Адреналин на колесах ч.1
14 сентября 2016, Роман АКОЛЬЗИН
Современные прогрессивные покрышки требуют должного обслуживания и установки. Именно поэтому во время тестирования новых покрышек Bridgestone Potenza Adrenalin RE003 мы обратились за помощью к специалистам компании BOSCH, которые подробно рассказали нам о новых стандартах в области шиномонтажа. С этой целью мы прибыли в Бош Авто Сервис «Техцентр Дом Авто».
Для того чтобы продлить срок службы шин, необходимо соблюдать три важных условия: поддерживать рекомендуемое давление воздуха, регулярно делать перестановку колес, проводить балансировку и проверять углы установки колес. Однако не все автолюбители знают, когда производить эти работы. Более того, сами специалисты СТО и шиномонтажных станций не всегда используют возможность проведения ликбезов с клиентами и продвижения дополнительных опций.
Автолюбитель приехал на СТО с банальной целью – поменять резину и провести балансировку колес. Кажется, что в этом случае задача автосервиса сводится к банальному – «бери и выполняй». Однако специалисты BOSCH уверяют, что благодаря эргономичному оборудованию, выстроенным внутренним процессам и бесплатной диагностике автомобиля в рамках программы «Прямой активной приемки» специалист СТО может предложить клиенту действительно необходимые и полезные для него услуги. Самое привлекательное в данном случае – это то, что никто не морочит владельца длительными перегонами автомобиля с поста на пост, все производится строго на одном месте.
Шиномонтаж и балансировка
В случае с СТО Бош Авто Сервис можно быть уверенным, что шину правильно установят на колесо. Дело не только в компетенции специалистов, но и в оборудовании. Всем современным требованиям отвечает станок Bosch TCE 4435. «Модель имеет откидную монтажную колонну с пневматическим приводом и предназначена для колес легковых автомобилей, легкого коммерческого транспорта, а с помощью опционального набора – и мотоциклов. Стенд позволяет обслуживать колеса посадочным диаметром до 24 дюймов и может безопасно осуществлять монтаж любых типов шин, в том числе наиболее сложных для работы – низкопрофильных высокоскоростных класса UHP и шин Run Flat с усиленными боковыми стенками», – рассказал Игорь Галахов, продукт-специалист Bosch по гаражному и диагностическому оборудованию Bosch. Монтажный стол имеет две скорости вращения, благодаря чему рабочие операции можно выполнять с максимальной эффективностью. Эксперт отмечает наличие системы «взрывной» подкачки колес и на 40% увеличенную скорость фиксации колеса на монтажном столе в сравнении с предыдущим поколением станков.
Производить балансировку колес эксперт компании Bosch рекомендует на стенде Bosch WBE 4435, который гарантирует точное место установки грузиков благодаря наличию девяти строенных программ для колес легковых автомобилей и две – для колес мотоциклов, включая программы по оптимизации размещения. Панель управления позволяет легко и быстро получить доступ к любой выбранной функции. Стенд максимально эргономичен. На специальных версиях (S10) световое кольцо освещает обод колеса изнутри. Более того, позиционирующий лазер указывает линию, на которой должен быть размещен груз. Bosch WBE 4435 производит балансировку колес диаметром до 1200 мм, с максимальной шириной обода до 21˝, массой до 80 кг и диаметром обода от 12˝ до 30˝. Для быстрого определения размера обода, его ширины и диаметра станок оснащен электронным зондом-рукой. По словам Игоря Галахова, с помощью этого же зонда определяется позиционирование самоклеящихся грузиков на тыльной поверхности колеса. Все это гарантирует максимальную точность при балансировке, что позволит обеспечить равномерный износ резины и отсутствие биения колес при движении.
Программирование датчиков
Установка новой резины окончена, но дополнительно проконсультировать клиента никто не мешает. Так мастеру следует рассказать автолюбителю, что преждевременный износ резины может быть вызван незначительным проколом, который водитель попросту не заметит. Как это ни абсурдно звучит, но причина кроется как раз в самих шинах, которые призваны сохранить жизнь и автомобиль.
Например, покрышки с усиленным каркасом, жесткими боковыми стенками и особым составом резины позволяют продолжить движение при полной потере давления в шине еще примерно 80 километров на скорости около 80 км/ч. Именно технология RunFlat применяется в шинах Bridgestone Turanza ER300 RFT. Покрышку не разорвет во время движения, и она позволит доехать до ближайшего шиномонтажа без аварийной замены колеса на обочине оживленной трассы. Такие «баллоны» совсем не дешевы, и чтобы их сохранить, клиенту стоит позаботиться о системе контроля давления в шинах.
На современных автомобилях с завода могут устанавливаться системы контроля давления в шинах прямого и непрямого действия. С непрямым методом связано определение потери давления посредством датчиков ABS, фиксирующих уменьшение радиуса качения колеса и соответственно увеличение его угловой скорости вращения. Система хороша своей простотой и бюджетностью, машине необходима лишь программа для считывания сигналов с уже функционирующих датчиков. Недостаток способа – его неточность, ведь радиус качения колеса может меняться по множеству причин.
Эта система плохо работает с шинами RunFlat. Так, пару лет назад, тестируя новую Honda Accord на низкопрофильных дисках, мы столкнулись с пробоем задней правой шины, который чуть ли не привел к катастрофе. В силу 18-го диаметра и жестких боковых стенок покрышек датчики ABS не зафиксировали изменений в поведении автомобиля. В итоге машина долгое время двигалась на спущенной шине, что чуть ли не привело к ее воспламенению. Резина превратилась в уголь, который на скорости просто срезало с обода.
Второй, более надежный вариант – система прямого действия TPMS. Датчики, вмонтированные непосредственно под покрышку, в реальном времени передают точную информацию о состоянии давления в каждой из шин на бортовой компьютер. Минусы системы – это встроенные несменные элементы питания, а также хрупкость датчиков при шиномонтажных работах. Поэтому часто перекидывать датчики с летних на зимние колеса не рационально, куда проще предложить клиенту доустановить их на зимний комплект колес. Датчики взаимодействуют с бортовым компьютером посредством присвоенного им индивидуального ID-номера. Поэтому чтобы интегрировать их в систему, потребуется прибор для проверки, программирования и диагностики датчиков давления воздуха в шинах Bosch TPA 200.
Датчики TPMS делятся по типам: оригинальные, неоригинальные с фиксированным ID-номером и неоригинальные с программируемым ID-номером. Оригинальные датчики различаются не только по брендам и моделям, но даже годам выпуска и модификациям одних и тех же автомобилей. Количество их разновидностей таково, что содержать столько узкопрофилированных компонентов на мультибрендовом сервисе просто неликвидно.
Похожим образом обстоят дела с неоригинальными датчиками с фиксированным ID-номером. Их также надо подбирать по марке, модели и году выпуска автомобиля.
Еще одна альтернатива – программируемые датчики, производящиеся «пустыми». Они пригодны для создания копий оригинальных датчиков путем их клонирования. То есть изначально прибором TPA 200 считывается ID-номера с оригинальных датчиков, а вторым этапом эти номера прикрепляются к универсальным аналогам. Таким образом бортовой компьютер даже не замечает подмены. Видные игроки в этом сегменте: Schrader EZ-sensor, Sens.it Alligator, Continental VDO и другие.
Получается, что располагая всего несколькими видами универсальных датчиков вкупе с прибором TPA 200, сервисная станция покрывает практически весь парк автомобилей! Программное обеспечение, которое поставляется вместе с прибором, содержит необходимые дополнительные инструкции и даже показывает усилие, с которым необходимо затянуть фиксирующую датчик гайку. Обычно это 3-4 Н·м.
Проверка углов установки колес
Все это время машина находилась на подъемнике с установленным стендом регулировки углов установки колес Bosch FWA 4630. Это очень удобно, ведь для установки стенда на подъемник требуется всего лишь закрепить на нем кронштейны для измерительных блоков. Прикрепив кронштейны на нескольких подъемниках, можно быстро переносить систему с одного рабочего поста на другой. Более того, измерительные блоки можно разместить рядом с автомобилем, установленным на смотровой канаве, и система останется абсолютно работоспособной.
Поэтому после шиномонтажа, балансировки и программирования датчиков клиенту следует сразу же предложить проверить и при необходимости отрегулировать углы установки колес. Ведь их отклонение от нормы влияет на неравномерный износ резины и на стабильность движения. А для самого упертого автовладельца убедительным доводом послужит сравнение стоимости работ с ценой одной покрышки.
Проверка заняла всего несколько минут. Для построения замкнутой системы координат применяется метод триангуляции, включающий как датчики углового положения, так и электронный уровень, что гарантирует безукоризненно точный результат, устойчивый к помехам и сторонним воздействиям.
В нашем случае система показала, что задний развал, схождение и вектор тяги в отличном состоянии. Передний развал у Passat B7 не регулируется, в случае его искажения, нужно искать узлы подвески, подверженные износу. Все показатели оказались в норме, включая кастер. Однако проверка схождения показала, что правое колесо немного развернуто наружу. Соответственно машину тянуло в сторону, отчего изнашивалась резина. Пока же машина вывешена на подъемнике, можно потратить время на проверку состояния тормозов, подвески, выхлопной системы.
Диагностика
Неважно, зачем приехал автолюбитель – в Бош Авто Сервисе при заезде в сервис проводят быструю бесплатную диагностику, в которую входит визуальный осмотр автомобиля, проверка световых приборов, работоспособности некоторых механических частей, уровней жидкостей и других элементов, напрямую связанных с безопасностью автомобиля. Как показала практика, многие владельцы часто не знают обо всех неисправностях своего автомобиля, поэтому во всей сети действует данное правило. Само собой, СТО может не только определить проблему, но и предложить устранить ее – и многие клиенты с готовностью соглашаются на это.
Списком обязательных проверок тестирование не ограничивается. К машине можно подключить диагностический сканер Bosch KTS и считать все ошибки. С помощью тестера Bosch BFT-100 быстро определить состояние тормозной жидкости. Остается посвятить пару минут диагностике АКБ, генератора и стартера. Для этого пригодится Bosch BAT 131 – переносной, энергонезависимый тестер для проверки 6В и 12В свинцово-кислотных аккумуляторных батарей всех типов. Он имеет удобный корпус, эргономичное управление, а также русский язык в меню и на протоколе испытаний. Тестер может оснащаться токовыми клещами на 700 ампер для комплексной диагностики системы запуска и зарядки автомобиля.
Прибор проводит тестирование, не создавая нагрузки на аккумуляторную батарею, в течение нескольких секунд определяет ее состояние и распечатывает результаты. Имеет встроенный источник питания (аккумуляторы формата АА), что позволяет печатать результаты в автономном режиме и проверять глубоко разряженные аккумуляторы. По данным специалистов Bosch, в среднем из 100 автомобилей, попавших на СТО, 20 имеют проблемы с АКБ. Из этих 20 батарей 5 можно вылечить простой зарядкой, а 15 потребуют срочной замены.
Во время запуска мотора по падению напряжения прибор фиксирует эффективность работы стартера. Далее проверяется генератор как без нагрузки, так и с включенным на максимум обдувом салона и дальним светом.
В свое время, рассказывая о возможностях «Прямой приемки», Григорий Рузавин, руководитель учебно-консультационного центра Bosch, заявил: «Решения, реализованные компанией Bosch в рамках «объединенной мастерской», существенно увеличивают приток средств с выявленных неисправностей. Это повышает лояльность клиентов и скорость прохождения автомобилей с мелкими неисправностями, что крайне необходимо в кризисный период».
Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.