь не идет об унификации всех мастеров-консультантов, но по крайней мере по одному «универсальному солдату» организовать можно. Экономится огромное количество времени клиентов, а главное — растет их количество в смежных подразделениях.

Также обращайте внимание на онлайн репутацию вашей компании и рекомендуйте сотрудникам читать отзывы — иногда там можно узнать много интересного. Сейчас клиенты выбирают сервис, основываясь на отзывах в Интернете, прежде всего на картах. Если у компании рейтинг ниже 4, скорее всего автовладелец будет искать альтернативный вариант. Неотработанный негативный отзыв 3-летней давности при отсутствии новых положительных может нанести серьезный урон имиджу вашей компании. Не пишите фейковые отзывы сами и не просите сотрудников. Во-первых, их видно, а во-вторых, современные технологии вроде Big Data и искусственного интеллекта позволяют их вычислять и удалять.

Все вышеизложенное применяется на практике успешных проектов от AkzoNobel, некоторые кейсы можно посмотреть на сайте akzonobelconsulting.ru. Отдел бизнес-консалтинга нашей компании держит руку на пульсе последних тенденций в области сервиса и готов помочь в решении любых вопросов наших клиентов!

Евгений Мартынов, менеджер по работе с импортерами и дилерскими сетями «Аудатэкс Россия»

Сейчас мы живем в мире, где коммуникация между людьми, бизнесом, государством переходит в цифровую среду. Мы общаемся в WhatsApp, добавляем друзей в «Вконтакте» и Facebook, размещаем фотографии в Instagram, делимся нашими впечатления с миллионами людей и в то же время все меньше разговариваем по телефону. Технологии изменяют нас и наше окружение. Так, развитие отрасли по производству смартфонов изменило нашу жизнь: согласно статистике, в России 88 % населения выходят в Интернет используя смартфоны [© 2019 АО «Делойт и Туш СНГ»]. Смартфоны стали неотъемлемыми спутниками человека, устройствами, без которых мы чувствуем себя неловко. Они изменили наши способы коммуникации друг с другом и с бизнесом. У нас есть «мобильные банки», цифровые билеты, посадочные талоны на рейсы, онлайн-кинотеатры, мобильные приложения страховых компаний и автопроизводителей, интернет-магазинов и др. Все IT-решения упрощают процесс взаимодействия, делая его удобнее и прозрачнее для потребителя. Но когда клиент звонит в автосервис, чаще всего ему отвечают: «Приезжайте, мы на месте все посчитаем». И, как правило, сразу клиент не спешит в автосервис. Причины разные: пробки на дорогах, неотложные дела, отсутствие свободного времени и т. д. Развитие цифрового направления в автосервисе упростит взаимодействие клиента с сервисом. И сейчас лучшее время для внедрения в свои бизнес-процессы инновационных решений.

Построение процесса поиска клиента и взаимодействия c ним можно разделить на несколько ключевых этапов:

1) поиск клиента;

2) коммуникация с клиентом по IT-каналам, понимание проблемы клиента;

3) формирование предложения, расширение заказ-наряда;

4) приемка и ремонт.

Существует множество маркетинговых агентств, которые специализируются на продвижении услуг автосервиса. Официальные импортеры автомобильных брендов также оказывают поддержку своим дилерам. Современные технологии позволяют производить тонкую настройку, которая доставляет рекламу потенциальному клиенту через соцсети и поисковые системы. Большое количество автовладельцев пользуются тематическими форумами, но для автосервиса такой клиент, пожалуй, менее ценен, так как пользователи форумов нередко сами занимаются покупкой запчастей и самостоятельным ремонтом. Куда более ценен клиент, который «вбивает» в Google «Ремонт Hyundai Solaris в Москве». Работают и стандартные способы продвижения — наружная реклама, вывески, буклеты, — с помощью которых можно рассказать об акциях и актуальных услугах сервиса.

Одним из ключевых параметров, по которому автовладелец выбирает организацию для проведения ремонта и обслуживания автомобиля, — это доверие. Следом идут такие параметры, как местоположение, стоимость и скорость ремонта. У официальных дилеров и независимых СТО есть различные стандарты работы и построения взаимодействия с клиентом. Но доверие вызывает хорошо оснащенный сервис, где есть необходимое оборудование, удобная клиентская зона, квалифицированный персонал.

Как сформировать это доверие? Ценен индивидуальный подход. Но однозначно прозрачный и понятный процесс формирования стоимости ремонта и квалифицированная консультация клиента, например в случае ДТП, позволяют заложить отличную базу для построения доверительных отношений.

Мы продвигаем концепцию, когда автовладелец привязывается к определенной СТО и персональному менеджеру. Таким образом, повышается доверие между клиентом и автосервисом, и в случае любого ДТП клиент будет обращаться в конкретный техцентр. Если мы говорим про официальных дилеров, то у них эта концепция реализована в большей степени: дилер уже помогает и в страховых, и в кредитных вопросах, и в оказании ремонтных услуг по слесарному, кузовному ремонту и диагностике. И, надо заметить, стоимость услуг у официальных дилеров сегодня ненамного выше, чем у независимых СТО. Можно предложить клиенту, к примеру, бесплатную диагностику, тем самым продав впоследствии дополнительную услугу. Не навязать, с чем мы периодически сталкиваемся, а именно продать. Поэтому классическому автосервису лучше заменить концепцию развития «Авторемонт как услуга» и переходить к парадигме «Авторемонт — это в первую очередь сервис».

У нас есть несколько решений, которые позволяют реализовать концепцию «Авторемонт как сервис» и построить процесс взаимодействия с клиентом на раннем этапе. Одни из этих решений — PhotoPortal и AudaSmart. Оба решения могут быть интегрированы на сайт официального дилера или независимого СТО для предоставления клиенту возможности отправить на СТО фотографии для предварительной оценки стоимости ремонта или даже ознакомиться с предварительным расчетом стоимости ремонта (в случае использования решения AudaSmart). Важно обратить внимание на то, что AudaSmart проводит расчет только для деталей экстерьера ТС, в расчетах используются те же данные по технологии ремонта, что и в профессиональном инструменте AudaPad Web. Стоимость запасных частей, стоимость нормо-часа и стоимость ЛКМ настраиваются каждым партнером индивидуально.


Рассмотрим ситуацию: водитель попал в ДТП, и ему необходимо принять решение об оформлении европротокола, так как, возможно, повреждения незначительные. В различных регионах страны по европротоколу существуют разные лимиты выплат, поэтому зачастую участникам ДТП, которые находятся на проезжей части, сложно сориентироваться в правильности своих действий. Воспользовавшись сервисом AudaSmart, водитель сможет рассчитать предварительную стоимость ремонта ТС. Водитель выбирает на графическом модуле повреждения ТС, оценивает их размер, используя ладони, затем система производит предварительный расчет стоимости ремонта. Конечно, надо понимать, что расчет не окончательный и может не включать в себя стоимость ремонта скрытых повреждений (если таковые имеются). Например, при повреждении капота и наличии на нем эмблемы система не посчитает стоимость самой эмблемы.

В то же время автосервис, на сайте которого клиент воспользовался услугой AudaSmart, получит оповещение о расчете и сможет посмотреть и расчет, и фотографии ТС (если автомобилист сделал фотографии), затем автосервис может связаться с пострадавшим и предложить ему свои услуги по ремонту и проведению осмотра поврежденного ТС в условиях автосервиса, что позволит наиболее точно выявить повреждения и не требует назначения дополнительного осмотра. Если же предварительная стоимость ремонта уже превышает лимит по европротоколу, то автосервис может оперативно сообщить об этом водителю и пригласить его на сервис.

Если клиент не имеет возможности или не хочет выполнять выбор повреждений в AudaSmart, он может воспользоваться решением PhotoPortal. В нем требуется только сделать фотографии автомобиля и повреждений, и они также будут направлены в автосервис для оценки предварительной стоимости ремонта.

Важно отметить, что PhotoPortal и AudaSmart являются Web-based-решениями, то есть работа в них идет в интернет-браузере смартфона, планшета или ПК и не требуется установка отдельного приложения. Это делает работу с решениями максимально простой и удобной в любых ситуациях: будь то необходимость оценить стоимость ремонта «на дороге», или поцарапав автомобиль ветками в лесу, или наехав на парковочный столб, — во всех случаях можно воспользоваться PhotoPortal и AudaSmart.

С преимуществами для водителя разобрались, теперь перей­дем к тому, какую выгоду получит автосервис от работы с данными интернет-решениями, как они помогут при взаимодействии с клиентом.

В первую очередь, для сервиса данные решения генерируют высококачественный входящий трафик. То есть мы получаем контактные данные реального человека, которому нужна услуга по кузовному ремонту. Возможно оперативно связаться с клиентом, предварительно ознакомившись с фотографиями ТС и калькуляцией, предметно проконсультировать его в зависимости от ситуации и, разумеется, пригласить на ремонт. Решения PhotoPortal и AudaSmart являются частью нашей платформы AudaNet: данные могут быть переданы в AudaPad Web для составления подробной калькуляции или же направлены в страховую компанию (если того требует рабочий процесс). Если у вас на предприятии есть построенный процесс работы с входящими обращениями клиентов, то лиды, полученные в PhotoPortal и AudaSmart, можно будет внедрить в ваш рабочий процесс через b2b-интеграцию. Сотрудник СТО будет работать в рамках привычного для него процесса. В то же время наши решения гарантируют, что ни одно из входящих обращений водителя не потеряется, так как все данные надежно хранятся на наших серверах, которые размещены в России и соответствуют 152 ФЗ «О персональных данных».

Проблема потери данных входящих обращений достаточно серьезно стоит для многих организаций. Сейчас СТО преимущественно работают с фотографиями ТС, получая их через WhatsApp или по электронной почте, но оба этих канала не позволяют контролировать процесс работы с обращениями: специалист легко может пропустить обращение или не успеть ответить клиенту. А может быть ситуация, когда мастер смотрит на повреждения автомобилей и выбирает, какие ему ремонтировать выгодно, остальные может и вовсе удалить. И ведь все обращения необходимо внести либо в CRM, либо на сервер, обзвонить, сделать предложение, снова внести в CRM и т. д. Использовать WhatsApp или электронную почту в этом случае неудобно, и автоматизировать этот процесс точно не получится.

Итак, мы привлекли клиента на наш сайт, получили фотографии автомобиля и предварительный расчет стоимости ремонта. Теперь нужно подготовить для клиента специальное предложение в зависимости от повреждений автомобиля, его желаний и финансовых возможностей. Важно понимать, что многие клиенты ждут оперативного решения вопроса «здесь и сейчас», а вопрос поиска, подбора и оценки стоимости запасных частей может занимать много времени, особенно если повреждений много, ремонт производится ОСАГО, а клиент не готов осуществлять большую доплату за ремонт, но готов использовать в ремонте неоригинальные запасные части.

Для упрощения процесса поиска и определения стоимости запасных частей идеально подходит продукт AudaOptima. Он уже интегрирован в расчетный модуль AudaPad Web и позволяет быстро найти запасные части различного качества от множества поставщиков (интернет-магазинов) с указанием цены, сроков поставки, наличия на складе. Решение так же поддерживает индивидуальные настройки системы скидок, то есть если у вас подключены три поставщика запчастей и вы работаете с ними по разным условиям, то AudaOptima будет отображать стоимость запасной части уже с учетом ваших персональных сидок.

Сейчас специалисты по подбору запасных частей даже при наличии оригинальных каталожных номеров тратят огромное количество времени на определение стоимости запасных частей в ручном режиме, посещая сайты различных интернет-магазинов. А если у вас партнеров не три, а 20 и клиент просит предложить альтернативные варианты, то процесс затягивается. В большинстве случаев СТО может взять паузу для подготовки альтернативного предложения, рискуя потерять клиента, который может начать поиск альтернативного СТО или более бюджетных запасных частей. При использовании решения AudaOptima обсуждение вариантов запасных частей и подготовка предложения, которое соответствует ожиданиям клиента, происходит в режиме реального времени. Это позволяет удержать клиента и повысить выручку своего автосервиса, заработав как на запасных частях, так и на выполнении работ по ремонту. В то же время решение AudaOptima подходит для поиска и определения стоимости запасных частей в слесарном ремонте, где количество альтернативных поставщиков на порядок больше, чем в кузовном.

Согласно маркетинговым исследованиям, если стоимость запасной части более высокого качества дороже альтернативной не более чем на 30 %, то, при наличии объективных и понятных потребителю преимуществ, возможно убедить его приобрести более дорогую запчасть. К таким преимуществам можно отнести наличие гарантии производителя и сертификатов соответствия, материал изготовления детали, ее влияние на безопасность движения и др.

Сейчас приемку авто на разных сервисах производят совершенно по-разному: у крупных техцентров и официальных дилеров есть корпоративные приложения, а кто-то этот процесс проводит полностью вручную и по старинке. Используя наше мобильное приложение QapterSync, можно полностью оптимизировать и стандартизировать процесс приемки. Взяли телефон, скачали приложение QapterSync в AppStore или Play Маркет, сфотографировали автомобиль по соответствующим шаблонам, исключающим «самодеятельность», и все, готово. Полученные данные будут храниться в удобной базе, из которой их можно будет в нужный момент быстро просмотреть и, при необходимости, перенести в вашу CRM-систему. Кроме того, это решение отчасти позволяет предупреждать потребительский экстремизм, так как перед началом ремонта будут сохранены все необходимые фотографии автомобиля.

На рынке сейчас выигрывает не тот, кто предоставляет максимально подробный ответ клиенту, а тот, кто предоставляет максимально быстрый ответ. И для того, чтобы бизнес был конкурентным, необходимо развиваться, меняться и адаптироваться к меняющейся реальности. Этой позиции мы придерживаемся сами и продвигаем ее среди наших клиентов и партнеров.

Решение AudaOptima

  • интегрировано в расчетный модуль AudaPad Web;
  • поддерживает индивидуальные настройки системы скидок;
  • позволяет быстро найти запчасти от множества поставщиков с указанием цены, сроков поставки, наличия на складе;
  • подготовка предложения клиенту в режиме реального времени

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи