20 апреля 2024,
07:04
Москва

Попробуем разобраться

13 ноября 2014, Александр Филонов

«Кто виноват?» и «Что делать?» — эти классические вопросы неизбежно встают при рассмотрении любой проблемы. К сожалению, в этой цепочке виноваты, как правило, все участники — от производителя до потребителя. Причины распространения контрафаката на рынке многообразны, соответственно, и бороться с ним можно лишь с помощью широкого комплекса мер.

Прежде всего создатель контрафакта нарушает авторское законодательство, разрабатывая свой продукт на основе существующего оригинала. Следует сразу оговориться, что контрафактом, с одной стороны, может быть копия самого продукта, выпущенная под другой торговой маркой, а с другой – оригинальный продукт, выпущенный под чужой торговой маркой или даже имитацией ее. Например, вместо Bosch ловкий мошенник может назвать свои поделки Bosh (вполне естественно, воспользовавшись тем же шрифтовым решением и искаженным логотипом), и большинство покупателей эту разницу в одну букву не заметят. Более того, как правило, логотипы и правильное написание торговых марок обычно массовому потребителю знакомы довольно смутно, поэтому отдаленное сходство не настораживает его, а скорее наоборот, внушает доверие.

Правда, не следует забывать и о таком источнике контрафакта, как поставка OEM-производителем, не имеющим собственного бренда, «излишков» производства оригинальных частей по не вполне легальным каналам. Сразу следует оговорить, что несмотря на оригинальное качество, такие изделия все же представляют для потребителя определенный риск, потому что не проходят контроля качества компании-владельца бренда и заказчика этих компонентов, как правило, весьма жесткого.

Впрочем, в последнее время благодаря усилиям СМИ потребители знают внешние признаки все лучше, и этот способ мошенничества становится менее распространенным, уступая место откровенному использованию чужого логотипа и бренда.

Причины, по которым производители решаются на выпуск контрафакта, довольно просты, хотя и в обоих случаях различны. Выпуская «точную» копию оригинального продукта, недобросовестный производитель прежде всего добивается солидной экономии инвестиций – ведь ему не требуется вкладывать средства в исследовательскую деятельность и разработку, достаточно лишь более или менее точно скопировать нужную деталь. Кроме того, контрафакт в большинстве случаев продается без уплаты налогов, обеспечивая как производителю, так и продавцу существенную дополнительную прибыль.

Конечно, при этом предметом подделки становятся лишь относительно простые изделия, наладить производство которых можно чуть ли не в подвале жилого дома из подручных материалов, с минимальными вложениями в оборудование и материалы. Ведь при выявлении правоохранительными органами такое производство будет неизбежно закрыто и списано владельцем в убыток.

Вполне понятно, что при подобном копировании погрешности неизбежны уже на этапе обмера деталей. Кроме того, не обладая солидной технической экспертизой, такие производители выбирают материалы для производства чуть ли не наобум, совершенно не учитывая функцию, которой они должны служить. В результате появляются редукторы из мягких строительных сталей, ресурс которых составляет считанные десятки часов работы; масляные фильтры, пропускающие все подряд или не пропускающие ничего и т. п. Более подробно о подобных изделиях мы поговорим в отдельной статье.

Ущерб от такого контрафакта разделяется на очевидный – для потребителя, когда экономия на недорогом изделии ведет к поломке весьма дорогой техники (например, двигателя) и чрезвычайно дорогому ремонту, и неочевидный. Этот ущерб ложится на производителя оригинальных компонентов, причем даже в том случае, когда контрафакт практически идеально воспроизводит оригинал. Дело в том, что оригинальный производитель в любом случае несет бремя R’n’D — исследований и разработки, требующих немалых вложений, которое неизбежно входит в цену оригинальной запчасти и дает возможность продолжать такие работы. Но часть прибыли, «похищенная» поддельщиками, снижает его обороты, отчасти отнимая возможность продолжать исследования, сокращая официальные продажи, уменьшая капитализацию компании. Последствия очевидны.

Казалось бы, в случаях, когда используется только чужой бренд для производства какого-то совершенно «оригинального» (т. е. разработанного самим производителем) продукта (скажем, какой-нибудь нехитрый электронный прибор наподобие видеорегистратора), владелец бренда никакого ущерба не несет. На самом деле это отнюдь не так. По сути, известный бренд — это плод длительной работы по завоеванию авторитета, затраты на рекламу и т. п., выливающиеся в более высокую наценку. Для контрафакта же эта наценка оборачивается попросту сверхприбылями, а если продукт оказывается еще и некачественным — репутационными издержками для владельца оригинальной торговой марки и снижением покупательского спроса на настоящие (!) продукты.

Наконец, экономический фактор, прямого отношения к оригинальным производителям не имеющий: недополучение государством налогов, ведь продажа контрафакта, как правило, проходит по «упрощенным» схемам с уклонением от уплаты налогов.

Почему же, несмотря на все вышеизложенное, контрафакт продолжает свое победное шествие по просторам нашей страны? Ну, естественно, в первую голову из-за дешевизны: не страдающие избытком технических знаний граждане охотно «покупаются» на такие подделки не только среди автозапчастей, но среди автозапчастей особенно охотно – из-за их относительной дороговизны, а значит, и возможности больше сэкономить. Во-вторых, из-за оборотной стороны этой медали – стремления нечистоплотных предпринимателей обогатиться побыстрее. В-третьих, как ни странно, – из-за самих оригинальных производителей, зачастую замалчивающих существование контрафакта, чтобы потребитель не начал отказываться от их продукции.

И наконец, (хотя, может быть, этот фактор следовало бы поставить первым) из-за несовершенства законодательной базы в области защиты интеллектуальной собственности – как технических решений, защищенных патентами, так и товарных знаков. Отсутствие серьезного наказания за торговлю контрафактом вовлекает в эту деятельность и продавцов.

Для государства, помимо грандиозных экономических потерь от недополучения налогов, это оборачивается и даже более грандиозными потерями от утраты гражданами трудоспособности вследствие использования подделок, представляющих в автомобиле – техническом средстве повышенной опасности – особую угрозу жизни и здоровью.

В свете всего вышеизложенного неизбежно напрашивается вывод, что нужно принимать как можно более жесткие законодательные меры по борьбе с контрафактом. Впрочем, как показывает мировой опыт, запретительные меры в экономике никогда к положительным результатам не приводили. Так, разного рода «сухие законы» обычно приводят не к снижению потребления, а к росту и расцвету организованной преступности и потребления некачественного алкоголя. Куда важнее существенно пересмотреть авторское законодательство, во многом ущербное в свете реалий цифровой эпохи.

На данном этапе наиболее действенной мерой стали бы экономические способы борьбы с распространением контрафактной продукции, такие как гибкая ценовая политика фирм. Не следует пренебрегать и такой «поощрительной» мерой, как предоставление производителям контрафакта высокого качества лицензий на оригинальный продукт. Существенную роль в ликвидации каналов поступления контрафакта играют аудиты, проводимые оригинальным производителем у авторизованных дилеров с целью недопущения подмены оригинальных частей контрафактными аналогами.

Но, пожалуй, на первое место следует поставить формирование негативного отношения потребителей к контрафактной продукции – и это наша с вами общая ответственность.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи