Устранение дефектов ветрового стекла автомобилей
21 октября 2014, Александр Шубин
Ремонт сколов и трещин ветрового стекла автомобиля под силу практически всем. Это классическая услуга для универсальных мастерских, не привязанная ни к какой конкретной марке автомобилей, не требующая специальных запчастей или комплектующих. Для ее выполнения нужны минимально возможная площадь и необходимый набор принадлежностей и расходных материалов.
Каждому из нас еще со школьной скамьи известен основной закон рынка: спрос рождает предложение. Только не каждому на простых конкретных примерах показали, что это значит.
Никто не станет отрицать, что на наших дорогах полно мелких камней, болтов и другого твердого сора, от которого страдают стекла абсолютно всех автомобилей, как дорогих, так и не очень. Количество повреждений стекол с годами только растет. Причем, как говорит статистика, в подавляющем большинстве случаев дефекты стекол можно отнести к мелким, которые при правильном ремонте не потребуют замены стекла. Тем более что техническая возможность такого ремонта существует, развиваясь и совершенствуясь. Она известна в нашей стране уже лет двадцать.
Итак, есть спрос и нет никаких причин, говорящих о том, что он вдруг исчезнет. У нас всегда находятся люди, готовые платить за хорошо и к месту оказанную услугу.
Рынок ответил достойно, для удовлетворения этого спроса на местах созданы все условия: есть, кому обеспечить, чем сделать ремонт, есть, кому научить, как его сделать.
Инструмент и расходные материалы для ремонта стекла предлагают многие. Теперь появились удобные наборы «все включено», с помощью которых можно устранить практически любые поддающиеся ремонту дефекты стекла.
Например, компания Axis-Avto предлагает наборы двух американских фирм: DeltaKits и Glass Mechanix. С помощью предлагаемой ими продукции можно выполнять ремонт отличного качества.
Компания Axis-Avto не просто занимается распространением инструмента, а готова поделиться знанием, опытом и привить необходимые навыки для работы с ним.
То есть теперь любой сервис наряду, например, с мойкой, химчисткой, шиномонтажом, ремонтом и обслуживанием узлов и агрегатов автомобиля может предложить своим клиентам еще одну услугу – ремонт стекол.
Простейший экономический расчет показывает: это дело стоящее. Достаточно сравнить стоимость комплекта инструмента, стоимость расходных материалов, рассчитанную на один среднестатистический ремонт, и цену среднего ремонта в своем регионе, и оценить количество потенциальных клиентов, которые могут воспользоваться предлагаемой услугой.
Итак, имея в распоряжении место, где будет работать мастер, и необходимый инструмент (набор типа «все в одном» или комплект инструмента и расходных материалов, приобретенные по отдельности), остается только освоить технологию выполнения ремонта.
Процесс ремонта сколов и трещин представляет собой последовательность вполне понятных действий:
■ Подготовить место ремонта (удалить загрязнения и влагу из места дефекта).
■ Заполнить место дефекта полимером.
■ Накрыть термопленкой.
■ Выполнить отверждение полимера (полимеризовать).
■ Выполнить финишные операции: удалить излишки полимера и отполировать место ремонта.
Есть масса учебных видеокурсов, посмотрев которые, можно получить представление о способах выполнения каждого из этих этапов и ходе выполнение процесса в целом. Однако основывать свою работу только на этих материалах нужно с осторожностью: они дают лишь общую картину, упуская из виду массу важных мелочей и тонкостей. Без знаний этих деталей вообще может ничего не получиться, пока не будет накоплен собственный опыт работы.
Быстро разобраться во всех тонкостях процесса можно, пройдя стажировку или обучение у опытного мастера (такую услугу предлагает компания Axis-Avto и ее партнеры). Специально для читателей нашего журнала инструктор компании Богдан Зубенко провел мастер-класс, показав на учебном стекле все этапы ремонта скола.
Подготовка места ремонта. Удаление загрязнений и влаги
Стоит обратить особое внимание на то, что автомобиль с дефектом стекла до ремонта не нужно мыть, нежелательно также поливать стекло водой или омывающей жидкостью.
Идеальный для мастера случай, если владелец, обнаружив дефект (попадание камня чаще всего обращает на себя внимание), при первой же возможности остановится, чтобы заклеить поврежденное место прозрачным скотчем. Тогда мастер, удалив остатки скотча лезвием, протрет место дефекта салфеткой, слегка смоченной любым средством для мойки стекла. Важно, чтобы салфетка была только слегка влажной и излишек жидкости не попал в область повреждения.
Если дефект, например скол, не имеет труднодоступных мест (такой дефект называют открытым), то обработки салфеткой вполне достаточно.
Если же повреждение имеет вид трещины и в ней все-таки есть влага (определить это можно визуально, слегка надавив пальцем на трещину, можно увидеть «гуляющую» там каплю), то влагу необходимо удалить. Для этого в наборе есть жидкость-испаритель. После нанесения в трещину она смешивается с влагой и при нагревании помогает ей быстрее испариться.
Самый сложный для мастера случай, если в трещину попал реагент, которым зимой поливают улицы в наших крупных городах. Процесс «выпаривания» в этом случае приходится повторять неоднократно, что значительно затягивает ремонт. Реагент не всегда удается полностью удалить, и место ремонта может остаться чуть-чуть заметным. Об этом стоит предупредить заказчика заранее.
Сверление
Следующим важным этапом подготовки места ремонта будет сверление. Оно требуется в двух случаях. Во-первых, чтобы предотвратить дальнейшее распространение трещин по стеклу, нужно надежно зафиксировать конец трещины. Для этого следует просверлить верхний слой триплекса в концах длинных трещин-лучиков, то есть сделать так, чтобы трещина оканчивалась в этом отверстии. Во-вторых, сверление в конце длинной трещины поможет заполнить трещину полимером с двух сторон, если он по какой-то причине откажется идти с места удара камнем, где обычно устанавливают инжектор.
Здесь важными являются два момента: место и диаметр сверления.
Очень важно начать сверлить не в том месте, где заканчивается трещина, а отступить один-полтора миллиметра строго по ходу трещины. Это нужно сделать, потому что во время сверления трещина под воздействием вибрации и усилия сверла может распространиться чуть дальше. Тогда придется делать еще одно сверление.
Надежно зафиксировать конец трещины можно, только если просверлить верхний слой триплекса на 1–1,5 мм дальше по ходу трещины, а потом, слегка надавив на трещину пальцем, «довести» ее до просверленного отверстия.
Вторая тонкость состоит в выборе диаметра сверления. В комплект инструментов всегда входят два вида боров: тонкие и толстые. Толстыми борами мастеру работать легче: вероятность того, что трещина при «доводке» пройдет мимо сверления, практически отсутствует. Но место ремонта может оказаться более заметным. При работе тонкими борами нужно точно выбрать место сверления. Диаметр бора мастер выбирает сам, исходя из собственного опыта и возможностей.
Сколы в подавляющем большинстве случаев сверлить не надо. Сверление может потребоваться, только если в результате попадания камня получилась мелкая закрытая воронка, которую трудно заполнить полимером. В этом случае сверление первого слоя триплекса в кратере воронки создаст хорошую начальную точку для заполнения всего дефекта.
Заполнение дефекта полимером
Когда подготовительные операции сделаны, приступают к основной задаче ремонта – заполнению дефекта полимером, которое проводят под давлением с помощью инжектора. Перед началом заполнения нужно надежно зафиксировать инжектор над дефектом и плотно прижать его к стеклу, чтобы торцевое уплотнение инжектора герметично перекрыло щель между стеклом и инжектором. Задачу «удержать и прижать» решает мост – приспособление, которое нужно закрепить на стекле с помощью присоски. Затем имеющимися на нем винтами прижать инжектор к стеклу. В состав комплекта инструментов для ремонта стекла могут входить инжекторы с узким и широким уплотнением. Широкий используют при ремонте крупных дефектов. Полимер начинает заполнять дефект под действием плунжера инжектора. Необходимое давление создает пружина. Мастер должен контролировать процесс заполнения дефекта. Это можно делать как снаружи, так и с внутренней стороны стекла через закрепленное на присоске зеркальце. Если мастер обнаружил, что в дефекте остались пузырьки воздуха, которые не позволяют полимеру полностью заполнить повреждение, то можно оттянуть на некоторое время плунжер инжектора, чтобы тот создал разрежение в зоне дефекта. Воздух выйдет, и мастер сможет опустить пружину плунжера, чтобы продолжить заполнение дефекта.
Если полимер проникает медленно, ему можно помочь, подогрев стекло изнутри с помощью обычной зажигалки. При этом одновременно решаются две задачи: от нагрева расширяется трещина и полимер становится более жидким. Греть стекло нужно осторожно, контролируя его температуру пальцем: стекло – это очень капризный к переменам температуры материал.
Длинные трещины лучше не греть вообще, а для улучшения заполнения их полимером можно использовать расширитель трещин. Его крепят с обратной стороны стекла с помощью присосок и винтом осторожно прикладывают усилие там, где нужно раскрыть (расширить) трещину. Постепенно мастер научится «чувствовать стекло» и сможет раскрывать трещины, слегка надавливая рукой на стекло изнутри машины.
В ассортименте, предлагаемом компанией Axis-Avto, есть полимеры различной степени вязкости для всех видов повреждений автостекол.
Следующий этап работ – запечатывание дефекта с помощью специальной термоленты. Тонкость здесь только одна: не допустить наличия пузырьков воздуха в дефекте. Для этого ленту прикладывают осторожно, начиная с одной стороны (лучше снизу), помогая иглой от медицинского шприца уйти воздуху из-под пленки.
Полимеризация
В работе используются ультрафиолетовые лампы, отличающиеся по габаритной длине и разной скорости обработки полимера.
Финишные операции
После полимеризации излишки застывшего полимера удаляют лезвием. Здесь тоже есть секрет: для удаления излишков полимера в самом центре дефекта лезвие стараются держать перпендикулярно к поверхности стекла, не срезая, а счищая лишний полимер.
После выполнения этой операции остается только заполировать место ремонта с помощью полировальной пасты и салфетки и отдать машину заказчику.
Таков ход выполнения самого простого вида ремонта стекла. В более сложных случаях есть свои тонкости, поэтому ничто не заменит опыт, но получить его можно не на собственных ошибках, рискуя стеклом машины заказчика, а воспользовавшись знаниями натренированного специалиста. Тогда процесс освоения пройдет быстрее, и качество ремонта с первого дня будет высоким.
Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.