20 апреля 2024,
09:04
Москва

Региональная самобытность

19 декабря 2014, Михаил МАШИН

Основной особенностью российского автомобильного парка, вне всякого сомнения, является его чрезвычайная региональная разнородность. Подобной марочно-модельной пестроты не встретить ни в одной другой стране мира: по дорогам единого государства ездят транспортные средства, изначально предназначенные для рынков с совершенно разной системой организации дорожного движения, абсолютно различными техническими требованиями к оснащению автомобилей, экологическим характеристикам, настройкам всевозможных узлов и элементов и т. д.

Дорога
Статистика, объективно отражающая реальное положение дел, неумолима: несмотря на бум продаж новых автомобилей, пришедшийся на предкризисный период, российский автомобильный парк по-прежнему остается одним из самых старых в Европе и мире. Причем стареет он неравномерно: в крупных городах и региональных центрах процесс «омоложения» парка идет гораздо активнее, чем в целом по стране.

Как показывают результаты исследования структуры парка легковых автомобилей России (здесь и далее все данные приводятся по результатам различных исследований аналитического агентства «Автостат»), по состоянию на начало 2010 г. более половины (51,4%) парка составляют автомобили старше 10 лет. При этом наиболее старый парк представляют такие марки, как «Москвич», «ЛуАЗ» и «ЗАЗ», по которым доля машин, выпущенных до 1999 г. (включительно), составляет более 99%. Очень высока доля парка старше 10 лет у Audi (74,9%), Alfa Romeo (73,8%), Saab (73,5%), а также ГАЗ (71,6%) и УАЗ (69,1%). В абсолютных цифрах картина выглядит так. Среди старых машин, стоящих на учете в ГИБДД РФ, лидерство уверенно удерживает продукция «АвтоВАЗа». Из 16,8 млн машин старше 10 лет – 8,05 млн ед. (47,9%) приходится именно на всевозможные жигули-лады-нивы. На втором месте Toyota (1,54 млн ед.), на третьем «Москвич» (1,43 млн ед.). Далее следуют легковые модели «ГАЗ» (1,11 млн ед.), ЗАЗ (830 тыс. ед.), Nissan (415 тыс. ед.), Volkswagen (383,5 тыс. ед.), УАЗ (369 тыс. ед.), Audi (330,2 тыс. ед.), Opel (290 тыс. ед.).

При этом в России средний возраст легковых автомобилей составляет 12,9 лет. На долю «свежих» машин (до 3 лет) в России приходится 18% парка. Автомобилям от 3 до 10 лет принадлежит 30,7% парка. Благодаря повышенному спросу на иномарки, который наблюдался на протяжении последних лет, иномарочный сегмент парка выглядит более привлекательным, нежели сегмент отечественных автомобилей. Анализируя структуру парка 2009 г., можно констатировать, что доля иномарок старше 10 лет сократилась и составила 35,2%. В то время как доля трехлетних машин в парке увеличилась на 2% и перешла 30%-й рубеж. Также увеличилась доля автомобилей в парке возрастной группы от 3 до 10 лет (33,3%).

Спрос на авто
Отметим также, что совсем старых машин, которые, скорее всего, уже практически не эксплуатируются (до 1987 г. в.), среди иномарок лишь около 5% парка, среди автомобилей Lada их насчитывается примерно 13%, а среди других отечественных марок – порядка 22%.

Все это говорит о том, что авторемонтные услуги в России сегодня сильно востребованы. Причем именно ремонтные, ведь настолько старые машины довольно часто выходят из строя, и только лишь регламентированное техобслуживание всех проблем с ними не снимает.

Если же взглянуть на региональную структуру отечественного автопарка, то можно выделить целый ряд интересных закономерностей. Но прежде надо сказать, что самое подробное на сегодняшний день исследование региональной структуры, не вызывающее серьезных нареканий со стороны экспертов отрасли, проводилось агентством «Автостат» более года назад. За прошедшее время цифры, несомненно, поменялись, но общие тенденции остались прежними. При этом они даже в определенной степени укоренились. А нам для оценки рынка и его перспектив важны как раз именно тенденции, на которые мы и хотим обратить самое пристальное внимание.

Итак, аналитики агентства «Автостат» отмечают, что почти половина россиян (47,7%) проживают в городах с населением свыше 100 тысяч человек. На каждую тысячу жителей в этих городах приходится порядка 250 автомобилей при среднем значении этого показателя по России 207 единиц. Примерно 40% парка легковых автомобилей в этих городах приходится на иномарки (в среднем по России – 32%).

В столице сосредоточено чуть более 10% всего автопарка. Примерно такое же число автомобилей состоит на учете в десяти крупнейших городах России с населением более 1 млн чел. Суммарно на них приходится более 20% российского автопарка. В городах с населением от 500 тыс. до 1 млн зарегистрировано около 4 млн автомобилей, что соответствует 12,4% от общего числа.

55 городов с населением от 200 до 500 тыс. добавляют российскому автопарку опять же чуть более 10% (почти 4 млн авто). Чуть более 7% парка (2,26 млн. ед.) сосредоточено в 75 городах, имеющих численность населения от 100 до 200 тыс. человек. В целом на эти 165 городов приходится более половины (53,3%) легкового автопарка. Оставшаяся часть (46,7%) рассредоточена между остальными населенными пунктами страны.

При этом юг России и Поволжье однозначно являются самыми патриотичными регионами: здесь больше всего автомобилей российских марок. Лидерами в этом плане оказались Ростов-на-Дону, Волгоград и Краснодар. Но и здесь в последнее время ощущается серьезный прирост числа иномарок.

Естественно, доля продукции «АвтоВАЗа» наиболее велика в Тольятти (72%), где эти автомобили и производятся. Тем же фактором обусловлена самая большая доля автомобилей «ГАЗ» в Нижнем Новгороде (16%) и «УАЗ» в Ульяновске (10%), что почти в два раза выше, чем в среднем по России.

Аналитики отмечают, что доля российских марок относительно высока в таких городах, как Махачкала, Тамбов, Орск, Нальчик, Уфа, Воронеж, Рязань, Пенза, Набережные Челны, Смоленск, Саранск и ряде других.

В целом, как говорят представители «Автостата», если брать европейскую часть России, то отчетливо прослеживается следующая тенденция: чем меньше город, тем меньше там свежих иномарок и больше старых отечественных машин. Единственным исключением в этой закономерности являются малые города Московской области: здесь и обеспеченность населения автомобилями выше среднего, и доля новых иномарок значительно больше.

А вот в азиатской части страны (начиная даже с оконечности европейской) отечественный автопром, кажется, не имеет никакого авторитета. Парк самых богатых городов Урала и Сибири (Екатеринбург, Тюмень, Сургут) активно пополняется новыми иномарками, а Сибирь, подражая Дальнему Востоку, заполнена праворульными «японками», которых там уже почти половина от общего числа машин.

В противовес провинции столичные регионы – однозначная вотчина иномарок. Лидировавшая долгие годы продукция «АвтоВАЗа» здесь фактически без боя сдала свои позиции машинам зарубежного производства. Аналитики констатируют: московский авторынок уже на 90% занят иномарками. На вершине рейтинга по приросту парка Ford, Nissan, Hyundai, Chevrolet, Toyota, Mitsubishi, Opel, Renault. Тем не менее эксперты поясняют, что в структуре парка Москвы по-прежнему достаточно много автомобилей Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW и Audi, завезенных еще в 90-е годы. В итоге все эти четыре марки пока еще входят в десятку лидеров по размеру парка.

Легковой автопарк Северной столицы уже превысил отметку в 1 млн единиц. Тем не менее, в городе на Неве автомобилей в три раза меньше, чем в Москве. Более четверти парка – машины последних трех лет выпуска.

Вплоть до 2007 г. лидером на питерском рынке оставалась Lada, но в начале 2008 г. ее уже обошел Ford, и догоняют еще несколько иностранных брендов.

А вот иномарки, наоборот, из года в год уверенно наращивают свои продажи в этом регионе. Среди них на первом месте в предпочтениях питерских автолюбителей стоит бренд Ford. Хорошую динамику прироста числа авто демонстрируют Chevrolet и Nissan.

