Сестра! Зажим, скальпель, ScanDoc!
8 июня 2016, Илья НИКОЛОВ; фото Сергей ЛЕНСКИЙ
Когда начинал писать статьи в помощь начинающему диагносту, сразу родилась идея приведения тестов различных приборов для диагностики. Идея в начале показалась простой и легко реализуемой. Но если бы я только знал тот объем трудностей, с которыми мне пришлось столкнуться: написать письмо с обращением к различным предприятиям, торгующим оборудованием, взять на тест, попользоваться и написать отчет. Казалось бы элементарно. Однако на практике все оказалось гораздо сложнее.
Во-первых, выяснилось, что заинтересованы в тестах не все. А те, кто оказались заинтересованы, не всегда склонны доверить дорогостоящий прибор на исследование независимой организации. Во-вторых, на рынке есть несколько крупных игроков, а остальные всего лишь перепродают их продукцию. В-третьих, тест предполагался максимально приближенный к реальной работе диагноста на базе собственной автомастерской. Однако оказалось, что одновременно оценивать и выполнять свою непосредственную работу почти невозможно.
Но, так или иначе, все трудности были преодолены благодаря нашей настойчивости и авторитету журнала «КУЗОВ». Предложение о тестировании оборудования встретили «на ура» многие влиятельные игроки отрасли. Для полной картины были привлечены еще и читатели блога nikolagrek «Записки автомеханика». Был разработан опросный лист по каждой машине.
Итог: один месяц, три человека, один гараж и реальная работа по выявлению и ремонту неисправностей электрики и электроники.
Первым отозвался на мое письмо Александр Годунов, генеральный директор ГК «Технологии автосервиса», официального дистрибьютора компании Quantex в России. На тест было предоставлено два прибора, которые пришли из Питера в двух симпатичных коробках. Большой ScanDoc и ScanDoc Compact.
Конечно мастеру важнее прежде всего потребительские качества прибора. Однако встречают-то по одежке: упаковка симпатичная. Оба прибора в хорошем качественном корпусе, который, как утверждает производитель, стоек к агрессивной среде. Это явно не произведение «дядюшки Ляо» из Китая. Конечно, ведь приборы произведены в Германии.
Оба прибора имеют практически одинаковый функционал и даже работают в одной программе. Различия минимальны. Однако большой позволяет работать со старыми автомобилями, у которых нет диагностических разъемов стандарта OBD. Для чего имеется много переходников под автомобили еще той поры, когда каждый производитель придумывал свой разъем.
Если же по каким-то причинам отвалилось 12 вольт на колодке разъема, то можно пользоваться прибором и без него благодаря встроенным аккумуляторам. И еще прибор позволяет подключить компьютер сетевым (Ethernet) кабелем.
Понятно, ScanDoc Compact не имеет таких возможностей. Собственно функция подключения по Ethernet за месяц была использована всего лишь пару раз, да и то ради эксперимента. Скорости по Wi-Fi вполне достаточно для обоих приборов. Уверенная связь удерживается на расстоянии до 20 метров. При этом контакт с автомобилем не теряется, если его выгнать на улицу за железные ворота.
Стоит пошутить и оставить автомобиль во дворе, при этом дистанционно управляя режимом активации различных функций BCM: то подмигнуть прохожим фарами, то помахать дворниками, то включить сигнал, вызывая у соседей изумление самостоятельной жизнью автомобиля.
Впрочем, вернемся к работе. У обоих имеются светодиодные индикаторы, которые информируют о состоянии прибора.
Далее надо войти в программу на компьютере и начать работу. Хотелось бы отметить качество программного обеспечения. Ее интерфейс в корне отличается от виденного мною раньше. Меню на редкость дружелюбное и интуитивно понятное.
Очень симпатичные иконки, обозначающие различные блоки автомобиля. Мелочь, но приятно.
Выбираем автомобиль, а после определяем тестируемую систему по иконкам и работаем. Есть возможность сразу запустить поиск всех доступных для чтения блоков, нажав кнопочку с изображением лупы справа вверху.
Один момент, отличающий ScanDoc от остальных диагностических приборов: в программе нет разделения на Audi, Volkswagen, Seat и прочие бренды концерна, есть только папка VAG.
Отмечу внушительный охват марок: без излишеств, но присутствуют практически все. Нет лишь экзотики и почему-то Volvo. Отечественные марки представлены полностью. А вот из коммерческого транспорта ограничились Камазом, Мазом и FAW. И совершенно неожиданно встретился раздел с трайками Rewaco.
Далее при работе с автомобилем начинаются чудеса. Если раздел с ошибками – это просто строчки с номером и расшифровкой ошибки, то раздел, где можно почитать параметры вызывает уважение.
Можно смотреть в различных видах, можно выводить только нужные параметры, можно смотреть как цифровые данные, так и в виде графика, можно даже строить трехмерные графики зависимостей. И это крайне удобно в работе, когда надо одновременно уследить сразу за тремя быстро меняющимися параметрами.
Наверняка особенно понравится начинающим диагностам раздел «схема», в котором доступно изображаются параметры двигателя. Тут уж программу следует использовать не только как инструмент в работе, но и как обучающее наглядное пособие.
Какие еще технические вкусности не приготовила команда Quantex?
На многих марках доступно всевозможное программирование: прописка ключей, привязка иммобилайзеров, адаптация и еще многое другое. Понятно, что полного охвата всего и вся не будет, да и невозможно это. Слишком разная политика у производителей автомобилей. Но того, что есть, хватает за глаза.
Из двадцатилетнего опыта работы с диагностическим оборудованием я отмечу два неприятных момента, которые встречаются у всех производителей: в каком-либо подразделе меню окажется на английском, и код какой-то ошибки в нестандартном формате. Справедливости ради, скажем, не избежал этих косяков и ScanDoc. Однако проблема решается. Решается она службой поддержки. Да! Здесь и сейчас, как говорится, не отходя от кассы, то есть ПК.
Допустим, компьютер не коннектится с системой автомобиля. Появляется такое меню.
Поставив метку в чекбоксе, можно написать комментарий и отправить разработчикам. Им программа автоматически передаст логи и будет установлена причина. Можно обратиться в поддержку и другим способом. Справа вверху есть иконка с телефоном. После нажатия на нее выводится другое меню, в котором пользователю предлагается очертить тот участок экрана, который вызывает недоумение и отправить, снабдив своим комментарием.
Из минусов прибора хотелось бы отметить ресурсоемкость программы. Если прибор с моим мощным игровым компьютером работал на отлично, то с рабочим ноутбуком он притормаживал. Впрочем, возможно это происходило из-за качества связи. К сожалению, не удалось протестировать и сравнить это параметр.
Сначала мы испытали неудобства с Wi-Fi. Дело в том, что сканер, как нам показалось, невозможно подключить одновременно к интернету и адаптеру. Приходилось постоянно переподключаться. Обратившись к инструкции мы увидели, что сканеры можно подключить прямо к «домашней» Wi-Fi-сети, после чего прибор становится виден с любого компьютера, находящегося в той же сети. После этого пользователь может работать с интернетом и со сканером по Wi-Fi одновременно.
Как я уже говорил, нет в мире совершенства. Универсальный диагностический сканер в любом случае будет с какими-то марками работать хорошо, а некоторые игнорировать напрочь. Были несколько случаев не выхода на связь с блоками управления двигателем Renault и Mercedes. Но с другой стороны, ScanDoc оказался единственным прибором, смогшим связаться с Peugeot Boxer, который не брал даже клон PSA диагностики.
В качестве краткого резюме скажу, что диагностические сканеры ScanDoc при стартовой стоимости 69 800 рублей за большой прибор и 29 800 за миниверсию, являются вполне хорошими диагностическими инструментами как и для начинающего диагноста, так и для зрелого профи. Присутствуют небольшие минусы, которые, я уверен, будут исправлены в ближайшее время. Кроме того, у диагноста, работающего только с определенной маркой, есть возможность покупать отдельными блоками доступ именно к тем автомобилям, с которыми он работает. При приобретении полного комплекта предлагается специальная цена: к моменту выхода статьи можно ориентироваться на 70 000 рублей за модель Compact с полным пакетом марок. В силу непопулярности старых разъемов, для которых используется расширенный вариант прибора, как раз модель Compact является основной и более популярной.
Наконец хотелось бы предложить вниманию читателей нашу беседу с Александром Годуновым, генеральным директором ГК «Технологии Автосервиса». Прошу любить и жаловать.
– Действительно ли прибор изготавливают в Германии? Какая компания? Может это пиар? И почему Германия, если это так?
– Разработчик-производитель – это одно лицо, немецкая компания Quantex GmbH, расположенная в Германии (www.quantexlab.com). Кроме этого, часть разработчиков (большая часть программистов) находится в России. Однако все производство и сборка сканеров осуществляется в Германии.
Головной офис и производство в Германии были сформированы по сумме логистических и технологических причин – оперативное транспортное сообщение и высокий производственный уровень. В то же время несколько лет до этого сканер разрабатывался и производился здесь, в России (г. Таганрог), на собственной производственной линии и с качеством сборки абсолютно не уступающим европейскому. Поэтому решающим в вопросе расположения офиса и производства сыграл вопрос логистики в работе с мировыми странами.
– По интерфейсу программы видно, что она сделана, что называется с нуля, уж очень он отличается от подобных. Чем вызван отказ от традиционных меню в таких программах?
– Интерфейс разрабатывался так, чтобы он был максимально удобным для диагноста. Традиционное меню требует много времени на анализ и переходы между режимами. Разработчик постарался максимально сократить время на ненужные операции. При разработке режимов учитывается опыт и пожелания пользователей и бета-тестеров программы, ежедневно использующих прибор в работе.
– Каким образом, неожиданно в разделе мотоциклы появился трайк Rewaco?
Скандок является дилерским сканером по марке Rewaco, соответствующие программные модули появились в приборе по заказу производителя Rewaco для диагностики его техники.
– Планируется ли расширение поддерживаемых марок, и в частности мотоциклов?
– Расширение поддерживаемых марок, добавление новых моделей и реализация дополнительных сложных функций по уже существующим автомобилям – это три наиболее приоритетные задачи проекта. Сейчас производитель в первую очередь занят разработкой ПО для легкового рынка автомобилей. Расширение покрытия по мото- и грузовой технике планируется, но в отдаленной перспективе.
– Мастерская не лучшее место для работы электроники. Какие меры защиты предусмотрены в ваших приборах? Физические (от ударов, падений) и электрические (переполюсовка, наличие напряжения там, где его не должно быть и прочее).
– Приборы проектируются с учетом «нелабораторных» условий реального сервиса. Это сказывается и на выборе электронных комплектующих, и на выборе материалов, и, конечно же, на проектировании системы электронной защиты приборов. В сканерах заложена защита от превышения напряжения, замыканий проводки, перепутанных контактов диагностического разъема, а также установлены дополнительные защиты от «типовых» распространенных неисправностей линии диагностики и питания в разъеме со стороны автомобиля.
– Насколько эффективна онлайн поддержка? Чем это помогает вам и потребителю?
– Техническая поддержка эффективно помогает в случае, когда какой-либо блок не продиагностировался, или у диагноста не получилось произвести нужную сервисную операцию. Причиной этого может быть: ошибка пользователя (неверная идентификация автомобиля, несоблюдение условий проведения операции и т. д.), физическая проблема со стороны автомобиля или проводки, а также ошибка или отсутствие функции в программе диагностики.
При обращении в техподдержку пользователь просто нажимает кнопку в программе, программа отправляет на сервер техподдержки файл протокола обмена с автомобилем. Разработчик по этому файлу видит, почему не прошла та или иная функция, или не установилась связь. Если причина в ошибке пользователя (неверная идентификация автомобиля, не выполнены условия для функции и т.п.), разработчик может указать на это пользователю. Если причина кроется в программе сканера – разработчик может оперативно устранить ошибку и выпустить обновление.
Для разработчика такая система позволяет оперативно учитывать в программе частные случаи особенностей работы отдельных сборок автомобилей, быстро добавлять новые модели и расширять функции по автомобилям, являющимся для диагноста ключевыми.
Комментарии
Рекомендованные статьи
28 июля 2015
23 октября 2018
11 ноября 2014
30 ноября 2018
26 апреля 2022
26 ноября 2025
11 ноября 2025
7 ноября 2025
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.