18 апреля 2024,
16:04
Москва

О станциях для заправки и обслуживания кондиционеров с позиции обычного механика

12 июля 2018, Илья НИКОЛОВ

Сезонная «криогеника»


Давайте сегодня поговорим о станциях для заправки и обслуживания кондиционеров с позиции обычного механика. Пытаясь разобраться в вопросе, что же предлагают сегодня ведущие производители подобного оборудования, я стал смотреть предложения. Как обычно к истине пришлось продираться через некоторое рекламное нагромождение. Однако представители ведущих брендов все-таки помогли разобраться с тенденциями, актуальными в этом году.

обслуживание кондиционеров
Илья Николов

Для профессионалов, работающих с автомобильным климатическим оборудованием, есть три новости, и одна хуже другой. Экологи опять возопили, дескать в борьбе за родимую Землюшку «всех положим». Ну и что же, что R134 не разрушает озоновый слой? Ведь причиной перехода в 1995 году с хладагента R12 на R134 называли именно разрушение озонового слоя над Антарктидой! Оказалось, не разру­шает, да, но проявляет парниковый эффект. А вот то, что любой работающий ДВС, да что ДВС, любой работающий двигатель, за исключе­нием электромотора, воздействует на парниковый эффект – это не к спеху. Тем более, что по массовости вклад случайного сброса в атмосферу хладагента, по сравнению с миллионом других факторов, включая вулканы, влияющих на парниковый эффект, совершенно ничтожен.

Однако с самой природы спросу ноль, а вот нефтяных гигантов дразнить опасно. Проще лишний раз зацепить производителей автомобильных кондиционеров, что автоматически повлечет дополнительные расходы от производителей оборудования и самих ремонтников. А самое интересное, что ученые только спорят о явлении парникового эффекта и о факторах, влияющих на него. Но исполнительный менеджмент уже поспешил исправно внедрять новый, разумеется, более дорогой хладагент.

Как итог, мы получаем перевод автомобильных кондиционеров на новый хладагент R1234yf. Пока не совсем понятно, как с ним работать, совместим ли он со старыми заправочными станциями, или под него надо покупать новые. То же самое с маслами. Но факт, что, как и в 90-е, какое-то время придется держать две станции под два различных газа.

Есть радикальное решение вопроса. Это системы, работающие на углекислом газе. Да, углекислый газ – это же почти бесплатно! Однако учитывая, что такие системы работают при значительно более высоком давлении, можно предположить, что установки по их обслуживанию будут стоить запредельно. После может и вовсе оказаться, что для подобных систем нужен не просто дешевый углекислый газ, а углекислый газ «с перламутровыми пуговицами» от определенного производителя.

Ситуация напоминает маркетинговые ходы с подушками безопасности. Если нашелся способ продать пластиковый мешок и немного пороха за огромные деньги, то можно продать два, нет лучше четыре, а еще лучше шестнадцать комплектов системы. Геометрическая прогрессия в обрастании автомобилей от модели к модели подушками безопасности доказывает это.

С обслуживанием кондиционеров ситуация похожая. «Продаем газ? А давайте продадим два различных газа! А еще лучше четыре! Ах, систем только три? Ну, хорошо, давайте придумаем газ для проверки герметичности!» – именно так выглядят метания мировых химических концернов в глазах рядового мастера. Многие ведь сталкивались с ситуацией, когда система вакуум держит, однако при положительном высоком давлении начинает подтекать. Давление воздуха из компрессора, мыльная вода и даже ультрафиолетовая краска, окрашивающая место утечки, больше не в тренде. И это не ирония. Ведь если вы хотите быть на гребне прогресса и работать с передовыми автомобилями, готовьтесь платить за новые веяния в деле обслуживания климатических систем.

Климатические станции эволюционируют. Они становятся эргономичнее, ремонтопригоднее и просто симпатичнее с точки зрения дизайна. Изменения затрагивают даже такие факторы, как визуализация графики на экранах и точность дозирования. На некоторых моделях появилась функция дистанционного оповещения оператора о ходе выполнения работ через мобильное приложение. Это очень удобно, ведь во время работы той же станции специалист может свободно заняться другим автомобилем.

Интересными кажутся предложения «два в одном». Помимо собственно заправочной станции ей придают функции и установки для промывки системы. Механики старой закалки пока с подозрением относятся к этой опции и считают, что после замены заклинившего компрессора систему можно промыть лишь вручную с полной разборкой. Подливают масла и сами автопроизводители, вообще отрицая промывку и регламентируя вместо нее тотальную замену шлангов и фитингов. Но это нюансы, в большинстве случаев разгерметизации системы опция будет востребована.

Хотелось бы сказать пару слов о «вечных ценностях», на которые стоит обращать внимание в первую очередь при выборе станции новичками. Опять же, изысканный итальянский дизайн от TEXA или еще более контрастный дисплей от BOSCH – это безусловно классно. Но эти допы должны стоять где-то на последней полке требований, предъявляемых к заправочной станции.

В первую очередь мастера волнует скорость работы, которая напрямую зависит от производительности вакуумного насоса. Значит, надо выбирать модели с двухступенчатым насосом с максимальной производительностью. И не надо путать глубину создаваемого вакуума с производительностью. Глубина связанна со ступенчатостью, а скорость зависит от производительности насоса. Желательно иметь и то, и другое.

Во вторую очередь лучше выбрать универсальную станцию с возможностью впрыска масел двух типов – для обычных компрессоров и для электрических (масла обычного автомобиля и гибрида отличаются и не взаимозаменяемы) с автоматической промывкой шлангов.

В-третьих, не следует уповать на то, что автоматические станции все сделают за работника. Действительно, передовые системы во многом облегчают и ускоряют процесс, особенно это удобно в работе с априори исправными автомобилями во время сезонного обслуживания.

К сожалению, едва ли 5 клиентов из 100 заедут на сервис для профилактики климатической системы. То есть при обращениях в большинстве случаев есть какая-то неисправность в системе, поэтому автомат отключается и информирует оператора о проблеме. И тут в задачу мастера входит диагностировать ТОЧНУЮ причину неисправности. Этого не умеет ни одна самая навороченная станция. Простыми словами, станция может проинформировать об утечке хладагента, закачать проверочный газ, но показать пальцем место утечки она не сможет.

Как показывает опыт, требования к квалификации оператора, работающего не с манометрическим мостом, а с автоматической или полуавтоматической станцией, не только не снижаются, а даже возрастают. Разумеется, стоит выбирать тех поставщиков, которые берут на себя еще и обучение персонала по работе со своим оборудованием. Автоматическими станциями просто только заправлять. Но если вы планируете внедрить полноценную услугу по диагностике и ремонту автомобильных систем кондиционирования, то вам надо будет иметь обученный высококвалифицированный персонал.

Итог хотелось бы подвести все-таки оптимистичный. Новые веяния, конечно, потребуют вложений, но позволят расширить перечень предоставляемых услуг. Задача же руководителя – найти разумный баланс между возможностями и необходимостями.

Кирилл Малащук

Кирилл Малащук, генеральный директор компании BrainStorm

В 2016 году наша компания провела масштабное маркетинговое исследование рынка установок для обслуживания автомобильных кондицио­неров. В рамках исследования были получены экспертные мнения владельцев и руководителей ведущих сетевых автосервисов в России. Необходимо отметить, что основные выводы неутешительные для производителей:

  • аналоговые установки безнадежно устарели;
  • установки не соответствуют текущим бизнес-задачам автосервисов;
  • производители установок пытаются выдать за преимущества то, что им кажется важным, а не будущему владельцу.

Давайте разберемся, почему так произошло?

Многие руководители автосервисов считают, что большинство производителей установок AC мыслят стереотипами 90-х и 2000-х годов. Когда установки отличались только своими техническими характеристиками, такими как производительность насоса, емкость баллона, подача масла по времени или по весам. В итоге все стенды пришли примерно к одинаковым характеристикам, и разница осталась лишь в месте их производства и марке.

Отвечая на вопрос, что для нас важно или что хотелось бы улучшить в направлении организации услуг по обслуживанию автокондиционеров в целом, мы выделили для себя следующие основные тезисы:

  • организовать учет расходных материалов (хладагент и масло);
  • организовать контроль качества выполненных работ;
  • организовать учет услуг с привязкой к клиенту в системе CRM.

Вот оно самое важное и необходимое для постановки технического задания по созданию установки нового поколения.

Именно так появился проект GrunBaum AC7000S.

GrunBaum AC7000S

Для выполнения данной задачи нам пришлось полностью переосмыслить подход к созданию стендов для обслуживания автокондиционеров.

Мы создали новый аппарат, основанный полностью на цифровых технологиях. Установили цифровые датчики давления, электронные весы для масла, создали электронную систему измерений. И самое главное – мы написали программное обеспечение, фиксирующее всю необходимую информацию и позволяющее решать задачи, так необходимые современному автосервису.

Программное обеспечение передает всю информацию в виде отчета по каждому автомобилю на основной компьютер в сети, что позволяет контролировать:

  • расход хладагента и масла (количество восстановленного хладагента и заправленного, количество слитого масла и заправленного, количество хладагента, использованного для диагностики);
  • качество и количество работ (привязка к ответственному, время и глубина вакуумирования, время диагностики, проведенные этапы).

Полная оцифровка стенда позволила получить дополнительные выгоды для пользователя:

  • инновационный и современный вид с сенсорный цветным экраном;
  • вся необходимая информация теперь доступна на большом экране;
  • электронная система контролирует все процессы (вес и давление) и не дает совершить ошибку при заправке.

Мы уверены в том, что мы создали установку нового поколения, которая действительно необходима современному автосервису в России. Давайте вместе сделаем шаг в будущее уже сегодня!

Игорь Галахов

Игорь Галахов, продукт-специалист Bosch по автосервисному оборудованию

Как и прежде, на рынке наблюдается очень сильная конкуренция. Производители снижают цены в борьбе за долю рынка, даже зачастую в ущерб своей прибыли.

Есть установки на любой выбор, начиная от доступных полуавтоматических и заканчивая продвинутыми с множеством дополнительных функций.

В то же время рынок услуг по обслуживания климатических систем непрерывно растет. Этому способствует как количество автомобилей в целом, так и рост доли автомобилей, оснащенных кондиционерами воздуха.

Также наблюдается рост потребности в дополнительных услугах, например, в диагностике или промывке системы кондиционирования.

Нельзя не отметить рост интереса к новому хладагенту R1234yf. Автомобили, заправленные им, начинают приезжать в автомастерские, и с ними тоже надо работать. А это тре­бует как минимум нового оборудования. Более того, этот газ относительно дорогой, и здесь на передний план выходит качество оборудования, в частности, степень откачки хладагента. Например, в более простых установках вакуумный насос выкачивает остатки хладагента из системы непосредственно в атмосферу. А это около 5% хладагента в системе. В то же время вакуумные насосы более продвинутых установок направляют хладагент на вход компрессора, который закачивает его в резервуар. Таким образом, мастерская только на этом экономит около 5% хладагента, что по итогам года может составить очень значительную величину.

Растет количество гибридных автомобилей, имеющих электрические компрессоры в системе кондиционирования. Такие компрессоры требуют особого масла POE, которое нельзя смешивать с традиционным маслом PAG. Для работы с такими автомобилями требуются установки, способные работать с обоими типами масел, или дополнительные принадлежности для заправки таких масел.

В этом году мы представили новинку – установку Bosch ACS 753. Это выдающаяся машина. Естественно, она выполняет основные функции (откачка хладагента, впрыск масел, заправка хладагента). Но есть такие вещи, которые де­лают ее особенной. Например, она может опрессовывать систему кондиционирования, чтобы искать течи в ней под избыточным давлением. Для этого используется или азот, или смесь азота с водородом. Это – быстрый, дешевый и более точный способ поиска течей по сравнению, например, с проверкой вакуумом.

Bosch ACS 753

Кроме того, статус работы установки можно отслеживать при помощи мобильного телефона. Даже если оборудование находится вне зоны видимости оператора, он всегда будет знать, какая процедура выполняется в данный момент. И всегда будет оповещен, если обслуживание завершено, или если требуется его срочное вмешательство в процесс.

Также ACS 753 обладает одним из самых мощных на рынке вакуумных насосов, что позволяет сократить продолжительность вакуумирования и таким образом ускорить обслуживание автомобилей.

Установка имеет 2 емкости для масел PAG и POE, что делает возможным обслуживание и гибридных, и традиционных автомобилей одной и той же установкой. При переключении между маслами активируется процедура промывки сервисных шлангов, чтобы не допустить смешивания разных масел.

Алексей Сердюк

Алексей Сердюк, технический специалист компании MAHLE

Вслед за оживлением авторынка поднимает голову рынок сервисного обслуживания автомобилей. Поскольку потребитель стал избирательным и опытным, взаимоотношения между субъектами стали более цивилизованными и прозрачными. Не малый вклад сюда внесло масштабное развитие сетевых проектов и франшиз, выставляющих жесткие требования к каждому из партнеров. Еще 10 лет назад автолюбитель сам ехал в магазин за запчастью и сам консультировал исполнителя по вопросам ремонта. Сегодня же все автоматизировано, клиент лишь передает ключи мастеру-прием­щику, а после получает готовый автомобиль.

Этот процесс тянет за собой потребность в качественном современном оборудовании. Те годы, когда обслужить систему кондиционирования можно было простейшим набором из 3 манометров, пары переходников и баллонов с газом, ушли в прошлое. Системы чрезвычайно усложнились, появились новые виды хладагентов, да и сама конструкция стала капризнее. Сервису необходимо оборудование, которое способно провести вакуумирование системы, ее частично промыть, а также откачать старое и закачать новое масло.

Компания MAHLE успешно реализовывает собственные установки с 2015 года. Несмотря на кризис, продажи демонстрируют уверенный рост. Бренд позиционирует себя исключительно как поставщик премиальных решений и продает не отдельные установки, а комплексные решения для бизнеса.

Нашу продукцию приобретают исключительно благодаря доверию к бренду и высокому качеству. Не секрет, что относительно недавно компания MAHLE поглотила BEHR, лидера в области регулирования температуры двигателя и воздуха в салоне. Это позволило применить в новых продуктах самые продвинутые технологические решения. Само производство установок расположено в Италии.

Mahle

Насчет систем кондиционирования, заправленных углекислым газом, стоит отметить, что MAHLE находится на передовой этих разработок. Нюансы работы этих систем таковы, что газ закачивается в систему под давлением в 10-12 раз выше против обычного. Условно говоря, оно составляет около 200 атмосфер и исключает использование резиновых трубок в системе, выставляя высочайшие требования к применяемым металлам. Все это накладывает ограничение на качество и стоимость комплектующих.

На данном этапе MAHLE реализовывает 4 вида установок. Все они играют в одном сегменте, но отличаются комплектацией и количеством функций. Две из них предназначены для работы с хладагентом R1234yf, который сейчас повсеместно внедряется в Европе, другие две – с традиционным фреоном R134a. Устаревшие виды хладагентов всегда выгодно отличаются дешевизной. Несмотря на это, экологические требования ужесточаются, что приводит к смене поколений фреона. Это значит, что R1234yf в скором времени придет и в Россию, и к этому процессу следует подготовиться заранее.

Алексей Духовный

Алексей Духовный, руководитель коммерческого отдела компании «ТЕХА Диагностика»

2017 год показал очень хорошие результаты, подготовительный сезон, а с ним и закупки, начались очень рано, еще в феврале. Текущий год пока не радует нас хорошей погодой и теплыми днями, а, следовательно, спрос сдвигается на поздние месяцы. Но мы уверены, что это только сдвиг по календарю, и нынешний год принесет очень хорошие результаты.

Что касается основных тенденций, то естественно здесь задает тон экология, во всяком случае именно под этим лозунгом происходят изменения в данном сегменте автомобильной промышленности. Все уже немного успокоились и смирились с приходом хладагента R1234yf, а компания Мерседес уже представила новые системы с газом R744, которая набирает популярность. Еще одной тенденцией прошлого года можно назвать стабильный спрос на оборудование европейских марок, т.е. потребитель понял, что риск от покупки дешевой установки грозит потерей всего сезона и, как следствие, убытками, тем более если покупка была в кредит.

Основные новинки, которые мы будем представлять в этом сезоне, связаны с технологией поиска утечек. Мы представили в России несколько наборов для использования FormingGas, специаль­ной газовой смеси, состоящей из 95% азота и 5% водорода, а также специального течеискателя. Данная технология позволяет более точно и безопасно определить место утечки, даже самые маленькие повреждения, которые не может выявить тест на вакуум. Данная технология подходит для любых типов хладагента и может быть использована с различными типами установок. На сегодняшний день доступно два комплекта и течеискатель. Первый комплект может быть использован с полностью автоматическими установками типа Konfort 760/770/780, а второй комплект может быть использован с более простыми моделями установок ТЕХА.

Флагман модельного ряда компании ТЕХА – автоматическая установка Konfort 760R.

Konfort 760R

Эта модель имеет цветной дисплей TFT высокой видимости, с передовым графическим интерфейсом, содержащим фотографии и информацию для более простого восприятия. Управление техническим обслуживанием полностью автоматизировано, без использования каких-либо ручных клапанов. Отличительными особенностями, в зависимости от серии 720R, являются система герметичных бутылочек для масла, полностью автоматическое управление ТО, устройство для блокировки/разблокировки весов и автоматический контроль правильности взвешивания хладагента.

Основные характеристики:

  • Совместимость с R134a;
  • Цветной экран TFT высокой видимости с передовым графическим интерфейсом;
  • Управление БАЗОЙ ДАННЫХ и осуществление сервиса с помощью карты SD;
  • Поворотный кронштейн манометра-дисплей (за исключением Германии);
  • Резервуар на 20 кг для модели 760R;
  • Точность заправки +/- 15 г;
  • Выкачка хладагента при высокой эффективности (более 95%);
  • Двухступенчатый вакуумный насос;
  • Герметичные бутылочки для масла;
  • Автоматический впрыск масла при высокой точности;
  • Автоматическое распознавание бутылочек масла;
  • Автоматический контроль точности взвешивания хладагента;
  • Система блокировки весов;
  • Автоматическое управление ТО;
  • Способ функционирования с помощью:

– БАЗЫ ДАННЫХ

– ИДИВИДУАЛЬНОГО СЕРВИСА

– МОЕЙ БАЗЫ ДАННЫХ

  • Многоязыковое покрытие программного обеспечения;
  • Автоматическая компенсация на длину сервисных шлангов;
  • Автоматическое предупреждение о техобслуживании;
  • Упрощенное техобслуживание;
  • Автоматическое управление необрабатываемых выбросов.


Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи