02 мая 2024,
12:05
Москва

Что такое редуктор в автомобиле

16 июня 2023

Что такое редуктор в автомобиле

Достаточно очевидно, что двигатель автомобиля не крутит колёса, что называется, напрямую. Возникающий вследствие преобразования энергии сгорания топлива (или аккумулированного электричества) крутящий момент должен быть изменяем по частоте вращения и траектории его передачи. Основной задачей редуктора является перераспределение крутящего момента по направлению от ведущего (основного) вала двигателя к ведомому (выходному) валу колёс с одновременным изменением частоты вращения. Это классическая функция редуктора, но в зависимости от схемы трансмиссии автомобиля функционал редуктора может быть расширен, что сказывается на конструктивном исполнении и количестве редукторов в машине.

Какие бывают редукторы

Классический редуктор представляет собой корпус, в который входят и из него же выходят вышеупомянутые валы. Каждый из валов имеет жёстко интегрированные в них шестерни. На ведущем валу устанавливается меньшая по диаметру шестерня, а на ведомом — большая. За счёт этой разницы в диаметре, а также — в количестве зубьев на каждой шестерне, они совершают разное количество оборотов в каждую единицу времени. Так обеспечивается изменение крутящего момента на выходе по сравнению со входящим значением. Узел подвергается достаточно серьёзным нагрузкам, поэтому заполняется соответствующей смазкой, близкой по консистенции к солидолу, но более совершенной по составу.

В зависимости от назначения автомобиля инженерами-проектировщиками разработаны разные конструкции автомобильных редукторов.

  • Многоступенчатые редукторы имеют систему дополнительных промежуточных валов и шестерён, для изменения передаточных чисел.
  • Мультипликаторные редукторы, в отличии от классических, повышают частоту вращения ведомых валов.
  • Угловые редукторы — это редукторы, которые, в отличии от соосных могут передавать момент вращения и изменять направление движения валов под углом.
  • Бортовые (колёсные) редукторы — частный случай, используемый в тюнинге внедорожников или производстве спецтехники. Служит для смещения оси вращения колеса ниже оси привода.
  • Передние и задние редукторы. В зависимости от колёсной формулы и конструктивных решений трансмиссии — у полноприводных автомобилей присутствуют передний и задний редукторы, а у моноприводных — на ведущей оси. Передние редукторы могут быть интегрированы с коробкой передач.

Редуктор двухступенчатый

По принципу соединения зубцов ведущей и ведомой шестерён редукторы делятся на цилиндрические (с прямозубыми, косозубыми или шевронными шестернями), конические, червячные, планетарные, гипоидные и комбинированные. Впрочем, такие тонкости малоинтересны большинству автомобилистов.

Что важно знать о редукторах каждому

Редуктор является достаточно надёжным узлом, не требующим частой замены масла и каких-то особых сервисных мероприятий. Однако, при известных сноровке и стечении обстоятельств, вывести из строя можно любой агрегат.

  • Следует при каждой возможности оценивать визуально наличие подтёков смазки на корпусе редуктора (редукторов).
  • Стуки при начале движения автомобиля, шум со стороны заднего моста или в области коробки передач во время движения, а также его усиление при разгоне или замедлении машины — серьёзные причины уделить внимание диагностике редуктора и других элементов трансмиссии.
  • Следует, по возможности, избегать ударов днищем о различные препятствия. Особенно этот совет актуален для владельцев внедорожников.
  • При выборе автомобиля важно чётко понимать, для каких приоритетных условий эксплуатации вы его покупаете. Дополнительные редукторы и дифференциалы удорожают ремонт и обслуживание автомобиля, а также повышают расход топлива.
  • Кстати, о разнице между редуктором и дифференциалом. Редуктор передаёт крутящий момент на ведущие колёса, изменяя передаточное число. Дифференциал — перераспределяет мощность между осями или ведущими колёсами одной оси, допустим, при пробуксовке одного из колёс. В «крутом» внедорожнике будут, как минимум, два редуктора и до трёх дифференциалов (межосевой, передний и задний). В более «гражданских» моделях их количество и конструкция варьируются в зависимости от колёсной формулы и специфики трансмиссии.

Угловой редуктор

Итак, хотя редуктор и дифференциал, как правило, интегрированы в одной конструктивной схеме, у них неодинаковые функции. В современных автомобилях оба этих элемента зачастую контролируются бортовыми системами активной безопасности, участвуя в перераспределении динамических усилий при возникновении аварийных ситуаций. Поэтому следует своевременно, а при тяжёлых условиях эксплуатации автомобиля и чаще, проводить регламентные работы по части трансмиссии и, прежде всего, следить за уровнем смазки и прислушиваться к нехарактерным шумам и стукам со стороны редукторов.

Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи