14 октября 2024,
11:10
Москва

Обслуживание оборудования: мифы и реальность

23 октября 2018, Владимир КОРОБИН

Как долго будет работать тот или иной прибор, стенд или установка без поломок? И как продлить срок службы оборудованию? И что делать, если обнаружится неисправность? В конечном счете эти вопросы важны не меньше, чем технические характеристики или цена оборудования. Более того, именно они в значительной мере и должны определять правильный выбор продукта.

автосервисное оборудование

Владимир КоробинУчитывая напряженный режим работы на СТО, многие позиции используемого оборудования попадают в весьма неблагоприятные условия, в которых бесперебойная работа и долговечность устройства начинают зависеть от многих факторов – технических характеристик, качества и стои­мости, качества монтажа и установки, качества проведенных пуско-наладочных работ, режима эксплуатации, квалификации персонала и многого другого. И не исключено, что ошибки при выборе модели оборудования или пренебрежение элементарными правилами эксплуатации и технического обслуживания сравнительно быстро приведут к поломкам и выходу его из строя.

Исходя из этого, остается признать, что «вечного» оборудования просто не существует. Именно это обстоятельство необходимо положить в основу стратегии СТО по выбору оборудования: это либо приобретение недорогого, среднего качества оборудования, не требующего больших первоначальных вложений, но с ограниченным ресурсом и не предполагающего длительного использования, либо приобретение дорогостоящего оборудования со значительным назначенным ресурсом, рассчитанного на длительную, интенсивную эксплуатацию. Но в любом случае о том, где и как его обслуживать и ремонтировать, надо задуматься уже сегодня.

К сожалению, практика показывает, что многие дефекты и неисправности оборудования не проис­ходят сами по себе – им обычно что-то или зачастую кто-то «помогает». Парадокс, но главными «помощниками» чаще всего высту­пают те, кто в первую очередь заинтересованы в надежной работе и должны беречь оборудование – сами работники СТО.

Возьмем воздушный компрессор – одну из самых распространенных позиций на СТО. Достаточно ошибиться при выборе модели и не обеспечить соответствие его параметров условиям эксплуа­тации, в том числе, с характеристиками воздушной сети и потребителей сжатого воздуха – и все, компрессор долго не протянет. Обычно подобная ситуация случается в результате желания сэкономить на первоначальных затратах на приобретение: приобретается компрессор подешевле – поршневой и меньшей, чем объективно необходимо, производительности, который начинает работать с перегрузкой, перегревается и в конечном счете выходит из строя. В поршневых компрессорах быстро изнашивается поршневая группа, а то и просто поршень заклинивает в цилиндре от перегрева.

А как объяснить, что часто игнорируются самые элементарные указания инструкций по эксплуа­тации. К примеру, на окрасочно-сушильной камере (ОСК) не производят своевременную замену фильтров и очистку вентиляторов , что приводит к возникновению дисбаланса вентиляторов, вибрации, износу подшипников, приводных ремней и выходу вентиляторов и двигателей из строя, заливают в систему топливоподачи дизельных горелок все , что угодно вместо нормального дизельного топлива, используют для работы пневматического инструмента не подготовленный должным образом сжатый воздух с большим количеством водяного конденсата и механических примесей.

сервисная служба

По тому же непониманию оборудование на СТО может попасть и в чрезмерно жесткие условия высокой или низкой температуры, большой влажности, чрезмерной запыленности воздуха, его агрессивного химического состава и механических примесей. Поэтому прежде чем монтировать оборудование, приобретаемое надолго, необходимо проанализировать условия его работы, например, правильно ли спроектирована пневматическая магистраль, топливная система, система промышленной вентиляции, достаточен ли приток воздуха в изолированное помещение, где установлен компрессор и т.д.

Несвоевременное техобслуживание, а то и вовсе его отсутствие – еще одна распространенная причина дефектов и поломок оборудования. Как известно, каждый производитель рассчитывает приблизительный ресурс каждого конкретного агрегата и устанавливает свой график технического обслуживания. Казалось бы, зачем тратить время и средства для проведения ремонтных работ, если продукт и так выполняет свои функции и работает исправно, без перебоев? Здесь действуют те же законы сложных технических систем – предупреждение ремонта всегда обходится дешевле, а самое главное значительно быстрее, нежели устранение неисправности. К тому же проведение работ по ТО возможно заранее планировать по времени.

Тогда почему обслуживанием пренебрегают? Простейшие операции: контроль уровня масла, его периодическую доливку или замену, а также замену фильтров в агрегатах не выполняют. Хотя если делают неправильно, это еще хуже.

Более сложные регламентные работы собственными силами СТО, скорее всего, уже не выполнить – нужны соответствующая оснастка, специальный инструмент, запчасти, техническая информация. Интересно, много ли руководителей СТО, покупая оборудование подешевле, задумываются о том, где и кто будет выполнять эти работы? Результат – «мертвые» стенды, установки, приборы года через два остается только выбросить.

Естественный износ и старение – это то, что есть всегда, даже при соблюдении всех правил эксплуатации и техобслуживания. Изнашиваются электродвигатели, приводные ремни, уплотнения, трущиеся пары, сам металл конструкций устает. Быстро или медленно, зависит от технических характеристик оборудования и интенсивности его работы. В целом же цена при покупке в определенной степени определяет долговечность в эксплуатации.

Скрытые дефекты производственного характера – последняя возможная причина досрочного выхода оборудования из строя. Вероятность того, что скрытый дефект не будет выявлен произ­водителем при выходном контроле, незначительна и в современных условиях состав­ляет, по статистике, не более 2-3%. Именно эти случаи и выявляются на первоначальном этапе эксплуа­тации. Естественно, подобные неисправности должны бесплатно устраняться в гарантийный срок производителем и его дилером.

После того, как причины выхода оборудования из строя названы, поговорим о другом. Чем сложнее оборудование, тем выше роль сервиса в эксплуатации. Кстати, дело не только в ремонте. Автомобили, к примеру, нередко требуют регулировки и настройки узлов и систем, когда их параметры в результате длительной эксплуатации выходят за допустимые пределы. Оборудование для ремонта автомобилей здесь не исключение. Так, многие приборы и установки должны проходить периодическую поверку соответствующими государственными службами. А значит их тоже надо настраивать, калибровать, иначе поверку они не пройдут, по аналогии с автомобилями.

Как ремонтировать технологическое авторемонтное оборудование? Точно так же как для ремонта и обслуживания автомобилей существуют автосервисы (СТО), так и для ремонта и обслуживания автосервисного оборудования сущест­вуют специальные сервисные центры. Сервисный центр, обслуживающий и ремонтирующий оборудование по своей оснащенности специнструментом, оборудованием, оснасткой, испытательными стендами, техдокументацией, запчастями оказывается весьма мощной сервисной станцией со всеми присущими СТО службами.

Пост «приемники» – с него, очевидно, все и начинается: инженер приемщик заполнит всю необходимую документацию, опишет «жалобы» заказчиков, составит предварительный диагноз. Для иногородних заказчиков здесь же проконсультируют по телефону или передадут сообщение по электронной почте, при необходимости ремонта крупногабаритного стационарного оборудования оформят заявку на выезд технического специалиста.

подъемник

Далее принятое в ремонт оборудование, в зависимости от его типа и предварительно поставленного диагноза, поступает на слесарный ремонтный участок или участок ремонта электрических компонентов и электроники.

Слесарный участок оснащен в соответствии с решаемыми задачами: здесь разберут и соберут любой узел, установку или агрегат. Для чего используется масса специального инструмента, приспособлений и оснастки? Для правильной и полной диагностики – соответствующие стенды. А основные «клиенты» участка – всевозможные компрессоры, гидравлическое оборудование, шиномонтажные стенды и так далее.

Участок ремонта электрических компонентов служит для диагностики, наладки и ремонта электрических и электронных приборов и блоков. На этом участке протестируют, найдут и устранят неисправность практически в любом электронном оборудовании: будь то сварочный аппарат, ПЗУ, бустер, ИК сушка, балансировочный станок и так далее.

Техническая библиотека с огромным количеством ремонтной документации расположена рядом. Значение ее трудно переоценить – без чертежей, деталировок, спецификаций, описания технологических операций и методик поиска неисправностей во многих стендах, установках и приборах не разобраться. Кстати, вся документация получена от производителей оборудования, систематизирована, бережно хранится и всегда «под руками».

Склад запасных частей занимает в СЦ особое место. Очевидно, чем больше номенклатура ремонтируемого оборудования, тем больше и номенклатура запчастей на складе. Поэтому приходится держать на складе запчасти на достаточно кругленькую сумму – около 40 тысяч евро. Мера эта вынужденная и по другим причинам. Так, в отличие от автомобильных деталей, запчасти для тех же сварочных аппаратов или компрессоров можно получить только у их производителей. А это довольно долгая процедура: поставка на заказ может быть осуществлена в течение периода времени от 4-х до 8 недель. Определение ассортимента «складских позиций» – вопрос опыта специалистов СЦ, статистической информации по отказам, а также результат оперативной работы с производителями, при которой строго и быстро отслеживаются все изменения конструкции узлов и агрегатов оборудования, различные модернизации и т.д.

Диагностика и последующий ремонт сложных установок и устройств занимает обычно немалое время. А это простой. Его можно избежать, если существует подменный фонд наиболее «ходовых» моделей оборудования. Особенно это актуаль­но при осуществлении гарантийного ремонта.

Нельзя не отметить самих специалистов, работающих в сервисном центре. В отличие от автослесарей, жестянщиков, сварщиков и других специальностей СТО, специалистов по ремонту технологического оборудования практически никто не обучает и не готовит. Поэтому каждый работающий в СЦ технический специалист по-своему уникален. Это специалисты с высшим или средним специальным техническим образованием, в основном инженеры профильных направлений: инженеры-механики, электрики, КИП и т.д. Чтобы грамотно и качественно диагностировать и ремонтировать технологическое оборудование, многие прошли стажировку и аттестацию у производителей оборудования.

Именно такой комплексный и оптимизированный подход дает возможность серьезным авторизованным СЦ брать на себя определенные гарантийные обязательства перед своими заказчиками на услуги и используемые запасные части, и нести перед ними ответственность за результаты своей деятельности, в отличие от различных «серых» СЦ и частных умельцев.

С учетом всего выше сказанного ремонт оборудования оказывается делом очень и очень серьезным. Именно поэтому отремонтировать удается далеко не каждую установку – «экзотические» марки и модели, «древнее» оборудование и различное оборудование «серых» дилеров оживить трудно и практически невозможно из-за отсутствия запчастей и техдокументации. Именно поэтому одним из самых главных вопросов при выборе оборудования для СТО остается вопрос «Где ремонтировать?», а вовсе не вопросы: «Как максимально сэкономить на покупке оборудования?»

Итак, если предполагается долговременная эксплуатация оборудования, цена, скорее всего, отойдет на второй план. Выбирать надо ту организацию, которая обеспечивает полный комплекс услуг, начиная с технических консультаций при подборе оборудования и заканчивая проработкой технического проекта и последующего монтажа оборудования, ввода его в эксплуатацию, а также его техобслуживания и ремонта на всех этапах эксплуатации. А имеет ли продавец, описанный выше сервисный центр? Если да, то можете смело покупать – никакие дефекты и поломки вам уже не будут страшны ни в гарантийный, ни в послегарантийный период. 

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи