18 апреля 2024,
09:04
Москва

Кузовной ремонт - покраска автомобиля

7 августа 2018, Виктория СМИРНОВА

Продолжая разговор о специфике отечественного рынка ЛКМ, мы обратились за комментариями к Роману Туркову, постоянному эксперту журнала, руководителю по продуктам компании «Аксалта Коатинг Системс Рус».

Кузовной ремонт
Роман Турков

– Роман, какие существуют пути развития отечественного рынка ЛКМ?

– Рынок авторемонтных ЛКМ неразрывно следует за авторемонтной индустрией, проходя вместе с ней через очень непростой период. Идет процесс значительного изменения и перестройки всего бизнеса, кузовной ремонт легкового и грузового автотранспорта уже вряд ли будет таким, каким он был до 2014 года. Снижается рентабельность, растут требования клиентов, страховые компании уже не могут обеспечить прежний уровень загрузки ремонтных мощностей. Все это неизбежно приведет к тому, что количество авторемонтных предприятий будет уменьшаться. Оставшиеся предприятия будут сегментироваться и разделяться на тех, кто обслуживает премиальный контингент, и тех, кто работает на дешевом рынке. И для тех, и для других выбор подходящей лакокрасочной системы будет очень важен, от этого выбора напрямую зависит производственный ритм и в конечном итоге все экономические результаты деятельности ремонтного предприятия.

Экономическая и финансовая модель производства в кузовном ремонте требует четкого соответствия потенциала ЛКМ необходимому и запланированному производственному ритму, любые несоответствия функционала лакокрасочных материалов выбранному ритму будут приводить к общему удорожанию продукции из-за роста ее себестоимости. Таким образом, авторемонтные ЛКМ будут становиться все более специализированными и все более узко предназначенными для того или иного сегмента производственных предприятий.

– Одной из тенденций прошлых лет было удешевление продукции и выпуск отдельных бюджетных линеек. Насколько это актуально для текущей ситуации, и как удешевление коррелируется с качеством?

– Как удешевление ЛКМ, так и выпуск отдельных бюджетных линеек – во многом есть первая и самая простая реакция производителей этой продукции на изменившиеся требования потребителя. Есть спрос – неизбежно появляется и предложение. Но, к сожалению, вопрос далеко не так прост, как кажется.

Как известно, экономическая ситуация большинства автосервисов становится все более сложной, и обеспечивать прежний уровень рентабельности привычными способами уже не получается. Не слишком хорошо разбирающиеся в производственных и корпоративных финансах руководители принимают очевидное и правильное с их точки зрения решение – снизить цену закупки материалов. Так как истинный механизм формирования себестоимости продукции им непонятен или вообще неизвестен, также как и неизвестна реальная себестоимость, они наивно полагают, что расходы предприятия снизятся, если взять и просто уменьшить цифры в получаемых от поставщиков счетах за материалы и ЛКМ.

Покраска авто

Рассказывать такому руководителю о том, что выплаты по счетам к расходам не относятся, как правило, бесполезно, многим из них элементарно не хватает уровня профессиональной подготовки в области корпоративных финансов и управления. Продолжая наш теоретический пример, хотелось бы отметить, что определение расходов для целей финансового учета четко разъясняется в Правилах бухгалтерского и финансового учета.

Что же такое есть расходы? Расходы – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала. Чаще всего расходы возникают в связи с выбытием активов – материалов, основных средств, денег или другого имущества. Но сам по себе факт того, что компания потратила на что-то деньги, еще не означает, что произошло событие, приводящее к уменьшению капитала.

Предположим, авторемонтное предприятие купило 20 литров лакокрасочных материалов для ремонта автомобилей за 20 000 руб. Эта сумма перечислена с расчетного счета предприя­тия на расчетный счет поставщика. Можно ли говорить о том, что у компании выбыли активы стоимостью 20 000 рублей?

Инструменты для покраски автомобиля

Конечно нет, здесь произошло другое событие. Один актив (денежные средства) был преобразован в другой актив (лакокрасочные материалы). Компания при этом ничего не потеряла, финансовый результат от ее деятельности не изменился.

Когда же затраты на ЛКМ повлияют на капитал компании? Тут есть несколько вариантов. Представьте, что предприятие отремонтировало и окрасило несколько автомобилей и выдала их своим клиентам. В этом случае краска и остальные расходные материалы в составе отремонтированных автомобилей покидают компанию-продавца (автосервис) и переходят в собственность покупателя (владельца или пользователя автомобиля). Здесь уже можно сказать, что у компании выбыли активы. Причем это событие по итогам отчетного года может повлиять на размер капитала компании в любую сторону – либо уменьшит нераспределенную прибыль, либо увеличит непокрытый убыток.

Теперь допустим, что какое-то количество ЛКМ было испорчено во время хранения на складе, или было истрачено впустую на переделки, рекламации и ненужную колеровку. При этом, как часто бывает, компенсировать потери за счет виновных лиц не удалось. В этой ситуации тоже имеет место выбытие активов. Причем такое, которое по итогам отчетного года отразится на финансовом результате, а значит, и на капитале компании. Сюда же относится столь часто и повсеместно происходящий чрезмерный расход ЛКМ и остальных материалов на единицу продукции.

Начинает работать деструктивная логика обесценивания дешевого ресурса, опять же, так хорошо видимая на некоторых предприятиях: раз краска дешевая, беречь ее необязательно, и она льется рекой. Раз лак недорогой, зачем его экономить, нальем побольше, чтобы «наверняка хватило»! Долго сохнет базовое покрытие – наплевать, работы все равно нет, сейчас пообедаем, перекурим, и вообще будем красить так долго, как нам необходимо. Не попали в цвет, не беда – перекрасим еще разок…

спектрофотометр цветоподбор

А какая итоговая себестоимость продукции получится в результате такой работы – да кто ее считает… Необходимо прежде всего понять, что для того, чтобы снизить истинную себестоимость продукции и по-настоящему сократить производственные затраты, необходимо не просто и бездумно снижать суммы в счетах на оплату, но четко следить за долей ЛКМ и расходных материалов в общей себестоимости единицы товарной продукции за достаточно длительный период (не менее квартала, а лучше полугодия).

Только отследив в течение достаточно долгого времени истинную себестоимость товарной продукции, можно с уверенностью утверждать, что материалы того или иного ценового сегмента и технологического уровня наилучшим образом показывают себя в данном конкретном производстве.

Зависимость себестоимости единицы товарной продукции от типа, технологического потенциа­ла и цены лакокрасочных материалов носит сложный, нелинейный характер, правильно оценить ее можно лишь, обладая развитой и хорошо настроенной системой управления производством и финансами компании.

Простые утверждения, такие как, например, «дешевая краска – низкая себестоимость» крайне далеки от истины, простое следование таким «правилам» может преподнести руководителю очень неприятный сюрприз.

– Действительно ли ускорение процесса сушки на каждом из этапов окраски является одним из важных направлений работы производителей ЛКМ?

– Несомненно, это так. Сокращение времени производственного цикла – важнейшая задача, которую обязано решать руководство авторемонтного предприятия, причем непрерывно и в режиме реального времени. Именно от протяженности производственного цикла в конечном итоге зависит прибыль – то единственное, для чего основывается и работает коммерческое предприятие.

Иными словами – главная задача для владельцев любого бизнеса – обеспечить возврат на инвестиции. Вспомним о том, что можно сделать для того, чтобы улучшить этот показатель, даже теоретических возможностей не так много:

  • Увеличить продажи
  • Поднять цены
  • Сократить затраты
  • Сократить оборотные средства
  • Сократить основные средства

Реальных возможностей у руководителя кузовного производства и того меньше. Как правило, сократить основные средства бывает крайне затруднительно, практически это может означать необходимость переезда на более дешевую произ­водственную площадку, продажу излишков оборудования, сдачу незадействованных площадей в субаренду, перепрофилирование неиспользуемой территории и т.д.

Увеличить продажи и поднять цены конечно можно, но сделать это очень непросто, особенно на переполненном, плоском, стагнирующем рынке. Таким образом, из всех перечисленных возможностей реально остается две – сокращение затрат и уменьшение объема оборотных средств.

Последовательная зависимость тут следующая: сначала снижение оборотных средств, потом, как результат, снижение себестоимости товарной продукции.

Не требует длительных разъяснений утверждение, что чем на большее количество единиц товарной продукции делится суммарный объем оборотных средств, тем меньше будет удельная себестоимость каждой единицы, а достичь этого возможно только тогда, когда это позволяет технологический потенциал используемых ЛКМ.

Хорошо известно, что протяженность технологического цикла окраски состоит из времени нанесения материалов и времени их сушки. Сокращая время сушки, производители ЛКМ пытаются заложить фундамент для максимального удешевления товарной продукции на предприятиях-партнерах и таким образом сделать их более конкурентоспособными в современных, очень непростых рыночных условиях.

– Какие новинки реализует Ваша компания в этом году как в области ЛКМ, так и в области программного обеспечения и инструментов для колористов? В чем их основные преимущества?

– Современные технологии производства ЛКМ направлены на снижение энергопотребления на единицу товарной продукции и сокращение времени технологического цикла окраски. Основные преимущества таких материалов были подробно описаны выше.

Инструменты и технологии цветоподбора развиваются в том же направлении. Индустрия кузовного авторемонта требует все большей скорости, точности и простоты при идентификации цвета каждого конкретного автомобиля и поиске ближайшей формулы, а также ее доколеровки с учетом заводской вариабельности и изменчивости автомобильных цветов от времени и погодных воздействий.

Это особенно важно в том числе и потому, что операции по цветоподбору не относятся к производительным и в большинстве случаев клиен­том не оплачиваются, таким образом, любое сокращение потерь времени на цветоподбор сокращает и себестоимость продукции.

– Расскажите про тенденции, характерные для организации труда в современном МКЦ. Обучение, автоматизация процессов, аудит, комплексная техническая поддержка и т.п.

– Сегодняшние предприятия кузовного ремонта остро нуждаются в перестройке бизнеса, продиктованной реалиями сегодняшнего дня. Эта перестройка бизнеса может начаться и произойти только тогда, когда все перечисленные в вопросе аспекты получат реальное воплощение. Автоматизация процессов незаменима, если, например, предстоит оптимизировать соотношение производительных сотрудников к непроизводительным, с сегодняшних 50/50 к оптимальным 90/10.

Это означает, что большинство административных функций и процессов должны происходить практически без участия человека. В общем, ничего нового в такой тенденции нет, процесс постепенной замены живых людей автоматизированными функциональными приложениями и процессами идет уже давно и повсеместно, достаточно вспомнить о банковском секторе, всевозможных торговых автоинформаторах, чат-ботах, CRM системах и автоматизированных системах сбора маркетинговой информации.

Всем участникам рынка автомобильного кузовного ремонта надлежит осознать, что автоматизация административных и управленческих процессов позволяет уменьшить затраты бизнеса и увеличить прибыльность, но подходам и инструментам автоматизации нужно учить. Тут и выясняется, что далеко не все организации, громко заявляющие о том, что у них работают профильные учебные центры, предлагают профессиональное обучение и консалтинг, реально готовы предложить хоть что-нибудь стоящее в области автоматизации процессов.

Зачастую дело не идет дальше простых рассуждений о том, как было бы здорово, если между страховой компанией и автосервисом существовал бы автоматизированный документооборот, как полезно было бы автоматизировать прием входящих звонков и электронных писем, анализировать входящий трафик, определять конверсию из трафика в приезды и из приездов в заказ-наряды, наладить систему обязательного предложения по дополнительным услугам по всем обратившимся клиентам и так далее. Как было бы прекрасно, если статусы всех производительных сотрудников были видны и отслеживались бы в реальном времени, как было бы прекрасно, если статус всех автомобилей в ремонте был виден как в моменте, так и в динамике. Как было бы полезно заранее оценивать прибыльность того или иного повреждения на данном автомобиле, и в какой момент времени прибыль от такого ремонта будет поглощена нарастающими затратами.

Нет никаких сомнений в том, что это и есть суть и основа сегодняшней технической поддержки пользователей авторемонтных лакокрасочных материалов. Нисколько не умаляя необходимость обучения рабочего персонала правильным и экономичным методам подготовки и окраски, цветоподбора и полировки, все же необходимо признать очевидный дефицит существующей практики обучения в области управления, автоматизации и производственных финансов.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи