Рынок ждет перемен
16 декабря 2014, Михаил МАШИН
По большому счету, сейчас уже не так важно, в какую фазу перешел кризис, на каком он издыхании: последнем или предпоследнем, в чем крылись его причины, был ли он на самом деле, или, как считают некоторые эксперты, все происходило только в наших головах. Очевидно одно: экономическая ситуация стала иной. Изменились потребительские ожидания и предпочтения, финансовые возможности бизнесменов и их клиентов, политика банков и государственных структур в области поддержания предпринимательской деятельности и многое другое. Поэтому рынок неминуемо ждут перемены, да и сам он, бесспорно, ждет перемен от своих участников.

Многие компании, адекватно оценивающие происходящее, уже приступили к обновлению своих бизнес-моделей и предприняли комплексные меры, направленные на сохранение рыночных позиций. Основная задача, заключающаяся в получении прибыли и увеличении рентабельности бизнеса, несомненно, остается прежней. Да и источник этой прибыли и рентабельности не изменился: это все тот же клиент. Поэтому и реализация внедряемых обновлений целиком и полностью ориентирована на клиента. А вот то, какими должны быть такие обновления, каждая из компаний видит по-своему. Что и продемонстрировали во всей красе прошедшие в Москве в конце августа автомобильные выставки.
Основной тренд, пожалуй, един. Мы уже неоднократно писали о том, что старые, испробованные пути стимулирования клиентского спроса, заключающиеся в предоставлении неимоверных льгот, бонусов, премий, подарков и проч., по сути тупиковые. Они только балуют, развращают людей и лишь очень незначительно повышают их лояльность к марке. Они могут помочь в совершении единоразовой сделки и абсолютно не способствуют налаживанию долгосрочных, если хотите, партнерских отношений. Нужно предлагать что-то другое. Что? О некоторых примерах нестандартных решений, предоставленных на автовыставках, надо отметить, весьма эффективных и продуктивных решений, как показывают первые результаты их использования, мы расскажем чуть позже, а сейчас обратимся непосредственно к обзору экспозиции.
Павильон за павильоном
Выставочная индустрия, как и положено, первой отреагировала на произошедшие изменения. Профессиональные мероприятия – «Интеравто-2010» и «Мотор Шоу», ориентированные на специалистов автобизнеса и проходящие параллельно с Московским международным автосалоном – в очередной раз подтвердили свой статус ведущих отраслевых событий. Может быть, сейчас они выглядят более скромно, нежели в богатые докризисные годы, но от этого не потеряли своей актуальности, переродившись в пучине экономических потрясений и выйдя из нее обновленными.
Так, MIMS теперь объединился с известным международной маркой Automechanika и представляет собой глобальную выставку автозапчастей, автокомпонентов и сервисного обслуживания: «Мотор Шоу 2010 powered by Automechanika». Благодаря этому решению, цель которого – объединить силы двух брендов для создания единой платформы, рынок, надеемся, наконец, получит выставку, максимально точно отвечающую потребностям индустрии и отражающую ситуацию на автомобильном рынке России во всех его секторах.

Насыщенной оказалась и деловая программа. Основным мероприятием в ее рамках стал международный форум «Автомобилестроение и развитие рынка автокомпонентов в России». Основными рассматриваемыми темами стали интеграция России в мировую автомобильную промышленность и возможности российского автомобильного рынка, связанные с антикризисными мерами. В работе форума приняли участие представители Государственной Думы РФ, отраслевых министерств и некоммерческих объединений.
Компания «Механика» и международная корпорация Federal Mogul провели III Открытый конкурс профессионального мастерства «Самый быстрый механик». Принять участие в конкурсе смог каждый моторист, независимо от опыта работы, организационно-правовой формы предприятия, а также региона России, в котором он живет и работает. Задание конкурса: на время и грамотно разобрать и собрать шорт-блок ВАЗ-21083. Профессиональное жюри оценивало не только скорость, но и грамотность процесса, поскольку за ошибки начислялись штрафные секунды.

Программу «Интеравто-2010» – официальной компоненты Автосалона, составили производители автокомпонентов, автохимии, масел и компании, специализирующиеся на тюнинге, аэрографии, автозвуке, техническом обслуживании автомобилей. Что отрадно: в этот раз экспозиции были тематически разделены и разведены по отдельным залам. В одном зале выставилось все, что связано с электроникой, в другом – автохимия, лаки и краски, в третьем – автозапчасти и т. д.
Общая площадь «Интеравто» и «ММАС 2010» превысила 100 000 м2, количество посетителей превысило 1 млн человек. Несомненно, на специализированном мероприятии побывала лишь малая доля от этого числа, но это и понятно, и ожидаемо. Все-таки в нашей стране, еще не утолившей голод по качественным автотранспортным средствам, проблематике технического обслуживания и ремонта со стороны обывателей не уделяется должного внимания. Люди думают, что главное – это приобрести машину, а что будет дальше – уже и не важно. И лишь единицы осознают, что покупка – это только, образно говоря, «начало пути». Самое интересное их ждет потом, когда наступит пора регламентного ТО или непредвиденного ремонта.

В этой связи особое значение приобретают механизмы клиентопривлечения и клиентоудержания, используемые операторами рынка. О наиболее любопытных новинках в этой области, представленных в рамках московских автовыставок, мы и расскажем ниже.

Все дело в клубах
Автомобильное клубное движение сейчас в России стремительно набирает обороты. Пример западных стран показывает: клубы как сообщества любителей, приверженцев определенных марок и моделей автомобилей могут стать весьма эффективными проводниками транслируемых автопроизводителем концепций и идей. Они способствуют формированию лояльности автовладельцев к бренду, повышают интерес к конкретным компаниям.
До недавнего времени автоклубы в нашей стране жили своей жизнью. Являясь плодами деятельности отдельных энтузиастов и объединяя не очень большие количества членов, они не привлекали внимания крупных операторов рынка: дистрибьюторов и представительств зарубежных автоконцернов. Но теперь ситуация переменилась. Сегодня именно сотрудничество с клубами, окрепшими и возмужавшими, открывает перед автобрендами новые возможности клиентопривлечения. И это уже почувствовали те из них, кто начал сотрудничать с подобными, зачастую неформальными организациями. В этой связи весьма примечателен опыт группы компаний «У Сервис+», которым ее представители поделились на «ММАС-2010».
Читайте об отмене выставки ММАС 2020
Наша компания уделяет большое внимание работе с объединениями автолюбителей представляемых «У Сервис+» брендов. Общение и участие в жизни клубов позволяет решать различные задачи и получать «из первых рук» ценную информацию, которая используется при разработке новых маркетинговых акций и для улучшения качества обслуживания. Также с помощью клуба автомобилистам становится проще донести свои пожелания и рекомендации до производителя. В настоящее время компания «У Сервис+» особенно активно сотрудничает с владельцами автомобилей Subaru, Citroen, Nissan, Kia. Варианты взаимодействия могут быть разными: спонсирование и участие в организации клубных мероприятий, партнерские программы (скидки на товары, услуги), онлайн-консультации специалистов «У Сервис+» на форумах клубов. Плюсы для компании очевидны: повышается лояльность существующих клиентов, привлекаются новые, происходит эффективное продвижение марки среди целевой аудитории.

«б/ушки» с гарантией
Ориентируясь на клиента, компания Volkswagen, пожалуй, первой в своем сегменте предлагает специальную программу продажи автомобилей с пробегом, обеспеченную поддержкой автомарки – «Das WeltAuto». На данный момент подобных программ на российском рынке единицы, и все они представлены в премиум-классе. Например, Mercedes-Benz StarClass, BMW Premium Selection и проч. Прежде массовый покупатель мог рассчитывать только на то, что предлагает ему дилер: практически каждое дилерское предприятие сегодня осуществляет предоставление услуги trade-in. Но одно дело – сугубо локальная дилерская программа, и совсем другое – глобальное предложение в рамках автопроизводителя.
Под общим брендом «Das WeltAuto» Volkswagen создал единую платформу для всех рынков и тем самым вывел продажи автомобилей с пробегом на новый профессиональный уровень. В частности, при покупке автомобиля с пробегом по данной программе клиентам предлагается детальный и подробный технический осмотр.
Игорь Мацкевич, «Фольксваген Груп Рус»:
– Существует несколько дилерских предприятий, уполномоченных представлять программу «Das WeltAuto» (на данный момент уже более 10 автохолдингов и отдельных предприятий). Перед этим их сотрудники прошли определенную подготовку. В течение года персонал обучался, в том числе и в Германии, где эта программа уже работает. Обучение заключалось в технической подготовке персонала к приемке автомобиля, его диагностике, презентации покупателю и т. д.
Наша самая главная задача – представить клиенту автомобили по данной программе как полноценный товар с минимальным количеством недостатков, несмотря на то что они с пробегом. Мы проводим полную функциональную проверку машины, по желанию клиента устраняя любые выявленные дефекты.
К числу прочих особенностей новой программы относятся финансовые услуги и новый продукт Volkswagen – послегарантийная поддержка. В России программа «Das WeltAuto» представляет автомобили в двух форматах: «С гарантией» (только по автомобилям марки Volkswagen) и «Проверенные» (Volkswagen и все бренды без ограничений). При этом каждый подержанный автомобиль под маркой «Das WeltAuto» соответствует строгим стандартам Volkswagen.
Автомобили «С гарантией» проверены в соответствии с техническим чек-листом, утвержденным автопроизводителем (200 точек проверки). Они подготовлены в соответствии с техническим заданием Volkswagen, а также укомплектованы по утвержденным маркой листам комплектности. В эту программу входят автомобили, которые на момент продажи имеют действующую заводскую гарантию. Причем только автомобили Volkswagen не старше 4 лет и с пробегом не выше 120 000 км, на которые предоставлена послегарантийная поддержка. Выполнение всех предписанных технических и оптических стандартов качества подтверждается сертификатом качества утвержденного образца. Эксплуатационные дефекты не допускаются.
Отличие автомобилей, идущих по схеме «Проверенные», – это машины уже любых марок, кроме произведенных в Китае. Они также проверяются в соответствии с техническим чек-листом, утвержденным автопроизводителем, и готовятся по техническим заданиям Volkswagen.
Игорь Мацкевич:
– Автоконцерн вводит повсеместную унификацию во всех странах мира, где «Das WeltAuto» будет представлен под единым брендом. Однако каждый автомобиль привязан к своему локальному рынку и не может быть по этой программе принят на обслуживание в другой стране. Это связано со страховыми кампаниями, функционирующими на местных рынках.
Все автомобили Das WeltAuto проходят комплексную проверку, которая позволяет узнать, не существует ли финансового обременения в отношении автомобиля, не был ли автомобиль в угоне, не было ли фактов серьезного нарушения систем безопасности, не был ли автомобиль предметом списания по страховым актам. В обязательном порядке проводится сверка идентификационного номера автомобиля (VIN), номера двигателя с регистрационными документами, а при возможности сверяется ПКН (производственно календарный номер) с заводской базой данных.
Игорь Мацкевич:
– Недостаток большинства программ trade-in, представленных сегодня на российском рынке, в том, что клиенту, по сути, предлагается «кот в мешке». Машины проверяются весьма поверхностно и с технической, и с юридической точек зрения. Поэтому после продажи нередко возникают проблемы самого разного рода. Мы не приемлем подобного подхода и хотим избежать любых проблем, неся ответственность за реализуемые машины. Досконально проверяются машины всех марок, но гарантию, по понятным причинам, мы можем и будем давать только на продукцию Volkswagen.

«Оригинал» в массы
Ford Motor Company идет другим путем, одновременно поддерживая и своих партнеров – официальные дилерские предприятия, и опосредованно своих клиентов, упрощая процесс приобретения оригинальных запасных частей для автомобилей Ford независимо от места обслуживания автомобиля. На выставке «Интеравто-2010», прошедшей одновременно с «ММАС-2010», компания представила «FordPartner» – программу поддержки дилеров, поставляющих запасные части в магазины и сервисы сегмента after-market.
Дилеры, участвующие в «FordPartner» при поддержке Ford Motor Company, имеют в своей структуре отдел по работе с коммерческими клиентами, т. е. юридическими лицами и частными предпринимателями, которые приобретают оригинальные запасные части Ford для дальнейшей реализации в своих магазинах и сервисных станциях. Это позволят обеспечить более широкий круг владельцев автомобилей Ford подлинными, качественными и доступными запчастями Ford и Motorcraft. Независимые торговые организации, работающие с официальными дилерами, получают не только обеспечение запасными частями, торговое оборудование, информационную поддержку, помощь дилеров в развитии своего бизнеса, но также и доступ к оригинальному каталогу запчастей «FordEcat+».

«FordEcat» – оригинальный электронный каталог, содержащий самую последнюю и достоверную информацию о запасных частях для автомобилей Ford. Используется всеми дилерами для идентификации запасных частей.
Каталог «FordEcat» доступен не только официальным дилерам, но и их коммерческим клиентам. Специально для этих целей выпущена версия «FordEcat+», являющаяся полной копией дилерского каталога, доступная в сети Интернет. Благодаря прямому доступу к информационному ресурсу Ford Motor Company предприятие сегмента after-market получает самую актуальную информацию из первых рук.
Как отмечают представители Ford Motor Company: «Специалистам авторемонтной сферы, стремящимся выполнять свою работу на профессиональном уровне, целесообразно обращаться к поставщику оригинальных запасных частей».
Дилер Ford, работающий в программе «FordPartner», имеет как минимум одного сотрудника по запасным частям, выделенного для работы исключительно с коммерческими клиентами. В его задачи входят прием и обработка заказов, организация доставки, помощь в работе с каталогом и другие вопросы, которые можно решить по телефону. Кроме того, у дилера имеется торговый представитель, который готов выехать к потребителю для решения вопросов на месте, дать консультации по развитию бизнеса, рассказать о продуктах и программах, доступных для коммерческих клиентов.
Запасные части, которые требуются чаще всего, постоянно имеются в наличии на складе дилера. Если по какой-либо причине конкретных запасных частей нет, они будут заказаны и доставлены клиенту в кратчайшие сроки. Дилеры «FordPartner» регистрируют и анализируют все запросы на запасные части и формируют свои складские остатки в соответствии с нуждами клиентов.
Центральный склад Ford Motor Company расположен в Московской области и располагает внушительными запасами запасных частей Ford и Motorcraft: более 23 тыс. различных товарных позиций. Поэтому у дилеров есть возможность оперативно заказать то, что требуется клиентам, и гарантировать им оперативную доставку.
Вот такие новые программы повышения клиентопривлекательности дилерского предприятия предлагаются операторами рынка. Нет никакого сомнения: все они обязательно покажут свою эффективность и будут способствовать развитию бизнеса, ведь их внедрению предшествовала продуманная подготовительная работа. Главное – данные программы позволят потребителю получить очень хорошее и выгодное предложение, от которого, как говаривали в одном известном фильме, просто невозможно отказаться.

Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.