03 октября 2025,
23:10
Москва

Золотые правила шлифования авто: советы эксперта

1 октября 2025

Золотые правила шлифования авто: советы эксперта

Перед покраской, грунтовкой, шпатлевкой и даже полировкой любую поверхность необходимо шлифовать. Иначе никак. Процесс шлифовки имеет много тонкостей и нюансов – от различных градаций шлифовальных кругов до технологии нанесения шпатлевки. Ошибки мастеров ведут к дефектам лакокрасочного покрытия и даже коррозии. О некоторых секретах шлифования «Кузов Эксперту» рассказал технолог компании «Европроект Групп», специалист с 18-летним стажем, Виталий Панчихин.

Вообще градации абразивов бывают от 24 до 6000, по крайней мере, такие можно встретить на рынке. Профессиональные материалы обычно соответствуют системе Fepa – это стандарт зернистости, разработанный производителями и контрольными органами европейских стран.

Значения - 60, 400, 1000, 3000 — это количество шлифкамней (зерен) на квадратный дюйм поверхности. То есть чем больше цифра, тем больше камней и камни мельче. Соответственно, чем ниже цифра, тем грубее будет поверхность.

Диапазон абразивов довольно большой, но в авторемонте используются от 80-го до 6000-го. Более грубые градации не применимы.

Ошибки маляров

В небольших мастерских или в гаражах один из распространенных просчетов – использование абразивов не той зернистости. К примеру, ребята находят на рынке 50-й или 60-й абразив, создают шлифовальную риску и наносят шпатлевку. Это приводит к дефектам и просадкам, поскольку общепринято наносить шпатлёвку на 120-ю или 220-ю риску, не выше.

Мастера, которые не проходили соответствующего обучения, думают, что можно взять «наждачку» погрубее и в два-три движения все зашлифовать. Следы такой «работы» обычно видны невооруженным глазом. Неправильный выбор абразива ведет к тому, что выходит слишком грубая шлифовальная риска, а нанесенный материал просто «проваливается».

Если же наоборот, взять более тонкий (мелкий) абразив, который не соответствует задаче, его использование будет неэффективно. Мастер не сможет вывести поверхность во время шлифовки и потратит много времени и денег впустую.

Например, мы нанесли шпатлевку и начинаем шлифовать 500-сотым абразивом. Это будет очень долго и непродуктивно.

Золотые стандарты

Когда-то компания 3M установила золотое правило: каждый следующий шаг шлифования не должен превышать градацию в 100 единиц. Допустим, шлифовали 120-м абразивом, значит, следующий шаг нужно делать 220-м. Хотя многие берут 240-й и грунтуют на него, поскольку риска часто бывает грубее заявленной, поэтому они перестраховываются.

Потом 320-й, 400-й (в данном случае шаг 100 не нарушается, поскольку 400-м абразивом мы не перешлифовываем 320-ю риску, а шлифуем гладкую загрунтованную поверхность) и т.д. Со временем этот стандарт стал общепринятым, но сегодня многие о нем забыли.

По классике шлифование делается следующим образом: на 120-й абразив наносим шпатлевку, ее же выводим 120-м абразивом, затем 220-м шлифуем шпатлевку, чтобы нанести на нее грунт, то есть производим грунтование. На 320-й абразив наносим грунт в зоне перехода, либо для окраски «мокрый по мокрому». После того как все загрунтовали, 400-м либо 500-м абразивом шлифуем этот грунт под нанесение базовой краски. Вот эти пять градаций используются в кузовном ремонте перед окраской. 500-й обычно берется для металликов, 400-й – для всех остальных красок.

В редких случаях, когда понимаем, что предстоит большой объем зачистки, используем 80-й абразив. Он нужен только для того, чтобы ободрать деталь до голого металла при первичном подходе. Обычно используется меньше и реже всех других.

Под конкретные задачи

Если у нас стоит задача просто окрасить новую деталь, и мы собираемся наносить грунт «мокрый по мокрому», то, естественно, шаги 80-й, 120-й, 220-й совершенно не нужны. В этом случае сразу берем 320-й абразив, создаем шлифовальную риску, обезжириваем и наносим грунт.

Если предстоит убрать какой-то рыжик, а значит, зачистить деталь до голого металла, то используем и 120-й, и 220-й абразивы. А поскольку грунт будет лежать пятном, зону перехода металла на старое лакокрасочное покрытие обработаем 320-м абразивом.

P1016812.jpg

Сам я работаю абразивами Ceramax серии Green film. К ним в принципе применимы все вышеперечисленны стандарты.

На рынке нередки ситуации, когда у абразивов ритейлеры занижают или завышают шлифовальную риску. То есть, например, в упаковке 100-й абразив, а продавец пишет, что 120-й. У Ceramax Green film указанные градации всегда соответствуют заявленным характеристикам. То есть маркировка честная, что в лучшую сторону выделяет бренд среди конкурентов.

Интересные факты

1.    Многие думают, что во время шлифовки, создавая шлифовальную риску, мы формируем зацеп для последующих покрытий. На самом же деле у отшлифованной поверхности просто площадь контакта с материалом возрастает в несколько раз. Это можно представить в сопоставлении волнистой и прямой линий. При одинаковой длине волнистая, если ее вытянуть, будет значительно больше прямой.

2.    Существует технология шлифования, при которой поверхность детали рекомендуется поливать водой, чтобы избежать пылеобразования. Она даже была прописана в АвтоВАЗе. Сегодня считается устаревшей, но в некоторых сервисах еще практикуется. Дело в том, что в современных стандартах ремонта использование воды не применимо. Действительно, вода позволяет тратить меньше абразива и гасить пыль. Но есть один большой минус – если мы намочили шпатлевку, то эту воду из нее уже никак не вытянуть, поскольку у нее пористая структура. В результате такая технология приводит к коррозии и вздутию краски.

Вывод

Таким образом, залог безупречного кузовного ремонта — не в скорости, а в соблюдении технологии. «Золотое правило» шлифования с шагом в 100 единиц и правильный подбор абразива под каждую задачу — это не прихоть, а гарантия от просадок и коррозии. Помните: сэкономив минуты на шлифовке, вы можете потерять дни на переделках. Доверяйте качественным материалам с честной маркировкой, и результат вас порадует.


Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи