03 декабря 2024,
20:12
Москва

Клептомания в цеху

16 сентября 2014, Максим Белановский

Колеровка краски в цеху

Воровство в малярно-кузовном цеху явление не экстраординарное, а вполне себе заурядное. Возможность «утащить» что-нибудь с работы для некоторых – это чуть ли не стимул туда ходить. Ведь что греха таить – именно так было заложено несколькими предыдущими поколениями и это не что иное как дурная наследственность, ментальность. Бывалые «расхитители социалистической собственности» поделились, что проносили краску через проходную во фляге из под воды или грелке под одеждой. Однако современные «мошенники» достигли поистине бендеровских масштабов и знают если не 400, то добрых пару десятков «сравнительно честных способов отъема денег». Задавшись целью оценить влияние воровства на эффективность МКЦ, мы выявили основные из таких способов, проведя опрос среди управляющих.

Механизмы обмана

Неучтенные работы. Наиболее масштабные аферы проводятся в местах со слабым контролем. Если владелец оставляет покрасочный цех без своего внимания или наведывается лишь изредка, то тут, как говорится – сам виноват. У работников, оставленных без контроля руководства, возникнет искушение не учесть выполненные работы или сделать их в нерабочее время. Скажем ночью. Если же это невозможно или рискованно, то распространенный график работы «2 через 2» позволит маляру придумать любую схему для ремонта на стороне. Например, отремонтировать неучтенный автомобиль в своем гараже или хотя бы списать для этого ЛКМ.

Решение: Масштаб преступлений прямо пропорционален степени контроля.

Подмена пигментов дорогих окрасочных систем более бюджетными. Несмотря на то, что пигменты разных производителей можно отличить по запаху, оттенкам, определить разницу при грамотной покраске базы, можно разве что с помощью экспертизы. Но учитывая ее весьма высокую стоимость, ее заказ практически исключен. Единственным нюансом является сноровка, ведь работать с бюджетными ЛКМ сложнее. Откровенно «дешевые» эмали могут вызывать усадки и как следствие перекраску, поэтому используется материал среднего уровня. Практикуется для несложных цветов и требует покрытия хорошим лаком. Особенно распространено, когда в цеху установлены стойки с подбором цвета дорогих и более доступных ЛКМ для выбора.

Складской учет. Склад открывает очень широкие возможности для списания материалов под разные, в том числе и несуществующие работы. ЛКМ также может быть разлит, испорчен или подменен на самом складе. Официально предусмотренные поправки производителя на испарение при хранении, могут стать подспорьем в этом деле. Редко встречается даже замена брендовых материалов подделками.

Решение: Необходим контроль складских запасов с помощью программного обеспечения и проверяющего. Каждый пигмент необходимо взвешивать отдельно по формулам испарения. Контролировать каждую выдачу ЛКМ для работ.

Расход материала. Т.н. «страховой запас» ЛКМ (проливы при окраске, порча при хранении, превышение при нанесении и т.п) может быть необоснованно большим. На первый взгляд избежать недоразумений просто – достаточно соблюдать формулы расхода краски для тех или иных случаев. Однако на практике увеличение расхода материалов для покраски элементов сложных форм, труднодоступных мест или восстановлении сильно деформированных деталей проконтролировать достаточно сложно. Это может быть как следствием неопытности мастера, так и объектом его злоупотребления. Ведь если материала не хватает – маляр сообщит об этом незамедлительно, а вот если материала в избытке, то он может промолчать.

Решение: необходимо держать на контроле каждую операцию используя формулу расхода ЛКМ.

Списание топлива в покрасочной камере. Актуально для камер, работающих на дизельном топливе. Заявленная покраска нескольких деталей в два подхода, может быть выполнена за один раз. Разница на топливе для камеры списывается. Камера вертикального обдува дает возможность красить разными цветами одновременно. Решение: Оптимизировать загрузку камеры. Сама процедура не должна превышать 30 мин.

Поставщики. С поставщиками краски, расходных материалов так и кузовных деталей возможны различные договоренности: указывать в накладной одну цену, а в действительности отпускать по другой, фиктивно отгружать товар, впоследствии делать возврат, реализовывать с помощью поставщика сэкономленный различными путями материал. Также существует вероятность закупки аналогичной продукции «на стороне»: например контрабандного товара или более дешевых аналогов.

Кузовные детали. Широко распространена установка тайваньских аналогов или б/у-шных кузовных элементов вместо установки новых. Ритейлеры практикуют также уценку новой, но слегка поврежденной «кузовщины». Отремонтировать деталь и выдать ее за новую для рихтовщика не составит никакой проблемы.

Решение: поставки лучше всего замкнуть непосредственно на владельце МКЦ. Если такой возможности нет, то необходимо перепроверять закупки (хотя бы крупные и под склад), делать сверки с поставщиками в конце месяца.

Инструмент. Мастера могут прибегать к имитации поломок инструмента, с целью закупки нового. Таким образом, можно собрать необходимый арсенал для работы у себя в гараже.

Страховая компания. Работники страховых компаний могут вступать в сговор с руководителями цехов или отдельными работниками. Как результат – оплата несуществующих работ, отсутствие учета выполненных работ или оплата по цеен услуг меньше указанной. Некоторые страховщики не требуют передачи им поврежденных деталей или забирают только крупные из них. Это может стать предметом злоупотреблений.

Потоки страховых выплат все равно, что афродизиак для мошенника. Особенно если учесть вполне официальную политику многих недобросовестных «страховых» в кризисные времена, направленную на «оптимизацию» своих расходов. К этому можно отнести разницу в заявленной и выплаченной стоимости, игру на разнице курсов доллара, франшизе, выплату фиксированной суммы наличными автовладельцу.

Расходы в малярном цеху

Лучшее лечение – это профилактика

Многие владельцы МКЦ хотят верить, что установка камеры наблюдения спасает их от большинства случаев воровства на производстве. Но опросив экспертов, мы пришли к выводу, что камера зачастую дает лишь психологический эффект. И если к тому же она не работает на запись и не проверяется, то толку от нее мало. В любом случае наличие камеры не обезопасит от воровства на 100%, но напротив – может сделать кражи более изощренными.

Превентивные меры должны быть намного более обширными, чем просто наблюдение. Они должны перекрывать саму возможность манипуляций. Чтобы минимизировать потери от краж в цеху, необходимо контролировать выполнение работ на каждом этапе. Легче всего это делать в небольшой мастерской, где все на виду, количество мастеров невелико, а учет за каждым действием ведет непосредственный владелец МКЦ. При невозможности непосредственно руководить работой, необходимо поставить ответственного за ремзону (мастера-приемщика, руководителя кузовного цеха) и предпринять комплекс мер во избежание воровства.

Ответственный за МКЦ для добросовестного выполнения своих обязанностей должен быть обеспечен хорошей зарплатой и досконально знать технологию, разбираться во всех профессиональных тонкостях кузовных работ. Каждый работник должен вести учет за своими действиями, которые перепроверяются руководителем. Таким образом, любая операция сопровождается двойным контролем, а связка «колорист-маляр-начальник цеха» затрудняет воровство.

При грамотно организованном контроле, наличии программ складского учета и, как дополнение, установленному видеонаблюдению, воровство в цеху минимизировано или вовсе отсутствует. Ведь причины появления «клептомании» зачастую кроются глубоко в человеческом подсознании. И чтобы психология «расхитителя социалистической собственности» не возобладала и не "пустила корни", владельцу сервиса нужно обыграть своего работника на шаг вперед. И предупредить его желание украсть, помогут достойный уровень зарплаты, хорошие рабочие условия и возможная премия. Таким образом, можно окончательно выиграть внутреннюю битву. Ведь только откровенный глупец после всего этого предпринимает попытки стянуть что-нибудь. И если такой попадется – в бизнесе с ним точно не по пути. 

Клептомания в МКЦ

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи