Вооружение начинающего диагноста
29 января 2016, Илья НИКОЛОВ
Итак, дорогой незнакомый мне коллега, ты решил, что хватит ломать пальцы на слесарной работе и следует заняться чем-то более чистым и интеллектуальным. Попросту говоря, решил переквалифицироваться в электрики-диагносты. Сразу скажу, этот момент вряд ли можно назвать прекрасным. Хоть и в авторемонте диагност самая уважаемая и высокооплачиваемая работа, но далеко не все так радужно.
Начнем с того, что работа диагноста, настоящего, способного находить первопричину неисправности, а не ученой обезьяны с компьютером, требует очень большого количества знаний. При этом из совершенно разных областей. Работа диагноста чаще всего пересекается с работой электрика. Так что необходимы знания по электричеству – от элементарного закона Ома до знаний алгоритмов работы сложных электронных устройств.
Необходимо знать механику, в частности теорию ДВС. Знать, как взаимодействуют воздух и топливо, а продукты сгорания с катализаторами. Тут мы немножечко упираемся в химию. Знать про валентность. Да! Например, чем отличается СО от СО2.
Дальше – больше. Знания во всякого рода компьютерах тоже необходимы. Если не на уровне программиста, то хотя бы уровень продвинутого пользователя. Ага, да и в железе тоже. Протоколы обмена, способы передачи данных.
Конечно, если ты начинаешь работать у дилера, тебе это не нужно. В диагностическом компьютере за тебя умными головами уже все расписано. Делай раз, делай два, делай три. Тут еще вещь такая: блок-схемы поиска неисправностей во всех регламентирующих документах заканчиваются фразой: «Возьмите заведомо исправный элемент и проверьте, пропал ли симптом». Имеется ввиду, что у тебя склад запчастей, с которого можно взять что угодно.
Второе, у дилеров, чаще всего, обслуживаются новые автомобили, и возможность того, что тебе попадет на ремонт машина со сложной неисправностью – мала. А если ты решил стать действительно высококлассным специалистом, если тебе всегда интересно всю свою профессиональную жизнь постигать новое, то это твой путь.
И помогать тебе в этом будут устройства, о которых я расскажу ниже.
1. Сканер. Попросту говоря это некий компьютер, который способен считать какие-то ошибки, зафиксированные в памяти автомобиля. К тому же он еще может в реальном времени показать данные с датчиков, наличие напряжения на определенных проводах. Кроме того, позволяет и поэкспериментировать, например отключить одну из форсунок или подвигать холостой ход. По исполнению может быть и обычным, ноутбуком или вовсе стационарным компьютером, снабженным специальным мультиплексором – устройством сопряжения компьютера и автомобиля.
Или небольшим отдельным блоком, чаще с сенсорным управлением.
Сейчас уже используются даже планшеты, с привязанным по блютусу штекером.
По возможностям сканеры можно разделить на дилерские или дилерского уровня и мультимарочные. Преимущества у каждого свои.
Дилерские сканеры обладают массой достоинств. Во-первых, они гарантировано читают все системы автомобиля. Мало того, они сами определяют наименование, год выпуска, тип двигателя, комплектацию и прочие первичные данные.
Во-вторых, экспертная система позволяет в них сразу же увидеть причину неисправности. Показать, что, у какого датчика, при определенном режиме работы выходит за пределы этой некоей нормы. Часто в них зашита еще и карта поиска неисправности. Что-то вроде советов: «разгоните двигатель да 2000 об/м, измерьте напряжение в точке А. Соответствует ли напряжение указанному. ДА – НЕТ, и дальше совет поменять то или продолжить поиск дальше, следуя указаниям прибора. Там по запросу еще и выбрасываются фрагменты электросхемы, есть бюллетени типичных неисправностей и прочее.
Недостатки. Они работают только с определенной маркой автомобилей. То есть, если ты работаешь с несколькими марками или вовсе ремонтируешь то, что придет, тебе надо покупать на каждую марку свой сканер. Учитывая, что цена дилерского сканера весьма высока, и к тому же у многих производителей его невозможно купить, не являясь официальным дилером, то к тебе приходит понимание, что идея покупать дилерский сканер хороша только, если ты работаешь с одной маркой.
Сканеры дилерского уровня. Тут все просто. Это просто клон дилерского прибора.
Да будет благословен китайский дядюшка Ляо, который просто берет дилерский сканер и делает точную его копию. Воровать, конечно же, плохо. Но действия условного китайского дядюшки Ляо способствуют снижению аппетитов производителей дилерского оборудования.
Что есть хорошо.
Но тут есть свои минусы. Во-первых, повторюсь – воровать нехорошо. Во-вторых, качество Китай (ТМ), поэтому при выходе прибора из строя, в лучшем случае тебе придется его отсылать на ремонт тому же Ляо в Китай. В худшем случае, искать местного «Кулибина».
К тому же многие официальные дилеры и производители привязывают сканеры через интернет к собственным базам данных, и в случае если прибор клон, то понятно, что доступа к полному функционалу у тебя не будет.
Мультимарочные диагностические приборы. В принципе это именно то,чем пользуется большинство диагностов, не завязанных на одной марке. Охват марок зависит от политики производителя. Причем, и от политики производителя диагностического прибора и от предоставления информации самим производителем автомобиля. Например, отыскать что-нибудь, сносно работающее с Феррари, Ламборгини в мультимарочных сканерах не представляется возможным. Производитель же может продавать программы отдельно. Например, в Европу, Азию, США. Или вовсе требовать доплату за каждую марку, притом, что прибор один.
Минусы? Они, конечно же, есть. Как и у всех универсалов. Автомобиль-амфибия будет всегда заведомо хуже, чем катер и автомобиль по отдельности. То есть надо будет мириться с тем, что не все системы можно прочитать. Или прочитать ошибки возможно, а вот посмотреть параметры, уже нет. Особенно это касается всякой экзотики. Но надо быть готовым к тому, даже сумев прицепиться к диагностике автомобиля, прибор может выдать ошибку без расшифровки, что-то вроде U 1245. По большинству ошибок можно найти ответ в Интернете, забив марку машины и код ошибки в стандартном виде. Но это если код в СТАНДАРТНОМ ВИДЕ. Ведь бывает еще хуже. Диагностический прибор может выдать ошибку в двоичном коде или вовсе шестнадцатеричном. Да, та же ошибка, будет выглядеть как 10011011101 или 4DD. Тут приходится вспоминать высшую математику. К тому же достоверно неизвестно, в какой системе исчисления выдал эту абракадабру прибор.
Инженерный калькулятор в зубы и вперед вычислять, чего же хочет автомобиль? Без абсолютной гарантии, что вывод будет верным. Автор неоднократно сталкивался при попытках прочитать сканером Launch x431 автомобиль Land Rover или сканером Carman Scan AT даже столь распространенный автомобиль как Skoda , который к слову читается огромным количеством сканеров. Хотя в картах охвата эти марки значились. Но не факт, что прибор будет работать корректно.
К общим знаниям прибавляется необходимость зачаточных знаний высшей математики.
Так что дорогой друг, в подобной ситуации у тебя впервые зашевелится червь сомнения, стоило ли становиться автодиагностом. К тому же многие, если не все производители, разумеется, вылавливают подобные «баги». Но очень часто получается, что обновление на прибор стоит дополнительных денег и оказывается еще с большими ошибками, чем предыдущая версия.
Если исходить из того факта, что простейшие инструменты вроде прозвонки и мультиметра у тебя уже есть, то вторым по необходимости становится осциллограф. Что такое осциллограф и для чего он предназначен, я говорить не буду. Ибо если ты не знаешь его предназначения, то тебе нечего делать диагностом. Пробегусь кратко.
Осциллографы тоже бывают двух видов. Программные и отдельным блоком. В первом случае это некая условная коробка с проводами, которые снимают данные (напряжение, сила тока, сопротивление), и шнур обычный USB к компьютеру со специальной программой. И пожалуйста! Смотри, в графическом виде, что да как изменяется.
Есть, однако и специальные отдельным блоком. С собственным экраном, кучей настроек и прочим. Последние в авторемонте мало распространены, так как являются достаточно дорогими приборами, при том, что обладают избыточными для ремонта автомобилей функциями. Это скорее стезя электронщиков. В авторемонте их используют только те, кто решил еще и заняться ремонтом непосредственно блоков управления.
Ну и понятно, к осциллографу полагается набор всяческих шнуров, датчиков, прищепок.
Третьим необходимым прибором в работе является имитатор датчиков. По сути, мультивибратор и блок питания с плавной регулировкой напряжения от 1 до 12 вольт в одном корпусе, который можно подоткнуть вместо датчика, подозреваемого в неисправности, и посмотреть результат. Бывает обычно отдельным блоком. Хотя есть прибор, в котором объединены все функции. О нем расскажу позже.
Также в полноценной диагностике, если много работаешь с системами управления двигателем, требуется газоанализатор. Для полноценной работы нужен четырехкомпонентный, способный замерять окись углерода, оксид углерода, кислород и несгоревшие углеводороды.
Что выбирать начинающему диагносту?
Сканер. Дешевый и мультифункциональный. Вообще со сканерами практически всех производителей происходит странная вещь. Притом, что цены на них гуманными назвать крайне затруднительно, комплектующие используются самые дешевые. Например, тот же Launch x431 сделан на основе дешевейшего китайского планшета, ценой 3 000 рублей за килограмм. Включает в себя массу непонятных и ненужных китайских фишек, вроде встроенного FM-радио.
Да куда там китайцы? Топовая версия Carman Scan VG64 уважаемого южнокорейского производителя стоит около 300 000 рублей, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что использует усеченную версию Windows 98! И это вызывает подозрения в использовании компонентов примерно того же года. И скорость его работы соответствует тому же 98 году.
Автор отдает себе отчет, что цена софта и железа в подобных приборах примерно совместима как товар и его упаковка. Но позвольте, продавая дорогой товар, уж извольте его упаковать в подходящую тару! То есть при такой цене, можно было бы железо поставить несколько более современное и надежное.
С подобным прибором был печальный опыт. После месяца работы, прибор отказался грузиться. После недельного общения с поддержкой по телефону, электронной почте, почтовыми голубями и собачьими упряжками, бестолковыми советами обновить ПО, которое само по себе те еще танцы с бубнами, прибор был доставлен в офис. Вердикт был – замена флеш-памяти. Прибор попадает под гарантийный ремонт. Вопрос же, почему я, автодиагност, должен был проявлять навыки системного администратора или эникейщика, чтобы заставить прибор работать, остался без ответа.
Задержусь несколько на диагностическом комплексе Carman Scan VG 64. Это именно комплекс. Потому что производители смогли впихнуть в прибор величиной с книгу программный сканер, 4х канальный осциллограф и имитатор датчиков. При покупке соответствующего модуля он может работать как газоанализатор, да еще и мультитестер.
Очень неплохое решение. Но мы помним про амфибии? Это неуклюжая на суше и неповоротливая на воде штука! Тут примерно то же самое. Это прибор имеет смысл покупать, если есть много работы на выезде. Ничего не приходится возить с собой лишнего: прибор, компьютер и все.
Итак, с покупки чего начинать. В настоящее время самым функциональным и дешевым является сканер Launch X – 431 pro . Очень сильно не нравится в приборе качество перевода. Много того самого «китайского русского». Что-то вроде: «Нога есть корень здоровья». Вообще с локализацией программного обеспечения и качественным переводом на русский полная беда у всех производителей. Надо привыкнуть к тому, что меню, которое изначально на русском, в каких-то разделах может оказаться на английском. И тебе дорогой друг, помимо знаний в химии, физике, механике, системном администрировании и прочем, необходимо владение техническим английским. И вообще, если английский у тебя на уровне «читаю, перевожу со словарем», то проще в программе сразу выставлять английский язык. Чтобы потом не разбираться, что же означает например фраза: «Электороника (может эленктроника) електронного управления» или «Открытые даты на готовности».Позже можно подумать о чем-нибудь более серьезном. Но все равно, случайное «подменю» в ЛЮБОМ приборе окажется на английском.
Осциллограф, его можно сделать своими руками. Точность, конечно, будет низкая. Но как я говорил, для работы с автомобилем этого достаточно. Впрочем, в интернете полно предложений достаточно дешевых USB-осциллографов. Выбор за тобой. Главное не гоняться за количеством каналов. Двух на начальном этапе вполне достаточно.
Имитатор датчиков. Тут тоже достаточно простейшего SMC, который на фотографии. Дело в том, что имитатор используется сравнительно реже и только при каких-то совершенно загадочных симптомах.
И наконец, газоанализатор. Анализ выхлопных газов может очень многое рассказать о том, что происходит в автомобильном двигателе. Конечно прибор очень нужный и полезный, но дорогой, поэтому на первом этапе можно будет довольствоваться снятием данных с лямбда зондов через диагностику. Покупать при наличии денег стоит сразу четырехкомпонентный, так как в двухкомпонентном в настоящее время смысла мало. Газоанализатор я бы отнес скорее уже ко второму этапу обрастания молодого специалиста оборудованием.
Главное в работе диагноста - это информация и голова, для того чтобы эту информацию применять. Ну и обязательно наличие компьютера с выходом в интернет, для поиска нужных данных.
Начнем с того, что работа диагноста, настоящего, способного находить первопричину неисправности, а не ученой обезьяны с компьютером, требует очень большого количества знаний. При этом из совершенно разных областей. Работа диагноста чаще всего пересекается с работой электрика. Так что необходимы знания по электричеству – от элементарного закона Ома до знаний алгоритмов работы сложных электронных устройств.
Необходимо знать механику, в частности теорию ДВС. Знать, как взаимодействуют воздух и топливо, а продукты сгорания с катализаторами. Тут мы немножечко упираемся в химию. Знать про валентность. Да! Например, чем отличается СО от СО2.
Дальше – больше. Знания во всякого рода компьютерах тоже необходимы. Если не на уровне программиста, то хотя бы уровень продвинутого пользователя. Ага, да и в железе тоже. Протоколы обмена, способы передачи данных.
Конечно, если ты начинаешь работать у дилера, тебе это не нужно. В диагностическом компьютере за тебя умными головами уже все расписано. Делай раз, делай два, делай три. Тут еще вещь такая: блок-схемы поиска неисправностей во всех регламентирующих документах заканчиваются фразой: «Возьмите заведомо исправный элемент и проверьте, пропал ли симптом». Имеется ввиду, что у тебя склад запчастей, с которого можно взять что угодно.
Второе, у дилеров, чаще всего, обслуживаются новые автомобили, и возможность того, что тебе попадет на ремонт машина со сложной неисправностью – мала. А если ты решил стать действительно высококлассным специалистом, если тебе всегда интересно всю свою профессиональную жизнь постигать новое, то это твой путь.
И помогать тебе в этом будут устройства, о которых я расскажу ниже.
1. Сканер. Попросту говоря это некий компьютер, который способен считать какие-то ошибки, зафиксированные в памяти автомобиля. К тому же он еще может в реальном времени показать данные с датчиков, наличие напряжения на определенных проводах. Кроме того, позволяет и поэкспериментировать, например отключить одну из форсунок или подвигать холостой ход. По исполнению может быть и обычным, ноутбуком или вовсе стационарным компьютером, снабженным специальным мультиплексором – устройством сопряжения компьютера и автомобиля.
Или небольшим отдельным блоком, чаще с сенсорным управлением.
Сейчас уже используются даже планшеты, с привязанным по блютусу штекером.
По возможностям сканеры можно разделить на дилерские или дилерского уровня и мультимарочные. Преимущества у каждого свои.
Дилерские сканеры обладают массой достоинств. Во-первых, они гарантировано читают все системы автомобиля. Мало того, они сами определяют наименование, год выпуска, тип двигателя, комплектацию и прочие первичные данные.
Во-вторых, экспертная система позволяет в них сразу же увидеть причину неисправности. Показать, что, у какого датчика, при определенном режиме работы выходит за пределы этой некоей нормы. Часто в них зашита еще и карта поиска неисправности. Что-то вроде советов: «разгоните двигатель да 2000 об/м, измерьте напряжение в точке А. Соответствует ли напряжение указанному. ДА – НЕТ, и дальше совет поменять то или продолжить поиск дальше, следуя указаниям прибора. Там по запросу еще и выбрасываются фрагменты электросхемы, есть бюллетени типичных неисправностей и прочее.
Недостатки. Они работают только с определенной маркой автомобилей. То есть, если ты работаешь с несколькими марками или вовсе ремонтируешь то, что придет, тебе надо покупать на каждую марку свой сканер. Учитывая, что цена дилерского сканера весьма высока, и к тому же у многих производителей его невозможно купить, не являясь официальным дилером, то к тебе приходит понимание, что идея покупать дилерский сканер хороша только, если ты работаешь с одной маркой.
Сканеры дилерского уровня. Тут все просто. Это просто клон дилерского прибора.
Да будет благословен китайский дядюшка Ляо, который просто берет дилерский сканер и делает точную его копию. Воровать, конечно же, плохо. Но действия условного китайского дядюшки Ляо способствуют снижению аппетитов производителей дилерского оборудования.
Что есть хорошо.
Но тут есть свои минусы. Во-первых, повторюсь – воровать нехорошо. Во-вторых, качество Китай (ТМ), поэтому при выходе прибора из строя, в лучшем случае тебе придется его отсылать на ремонт тому же Ляо в Китай. В худшем случае, искать местного «Кулибина».
К тому же многие официальные дилеры и производители привязывают сканеры через интернет к собственным базам данных, и в случае если прибор клон, то понятно, что доступа к полному функционалу у тебя не будет.
Мультимарочные диагностические приборы. В принципе это именно то,чем пользуется большинство диагностов, не завязанных на одной марке. Охват марок зависит от политики производителя. Причем, и от политики производителя диагностического прибора и от предоставления информации самим производителем автомобиля. Например, отыскать что-нибудь, сносно работающее с Феррари, Ламборгини в мультимарочных сканерах не представляется возможным. Производитель же может продавать программы отдельно. Например, в Европу, Азию, США. Или вовсе требовать доплату за каждую марку, притом, что прибор один.
Минусы? Они, конечно же, есть. Как и у всех универсалов. Автомобиль-амфибия будет всегда заведомо хуже, чем катер и автомобиль по отдельности. То есть надо будет мириться с тем, что не все системы можно прочитать. Или прочитать ошибки возможно, а вот посмотреть параметры, уже нет. Особенно это касается всякой экзотики. Но надо быть готовым к тому, даже сумев прицепиться к диагностике автомобиля, прибор может выдать ошибку без расшифровки, что-то вроде U 1245. По большинству ошибок можно найти ответ в Интернете, забив марку машины и код ошибки в стандартном виде. Но это если код в СТАНДАРТНОМ ВИДЕ. Ведь бывает еще хуже. Диагностический прибор может выдать ошибку в двоичном коде или вовсе шестнадцатеричном. Да, та же ошибка, будет выглядеть как 10011011101 или 4DD. Тут приходится вспоминать высшую математику. К тому же достоверно неизвестно, в какой системе исчисления выдал эту абракадабру прибор.
Инженерный калькулятор в зубы и вперед вычислять, чего же хочет автомобиль? Без абсолютной гарантии, что вывод будет верным. Автор неоднократно сталкивался при попытках прочитать сканером Launch x431 автомобиль Land Rover или сканером Carman Scan AT даже столь распространенный автомобиль как Skoda , который к слову читается огромным количеством сканеров. Хотя в картах охвата эти марки значились. Но не факт, что прибор будет работать корректно.
К общим знаниям прибавляется необходимость зачаточных знаний высшей математики.
Так что дорогой друг, в подобной ситуации у тебя впервые зашевелится червь сомнения, стоило ли становиться автодиагностом. К тому же многие, если не все производители, разумеется, вылавливают подобные «баги». Но очень часто получается, что обновление на прибор стоит дополнительных денег и оказывается еще с большими ошибками, чем предыдущая версия.
Если исходить из того факта, что простейшие инструменты вроде прозвонки и мультиметра у тебя уже есть, то вторым по необходимости становится осциллограф. Что такое осциллограф и для чего он предназначен, я говорить не буду. Ибо если ты не знаешь его предназначения, то тебе нечего делать диагностом. Пробегусь кратко.
Осциллографы тоже бывают двух видов. Программные и отдельным блоком. В первом случае это некая условная коробка с проводами, которые снимают данные (напряжение, сила тока, сопротивление), и шнур обычный USB к компьютеру со специальной программой. И пожалуйста! Смотри, в графическом виде, что да как изменяется.
Есть, однако и специальные отдельным блоком. С собственным экраном, кучей настроек и прочим. Последние в авторемонте мало распространены, так как являются достаточно дорогими приборами, при том, что обладают избыточными для ремонта автомобилей функциями. Это скорее стезя электронщиков. В авторемонте их используют только те, кто решил еще и заняться ремонтом непосредственно блоков управления.
Ну и понятно, к осциллографу полагается набор всяческих шнуров, датчиков, прищепок.
Третьим необходимым прибором в работе является имитатор датчиков. По сути, мультивибратор и блок питания с плавной регулировкой напряжения от 1 до 12 вольт в одном корпусе, который можно подоткнуть вместо датчика, подозреваемого в неисправности, и посмотреть результат. Бывает обычно отдельным блоком. Хотя есть прибор, в котором объединены все функции. О нем расскажу позже.
Также в полноценной диагностике, если много работаешь с системами управления двигателем, требуется газоанализатор. Для полноценной работы нужен четырехкомпонентный, способный замерять окись углерода, оксид углерода, кислород и несгоревшие углеводороды.
Что выбирать начинающему диагносту?
Сканер. Дешевый и мультифункциональный. Вообще со сканерами практически всех производителей происходит странная вещь. Притом, что цены на них гуманными назвать крайне затруднительно, комплектующие используются самые дешевые. Например, тот же Launch x431 сделан на основе дешевейшего китайского планшета, ценой 3 000 рублей за килограмм. Включает в себя массу непонятных и ненужных китайских фишек, вроде встроенного FM-радио.
Да куда там китайцы? Топовая версия Carman Scan VG64 уважаемого южнокорейского производителя стоит около 300 000 рублей, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что использует усеченную версию Windows 98! И это вызывает подозрения в использовании компонентов примерно того же года. И скорость его работы соответствует тому же 98 году.
Автор отдает себе отчет, что цена софта и железа в подобных приборах примерно совместима как товар и его упаковка. Но позвольте, продавая дорогой товар, уж извольте его упаковать в подходящую тару! То есть при такой цене, можно было бы железо поставить несколько более современное и надежное.
С подобным прибором был печальный опыт. После месяца работы, прибор отказался грузиться. После недельного общения с поддержкой по телефону, электронной почте, почтовыми голубями и собачьими упряжками, бестолковыми советами обновить ПО, которое само по себе те еще танцы с бубнами, прибор был доставлен в офис. Вердикт был – замена флеш-памяти. Прибор попадает под гарантийный ремонт. Вопрос же, почему я, автодиагност, должен был проявлять навыки системного администратора или эникейщика, чтобы заставить прибор работать, остался без ответа.
Задержусь несколько на диагностическом комплексе Carman Scan VG 64. Это именно комплекс. Потому что производители смогли впихнуть в прибор величиной с книгу программный сканер, 4х канальный осциллограф и имитатор датчиков. При покупке соответствующего модуля он может работать как газоанализатор, да еще и мультитестер.
Очень неплохое решение. Но мы помним про амфибии? Это неуклюжая на суше и неповоротливая на воде штука! Тут примерно то же самое. Это прибор имеет смысл покупать, если есть много работы на выезде. Ничего не приходится возить с собой лишнего: прибор, компьютер и все.
Итак, с покупки чего начинать. В настоящее время самым функциональным и дешевым является сканер Launch X – 431 pro . Очень сильно не нравится в приборе качество перевода. Много того самого «китайского русского». Что-то вроде: «Нога есть корень здоровья». Вообще с локализацией программного обеспечения и качественным переводом на русский полная беда у всех производителей. Надо привыкнуть к тому, что меню, которое изначально на русском, в каких-то разделах может оказаться на английском. И тебе дорогой друг, помимо знаний в химии, физике, механике, системном администрировании и прочем, необходимо владение техническим английским. И вообще, если английский у тебя на уровне «читаю, перевожу со словарем», то проще в программе сразу выставлять английский язык. Чтобы потом не разбираться, что же означает например фраза: «Электороника (может эленктроника) електронного управления» или «Открытые даты на готовности».Позже можно подумать о чем-нибудь более серьезном. Но все равно, случайное «подменю» в ЛЮБОМ приборе окажется на английском.
Осциллограф, его можно сделать своими руками. Точность, конечно, будет низкая. Но как я говорил, для работы с автомобилем этого достаточно. Впрочем, в интернете полно предложений достаточно дешевых USB-осциллографов. Выбор за тобой. Главное не гоняться за количеством каналов. Двух на начальном этапе вполне достаточно.
Имитатор датчиков. Тут тоже достаточно простейшего SMC, который на фотографии. Дело в том, что имитатор используется сравнительно реже и только при каких-то совершенно загадочных симптомах.
И наконец, газоанализатор. Анализ выхлопных газов может очень многое рассказать о том, что происходит в автомобильном двигателе. Конечно прибор очень нужный и полезный, но дорогой, поэтому на первом этапе можно будет довольствоваться снятием данных с лямбда зондов через диагностику. Покупать при наличии денег стоит сразу четырехкомпонентный, так как в двухкомпонентном в настоящее время смысла мало. Газоанализатор я бы отнес скорее уже ко второму этапу обрастания молодого специалиста оборудованием.
Главное в работе диагноста - это информация и голова, для того чтобы эту информацию применять. Ну и обязательно наличие компьютера с выходом в интернет, для поиска нужных данных.
Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.