Обойдемся без покраски!
27 апреля 2021, Александр Трохачёв
![Обойдемся без покраски! Обойдемся без покраски!](/upload/medialibrary/f12/f12a0ed49020ba4f33a869cf1681af5b.jpg)
В мире существует несколько способов устранения вмятин на кузове автомобиля. Самые продвинутые не предусматривают разборку и покраску поврежденной детали. Один из таких способов журналу «КУЗОВ» продемонстрировал специалист AV-Masters. Рассмотрим реальный пример устранения острой вмятины на стойке крыши Mercedes-Benz W211.
![]()
Сергей ЧУБУКИН, сооснователь компании AV-Masters и бренда AV-Tool:
Наша компания, основанная в 2009 году, специализируется на беспокрасочном ремонте вмятин. Мы не только устраняем повреждения, но также изготавливаем профессиональный инструмент и проводим обучение персонала. Мы первыми выпустили специнструмент на наш рынок — до этого в России был представлен только инструмент от американских и немецких производителей. Наше профессиональное признание подтверждено тремя премиями «Золотой Ключ» в номинации «Лучший специнструмент года». В штате у нас занято 20 человек.
Выгода: экономия времени и денег
Данная технология ремонта пришла в мастерские с автозаводов. Не секрет, что часть новых автомобилей поступают в дилерские центры (а оттуда клиентам), уже пройдя локальное восстановление поврежденных участков. Такая практика есть и в России (AV-Masters выполняет заказы дилеров Nissan, Renault, «АвтоВАЗа», Hyundai), а в Европе на автозаводах есть профессия: мастер по удалению вмятин без покраски.
Большинство обращений в AV-Masters связано с устранением вмятин после града. Если за рубежом по данному направлению с сервисом активно сотрудничают страховые компании, то в России все иначе: им не хватает объема. Но ремонтировать в AV-Masters выгодно с финансовой точки зрения: на такой ремонт тратится меньше времени, и автомобиль не теряет стоимость на вторичном рынке. Приведем пару примеров.
Владелица кроссовера Jaguar F-Pace обратилась к официальному дилеру с просьбой устранить повреждения автомобиля после града. Ей предложили заменить все кузовные детали! Ремонт (по полису КАСКО) оценили почти в 900 тыс. руб. В свою очередь, ремонт в AV-Masters обошелся в сумму менее 300 тыс. руб. И если в дилерском центре для срезки поврежденной крыши и установки новой машину нужно было оставлять на месяц, то в AV-Masters ничего снимать и окрашивать не пришлось, и ремонт под ключ занял всего три дня!
Другой пример. В центр обратился клиент, на Toyota Camry которого град побил 11 кузовных деталей: только на крыше оказалось 696 вмятин! По сути, это затоталенный автомобиль. Стоимость ремонта в AV-Masters встала в 176 400 руб. Страховой компании такой случай обошелся бы на сотни тысяч рублей дороже. Поврежденную машину один мастер восстанавливал в течение недели, а два мастера справились бы менее чем за три рабочие смены. Ни в Польше, ни в Прибалтике, ни в Беларуси аналогичный ремонт дешевле не будет. Подтверждением служит трудоустройство российских мастеров за рубежом (в их числе, к слову, большое количество учеников AV-Masters): там больше платят. Специалисты едут в Германию, Францию, Австралию.
Виды ремонта
Возможности технологий не безграничны, поэтому есть виды ремонта, за которые AV-Masters не берется. Это касается случаев перетяжки металла или повреждения ЛКП. В этом случае применять беспокрасочную технологию нет никакого смысла. Но иногда клиенты все равно просят выполнить такой ремонт, чтобы в дальнейшем перед окраской нанести как можно меньше грунта и шпатлевки.
В большинстве случаев ремонт осуществляется через технологические отверстия, их на автомобиле — большое количество. Для этого существует свыше 300 разновидностей крючков. Проблема в том, что в конструкции современных автомобилей мало пустот и много усилителей, электропроводки, различных механизмов, затрудняющих доступ к вмятине. Большой выбор инструмента позволяет в большинстве случаев не прибегать к сверлению. Для устранения вмятины на крыле существуют арочные крючки — без них с автомобиля порой нужно было бы снимать фару, а то и бампер. Все это затягивает и удорожает ремонт, а в случае с крючком достаточно лишь отогнуть подкрылок.
![Обойдемся без покраски! Обойдемся без покраски!](/upload/medialibrary/6dc/6dca7504e8ca63d493f9386cea4a0aac.jpg)
Подготовка кадров
AV-Masters располагает собственным центром обучения, которое предусматривает курсы подготовки в течение 1–4 недель группами не более четырех человек. Курсы рассчитаны на разный уровень исходной подготовки специалистов. Например, жестянщики или маляры обучаются быстрее: для них применим недельный курс. Если человек никак не связан с автобизнесом и ремонтом, то здесь разумно рекомендовать подготовку сроком от трех недель.
Стоимость недельного курса обучения составляет 45 тыс. руб., двухнедельного — 60 тыс. руб., трехнедельного — 90 тыс. руб. За месячный курс (4 недели) нужно заплатить 115 тыс. руб. Для сравнения: градовый ремонт одного автомобиля стоит от 60 тыс. до 250 тыс. руб., то есть затраты на обучение при наличии практики быстро окупаются. И, конечно, есть бюджетные виды ремонта стоимостью от 1 тыс. руб. с затратами по времени от 15 минут.
Клеевые системы
Беспокрасочный ремонт вмятин выполняют не только с помощью крючков, но и с применением клеевых систем. Мастер сам выбирает, работать с холодным или горячим клеем, какие материалы применять и каким инструментом пользоваться.
![Обойдемся без покраски! Обойдемся без покраски!](/upload/medialibrary/173/173812b05673eb07a35a11d8e8d062f8.jpg)
В ремонт поступают разные машины. Иногда поверх заводского лака нанесен слой тефлона или защитная пленка. На таких поверхностях применение клея неэффективно, но с пленкой работать можно: это выносливый материал. Главное — чтобы на кузове оставалось заводское покрытие. Кроме того, AV-Masters берет в работу автомобили и с матовым лаком, и с аэрографией, определяя, насколько они ремонтопригодны. Восстановление перекрашенных деталей выполняется с оговорками: клиент должен понимать, что в таком случае 100-процентной гарантии сохранности ЛКП подрядчик дать не может. И, естественно, устранение вмятин на поверхности с аэрографией стоит дороже, чем на обычном покрытии.
За последние 10 лет на рынке усовершенствовалась не столько технология безокрасочного ремонта, сколько инструмент и приспособления. Например, появился прибор, позволяющий стянуть растянутый металл с помощью точечных электрических импульсов. Разогретая молекулярная сетка помогает стянуть металл и восстановить исходную геометрию без сжигания верхнего лакокрасочного слоя.
![]()
Андрей МИХЕЕВ, руководитель ремонтной зоны компании AV-Masters, мастер по беспокрасочному ремонту:
Сегодня мы рассматриваем Mercedes-Benz W211 с повреждением на правой стойке крыши. Дефект достаточно серьезный, острый, после механического воздействия. Всегда важен первичный осмотр — с точки зрения оценки не только стоимости и времени ремонта, но и характера выполнения работы: какие выбрать инструменты (обычные или силовые), с чего начать, понадобятся ли дополнительные аксессуары, какими клеевыми массами и составами пользоваться. От этого будет зависеть и подготовка. При необходимости мы прогреваем материалы, учитываем погодные условия. На устранение вмятины у нас ушло менее двух часов; дополнительных приспособлений при этом не понадобилось.
Осаживаем «плюсик»
Устранение вмятины на стойке крыши автомобиля Mercedes выполнялось холодными и горячими клеевыми массами. Их функция — работать на подъем металла. Для осаживания металла понадобились керн и молоток. На языке ремонтников это называется «осаживать плюсик».
Работа над устранением вмятины началась с постановки света: ремонтируемый участок должен быть правильно освещен. Цвет фильтра (белый, желтый или салатовый) выбирает мастер — кто на чем учился и к чему привык. Специалисты AV-Masters проводят обучение и работают на фильтрах AV-Tool с дефектовочной полоской. Она позволяет определить степень искривления металла. Например, если мастер видит сужение контрольной полоски, это означает, что есть какой-то «плюс», то есть выпуклость. Расширение свидетельствует о наличии вмятины.
Работа всегда идет от меньшего к большему. Сперва исправляется плоскость с менее глубоким повреждением, чтобы избежать лишней подтяжки материала — так называемого хлопуна. Металл имеет свойство «гулять», и, чтобы этого не допустить, ремонтник его максимально фиксирует. В нашем случае ремонт шел с низа вмятины к верхнему ребру стойки.
Процесс работы по удалению вмятины
![Обойдемся без покраски! Обойдемся без покраски!](/upload/medialibrary/c8d/c8dbb4627199f0bdbe1dcbc2c850a278.jpg)
Осмотр повреждения и установка освещения
![Обойдемся без покраски! Обойдемся без покраски!](/upload/medialibrary/309/309ac0924a8ec0b408e5d01a89454194.jpg)
Нагрев металла для придания ему эластичности
![Обойдемся без покраски! Обойдемся без покраски!](/upload/medialibrary/d63/d630dde5ea1825b9d09709818dc6b927.jpg)
Фиксация клеевой клипсы (грибка)
![Обойдемся без покраски! Обойдемся без покраски!](/upload/medialibrary/0f4/0f41aaac64516be2a33f0b7fe33defe0.jpg)
Удаление вмятины с помощью обратного молотка
![Обойдемся без покраски! Обойдемся без покраски!](/upload/medialibrary/470/47065dae6d88a5daea316e2a670f3752.jpg)
Вытяжка вмятины с помощью минилифтера
![Обойдемся без покраски! Обойдемся без покраски!](/upload/medialibrary/d6c/d6c182fb7a62bd182f9dd97fb15bee96.jpg)
Устранение выпуклостей молотком для блендинга
![Обойдемся без покраски! Обойдемся без покраски!](/upload/medialibrary/f95/f956818071d5a45630832708e2f88551.jpg)
Работа с пробойником
![Обойдемся без покраски! Обойдемся без покраски!](/upload/medialibrary/82e/82e6c78c3b1965abd8f3b459579889bc.jpg)
Полировка детали перед финальным осмотром
Риски и гарантии
Без опыта работы с клеевыми системами браться за такую работу нельзя. Дело в том, что есть ограничения: сколы, трещины, царапины, а также ранее выполненный ремонт (исправление, окраска). Многое зависит от мастера, который готов взять на себя ответственность за выполнение данного вида работ.
Центр AV-Masters работает со всеми типами металла (FE и AL) и не работает с молдингами, пластиковыми и карбоновыми деталями. У разных производителей применяются разные материалы, отличающиеся по толщине и свойствам, и все это мастер должен учитывать. В случае с Mercedes-Benz W211 — металл хороший, крепкий и на стойке крыши он имеет запас толщины. Конечно, легче работать на жестких и упругих деталях, но многое зависит от степени и характера повреждения. Иногда на вид повреждение не критическое, но физические свойства металла нарушены настолько, что без окраски выполнить ремонт невозможно. И бывает пограничное состояние, когда мастер может справиться с задачей, но ему требуется дополнительное оборудование и больше времени.
У каждого ремонтника есть свои фавориты и аутсайдеры из числа автомобилей. Например, многим нравится работать с «европейцами», некоторым — с «корейцами» и «японцами». К сожалению, в автопроме прослеживается тенденция к падению качества материалов и применению острых форм дизайна, которые трудно править. Например, на капоте VW Tiguan (новый кузов) настолько острые ребра, что с ними проблематично работать даже высококвалифицированному мастеру.
Сложности бывают в том, что иногда даже с помощью электронного микроскопа нельзя выявить микротрещину. Но если она есть, то это проявится в ходе ремонта. При этом клиента обязательно предупредят о риске утраты целостности ЛКП. На практике, 95 % автовладельцев готовы рисковать, потому как особой альтернативы нет: либо total (замена), либо покраска. AV-Masters берет плату только в том случае, если достигнут результат. Если по тем или иным причинам его нет, клиент уезжает, не заплатив за ремонт.
На выполненную работу AV-Masters дает гарантию 6 месяцев, но за все время работы компании претензий по качеству не было. Нет и ограничений по мойке автомобиля, эксплуатации при перепадах температур. Мастер фиксирует металл, и по сути это и есть гарантия качества. При оформлении автомобиля составляется акт приема и передачи, по тарифной сетке фиксируется цена, которая не увеличивается в процессе ремонта. Стоимость работ по устранению вмятины на стойке крыши Mercedes-Benz W211 составила 5000 руб. Бывает так, что при осмотре автомобиля по периметру (в отсутствии клиента) обнаруживаются другие повреждения. В этом случае сотрудники центра делают фотографии и отправляют их на согласование. И, если клиент готов оплатить дополнительные работы, ему идут навстречу и выполняют ремонт. С нашим центром сотрудничают автомобильные заводы, страховые компании, дилерские центры, специализированные сервисы, автомобильные рынки, частные перекупщики, детейлинг-студии и автомобильные мойки.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.