Дальний Восток – это отдельная песня. Он уже давно отдан на откуп праворульным японским «бэушкам». Автомобили любых других марок, отличных от японских, не выдерживают здесь никакой конкуренции и не пользуются популярностью. Этот факт в очередной раз подтвердился автомобильной статистикой. На долю бренда Toyota приходится 48,7% парка легковых автомобилей, то есть фактически каждый второй автомобиль Владивостока.

Вторая по популярности автомобильная марка в Приморье – это Nissan. Он занимает 15% парка Владивостока. Далее в рейтинге предпочтений жителей главного дальневосточного города идут Mitsubishi (7%), Honda (4,8%), Mazda (4,1%), Suzuki (2,4%), Subaru (2,1%) и Isuzu (1,6%). В целом, аналитики отмечают, что на долю японских марок приходится 87% парка.

Кстати, на учете в ГИБДД Владивостока еще по-прежнему числится множество древних российских моделей. На долю тольяттинского бренда Lada приходится 4,4% парка Владивостока, подавляющее большинство из которых «классика» и «Нивы». «Москвичи» занимают 2,3% парка, «запорожцы» и «УАЗики» – по 1,4%, на долю «ГАЗа» приходится 1,1%. Суммарно российские (в том числе бывшие советские) марки составляют чуть более 10% парка.

А вот американские, европейские, корейские и китайские марки на Дальнем Востоке встречаются крайне редко. На долю всего остального мирового автопрома (отличного от японского и российского) приходится менее 3% парка Владивостока, констатируют аналитики. Они также говорят, что автомобильный парк Владивостока – самый старый среди крупных городов России. Доля машин в возрасте 10 лет и старше здесь превышает 80%. Для сравнения таких автомобилей в Москве насчитывается 37%, а в Санкт-Петербурге – 38%. Зато вот обеспеченность автомобилями здесь одна из самых высоких по стране: машина есть у каждого второго жителя Владивостока.

И в заключение – прогноз, который дают специалисты агентства «Автостат». Российский парк легковых автомобилей формируется автомобильным рынком, однако в отличие от последнего имеет большую инертность. Доля иномарок, которая уже сейчас превышает 40% от общего парка, достигнет 51% к началу 2015 г. Уже в 2011 г. парк иномарок преодолеет отметку 15 миллионов, а в 2014 г. число автомобилей иностранных марок на территории России превысит 20 млн единиц. Среди иномарок лидером останется Toyota. К 2015 году в России уже будет насчитываться более 3,2 млн «тойот» различных моделей, а доля парка вырастет до 8%. При этом более половины машин по-прежнему будет сосредоточено в Сибири и на Дальнем Востоке.

По словам директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, можно выделить пять ключевых факторов, воздействующих на автомобильный рынок. Итоговый тренд практически всегда формируется на основе суммы факторов, которые оказывают различное влияние и имеют разный «вес» в результате.

Если смотреть на долгосрочные тенденции, то основным фактором является покупательская способность, которая зависит от доходов населения и доступности кредитных ресурсов для потенциальных покупателей. В настоящий момент как раз идет восстановление этих показателей после нижней «кризисной» фазы. Также определенную роль играет поведенческое настроение, которое условно можно определить как «уверенность в завтрашнем дне».

Локальное влияние на рынок оказывают различные меры по стимулированию спроса, работа производителей по ценообразованию и продвижению своих брендов либо отдельных моделей. При этом достаточно весомая роль отводится грамотному планированию производства и поставок нужного количества моделей в дилерскую сеть. В данный момент на российском рынке вновь наблюдается дефицит наиболее ходовых моделей. По мнению Сергея Целикова, если бы сейчас в дилерской сети было оптимальное количество и максимально востребованный модельный ряд, то месячные продажи могли бы быть на 15–20% выше текущего уровня.

Отметим также, что регулярное обновление модельного ряда и рестайлинг позволяют автопроизводителям удерживать лояльных клиентов и каждые 3–4 года «пересаживать» их на новые автомобили своего бренда. Еще одним фактором, позволяющим увеличивать продажи, является развитие дилерских сетей. Это позволяет увеличивать «уровень проникновения» вглубь России и «завоевывать» новые рынки. В итоге меняется региональная структура в пользу того или иного бренда.

Одна из текущих тенденций россйского авторынка – перераспределение покупательских предпочтений в сторону менее дорогих автомобилей. 

Основные параметры

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи