07 октября 2024,
15:10
Москва

Мир смарт-диагностики

3 июня 2013, Роман Акользин

Мир смарт-диагностики

Еще два десятилетия назад, чтобы понять причину поломки автомобиля, достаточно было ограничиться лишь механическими методами диагностики: где-то повинтить, что-то потереть, а где-то и вовсе прикинуть на глаз. Однако с каждым годом число агрегатов в автомобиле, диагностируемых такими «ручными приемами», неуклонно падает. Механику вытесняет электроника, которая непредвзято на протяжении всей жизни машины следит за ее состоянием.

Желание человека эффективно использовать транспортное средство привело к тому, что электронными блоками управления стали комплектовать всю технику. Легковые, грузовые автомобили, легкий коммерческий транспорт, мотоциклы, сельскохозяйственная, строительная техника и даже морские суда с помощью специального разъема как флеш-карты подключаются к компьютеру.

В современном автомобиле присутствуют десятки всевозможных электронных систем, а каждая деталь имеет свой уникальный номер. Например, вышедшую из строя форсунку впрыска топлива или блок фар невозможно просто заменить идентичной деталью, необходимо непременно с помощью специального оборудования «прописать» их в электронный блок управления. Можно представить, что в скором времени даже поменять тормозные колодки будет невозможно без их обязательной регистрации в базе.

11.jpgПомимо этого, в этой же базе предусмотрено около двух тысяч кодов, каждый из которых информирует об определенной ошибке. Не каждый опытный сотрудник автосервиса помнит их наизусть, кроме того автопроизводители постоянно встраивают в свои продукты дополнительные оригинальные формулы. В свое время специалисты, проводящие диагностику, были вынуждены вбивать коды этих неисправностей в интернет-поисковике, а затем рыться на всевозможных форумах и сайтах, для их расшифровки.

Теперь на помощь пришли технологии. Современная компьютерная диагностика подразумевает проведение проверки электронных систем автомобиля с использованием диагностического адаптера и прибора визуализации. Эти приборы представляют так называемые в народе «ошибки» в удобном для людей графическом виде, моментально расшифровывая их с протокольного аппаратного языка. Таким образом, вместо чехарды цифр и нулей на экране гаджета высвечивается конкретное место неисправности, например датчик холостого хода.

Кроме того, полноценный автономный сканер определяет не только неисправности, но также предоставляет доступ к текущим параметрам системы и ее регулировкам. Он отправляет запрос к блоку управления автомобиля на скорости 10,2 миллисекунды и получает ответ из области памяти, который хранит в себе всю информацию о серии программного обеспечения, а также о дате создания и номере блока управления. Другими словами, сотрудник сервиса моментально получает информацию от блока управления автомобилем в буквенно-цифровом выражении на свой прибор визуализации, что существенно экономит силы и время, а также увеличивает проходимость СТО.

Также при помощи портативного сканера, при включенной производителем в блоке автомобиля функции «активации», можно манипулировать тем или иным исполнительным механизмом. Например, с экрана компьютера вручную настраивается дроссельная заслонка.

5.jpgМощная информационная поддержка и развитое программное обеспечение позволяют диагностировать автомобиль намного быстрее, однако для этого процесса нужно располагать не только специальным оборудованием и доступом к информационным ресурсам, но и богатым техническим опытом. В настоящее время существует множество программных и технических продуктов предназначенных для проведения подобного рода работ. Помимо дилерских «гаджетов», созданных лишь для автомобилей одной марки, на этом направлении работают такие известные бренды как HANATECH, Launch, Bosch, TEXA, NexTech.

Еще вчера автопроизводители запрещали кому бы то ни было влезать в заводские настройки своего автомобиля. Зачастую это делалось под лозунгом защиты интеллектуальной собственности, однако в реальности было лишь навязыванием услуг дилерского сервиса. Теперь же, спустя 20 лет, авторемонтный бизнес подвергся существенным изменениям. Благодаря государственному регулированию и антимонопольным законодательным актам на диагностическом рынке появились сильные игроки, предлагающие собственное мультимарочное диагностическое оборудование по доступной цене вне зависимости от воли автопроизводителей.

8.jpgТак, например, в Европе мировые автобренды через три года эксплуатации обязаны раскрывать практически всю информацию о технической начинке модели. Все это сделано ради интересов конечного потребителя, у которого теперь появился выбор, где ремонтировать свою машину. В итоге, возрастающий спрос на качественную автодиагностику, привел к тому, что всего несколько лет назад дорогая и сложная опция стала доступной, как и для клиента, так и для сервисов, планирующих продвигать этот вид услуг. А благодаря техническим инновациям, диагностические приборы стали надежны и просты в применении как никогда ранее.

В результате, большинство крупнейших мировых автопроизводителей смирились и предоставили доступ ко всей или к большей части информации с электронного блока автомобиля. Более того, их сотрудничество с компаниями, производящими мультимарочное оборудование, позволяет последним предоставлять некоторым сервисным станциям, являющимися авторизированными СТО автопроизводителя, доступ к возможностям дилерских настроек.

По мнению участников рынка, мультимарочного оборудования вполне хватает для решения повседневных задач. Так представители компании TEXA сообщили, что лишь 1 из 10 автомобилей, проходящих диагностику, нуждается именно в дилерском оборудовании, так как его неисправности не считываются другими приборами.

Поскольку большинство диагностических систем разрабатываются для современного авторемонтного предприятия, то основными параметрами этого оборудования становятся его, портативность, легкость и простота в эксплуатации. Совершенствование ремонтных работ также требует и отказа от соединительных проводов.

Удовлетворяющим этим требованиям линейку предлагает компания TEXA. Новые приборы из семейства AXONE демонстрируют высокие технические возможности и существенно упрощают ремонтные работы. Беспроводные дисплейные приборы обмениваются данными по Bluetooth с диагностическим интерфейсом, который подключается к диагностическому разъему транспортного средства.

TEXA гарантирует диагностику в пяти категориях транспортных средств: CAR, TRUCK, BIKE, OFF-HIGHWAY (AGRI и CONSTRUCTION), MARINE. Внутри каждой из этих групп компания имеет практически полное информационное покрытие по маркам и моделям.

12.jpgСемейство AXONE – это легкие и компактные переносные устройства. Портативность этих систем позволяет специалисту без затруднений перемещаться вокруг автомобиля и в нужный момент активировать ту или иную функцию автомобиля. Например, чтобы проверить модуль действия задних фонарей, нужно просто включить их через сканер. Кроме того, оборудование также выдает всю информацию о сжигаемом топливе и отработанных газах.

AXONE pad вооружен сенсорным экраном на 5.7 дюймов и весит всего 700 г. Прибор используется совместно с диагностическим интерфейсом, который подключается к разъему ТС, а обмен данными происходит по Bluetooth. Этот сканер имеет встроенный модуль для подключения ко всему интерфейсу NAVIGATOR TXT, TXC, TXB или TRIBOX Mobile, а также к оборудованию анализа вредных выбросов GASBOX Autopower и OPABOX Autopower совместно с устройствами RC2 или RC3.

Сканер Axone Direct предназначен для легковых, а также для коммерческих автомобилей. Он является единственным прибором, созданным для подключения к диагностическому разъему транспортного средства и непосредственного запуска всех тестов автодиагностики. Однако даже эта версия оборудована встроенным модулем для беспроводного соединения.

Для работ с грузовиками подойдет Axone Truck Service.TEXA является единственной компанией, которая разрабатывает интерактивные электрические схемы, карты систем и детали элементов, технические бюллетени и механические данные, а также ресурсы диагностики для этих ТС.

Функциональность и конструктивные характеристики специального ПО представляют собой решение «входного уровня». Это значит, с этой системой может разобраться даже не слишком опытный механик, который только начинает осуществлять операции ТО на автомобилях.

Специальный диагностический модуль NAVIGATOR TXT совместим со всей линейкой приборов визуализации AXONE и позволяет осуществить необходимые тесты самодиагностики на транспорте, среди которых: регулировка, активация, визуализация инженерных параметров и состояний, конфигурация ЭБУ, ключей дистанционного управления, а самое главное, чтение и удаление ошибок.

Приборы для каждодневного применения в автомастерской должны иметь технические отличия от устройств офисного и бытового использования. Корпуса моделей TEXA выполнены из специальных высокопрочных материалов, выдерживающих падения с высоты более 1 метра. За счет применения специального уплотнителя, внутрь гаджетов не попадает вода, масло и пыль. Некоторые взыскательные клиенты проводят свои «испытания», работая с этими портативными сканерами под проливным дождем или полностью погружая их в воду.

Последняя разработка итальянской компании – прибор визуализации AXONE 4, обеспеченный мощным программным обеспечением IDC4 и созданный для решения задач вне сервисной станции. Модуль HSDPA вместе с GPS позволяют механику приехать на место вызова клиента, после чего диагностика будет осуществляться через Google. В отличие от прошлых продуктов TEXA, получающих обновления ночью со специального порта, AXONE 4 скачивает новую информацию в автоматическом режиме. Сканер через Wi-Fi может связаться с сетью СТО и загрузить все обновления баз данных, или же использовать смартфон, как hotspot для связи прямо на улице.

В случае возникновения спорных ситуаций или технических неурядиц опция телеподдержки позволяет специалистам компании связываться со своими клиентами на расстоянии. AXONE 4 работает одновременно с двумя интерфейсами: может осуществлять самодиагностику элемента в то время, как изучается сигнал с помощью осциллографа. Также управлять всеми процедурами диагностики можно с помощью удаленного доступа.

В сканере установлен жесткий диск на 32 гигабайта, громкоговоритель, а также литиевая аккумуляторная батарея с удвоенной по отношению к обычным продуктам емкостью. Встроенная VGA-камера используется механиками для фотографирования деталей, чьи артикульные номера по каким-то причинам не совпадают с каталожными. В таком случае эти фотографии отправляются на согласование поставщику запчастей.

Покупатель может выбрать для своего «планшета» упрощенную подставку с двумя USB-портами, или же эргономичную поворачивающуюся на 180 градусов при угле наклона до 15 градусов Docking Station Plus, при помощи которой можно работать даже в самых сложных и ограниченных условиях.

Отдельного внимания заслуживает 9,7 дюймовый сенсорный экран TFT, который предоставляет возможность просмотра видео. Антибликовое покрытие обеспечивает сканер отличным изображением в любых условиях, а акселерометр позволяет повернуть экран горизонтально или вертикально.

Корпус нового портативного сканера выполнен из ударопрочного пластика, как и остальные продукты компании, он также не подвержен воздействию влаги и агрессивной внешней среды. Когда пройдет гарантийный срок эксплуатации, клиенту не стоит опасаться поломок и снижения производительности. Представители TEXA уверяют, что приборы прошлых серий работают по 5-7 лет и даже дольше.

Многообразие брендов и моделей направлено не на то, чтобы запутать клиента, а на то, чтобы, наоборот, расширить возможности для комплексного решения конкретных задач. Прогрессивные портативные приборы визуализации символизируют собой начало новой эры смарт-диагностики. Развитие электротехники требует качественного быстрого и профессионального обслуживания, которое может осуществляться лишь с применением современных технологий. Если раньше сканер считался дорогостоящей и неординарной вещью, использующейся лишь на дорогих СТО, то уже сегодня эта система стала обыденной опцией для огромного количества механиков в их повседневной работе с автомобилями.   

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи