Консолидация поставщиков и дистрибьюторов
20 августа 2013, Татьяна Акимова
Развитие рынка автозапчастей, который в своем росте следует за рынком автомобильных продаж, ставит вопросы, связанные с регулированием деятельности компаний-поставщиков и дистрибьюторов, а также с защитой их интересов. Такую работу взяла на себя Ассоциация Дистрибьюторов Автомобильных комплектующих (АДАК). Она работает с 2008 года и объединяет в своих рядах крупнейших дистрибьюторов и компании – производители автозапчастей. Консолидировав силы игроков этого рынка, АДАК уже добилась заметных результатов в сфере легализации импорта автокомпонентов, создала прецедент в деле о патентном шантаже, а также поспособствовала соблюдению требований по обязательной маркировке автокомпонентной продукции.
Директор АДАК, Алексей Пёвхёнен, позитивно оценивает развитие рынка импортных автозапчастей в России.
— Весь рынок автокомпонентов для иномарок (включая масла, шины, аккумуляторы) достиг в 2011 году, по нашим оценкам, объема в 11-12 млрд евро, — рассказывает Алексей. — Отмечу, что на протяжении всего периода развития автомобильного рынка России (то есть последние 20 лет) сегмент автозапчастей стабильно растет. Исключение — кризисные годы, когда рынок, реагируя на общую экономическую ситуацию в стране , входит в фазу спада.
Сегмент автозапчастей развивается в прямой зависимости от динамики продаж автомобилей и расширения сектора послепродажного обслуживания. Авторынок России находится в настоящее время в периоде роста после кризиса 2008 года, что вселяет оптимизм игрокам сегмента автокомплектующих и дает им стимул к дальнейшему развитию своего бизнеса на российской территории. Тенденция роста сохраниться и в последующие годы, — уверен Алексей.
— Сегмент импортных автозапчастей во многом зависит от изменений в таможенном законодательстве, — добавляет он. — Однако понижения или повышения пошлин на ввозимые в Россию автокомпоненты в последнее время не было, а потому рынок развивался стабильно, с некоторым опозданием следуя за ростом автомобильного рынка. И на сегодняшний день факторов, которые могли бы негативно воздействовать на сектор автозапчастей в России, мы не наблюдаем.
Сам же рынок импортных автозапчастей в России уже давно плотно занят крупнейшими производителями-импортерами, которые активно работают здесь, развивая сеть дистрибьюторов. И хотя на рынке уже тесно, сюда по-прежнему приходят новые компании с небольшим товарным ассортиментом, появляются также производители из стран, где отрасль автокомпонентов не является традиционной для экономики. В настоящее время в России представлены около 10-15 крупнейших дистрибьюторов автозапчастей, которые имеют филиалы по всей стране, работают с внушительным ежегодным оборотом продукции, включают в своем ассортименте большое количество брендов, имеют солидные складские мощности.
— Китайские производители автозапчастей в мире занимают сильные позиции по некоторым товарным группам, в частности, в сегменте тормозных дисков, — продолжает Алексей. — Большинство европейских лидеров по производству тормозных дисков закупают часть ассортимента, в том числе, и с китайских заводов. Отмечу, что среди китайских предприятий есть производства, которые выпускают высококачественные автокомпоненты. Однако если рассматривать этих производителей в целом, то уровень качества их товаров пока оставляет желать лучшего. И это в очередной раз подчеркивает актуальность вопроса правильного выбора поставщика из Китая, заставляет дистрибьюторов более тщательно и с большим вниманием выбрать партнеров из Поднебесной.
Если говорить о качестве взаимодействия поставщиков автозапчастей, то и здесь произошли изменения. Если на раннем этапе развития рынка поставщики занимали доминирующее положение и диктовали свои условия дистрибьюторам, то в настоящее время силы уравновесились, порой даже возникает перевес в сторону дистрибьюторов.
— Факторы конкуренции в среде крупных дистрибьюторских компаний остаются прежними, — считает Алексей. — Российские дистрибьюторы зачастую работают с одними и теми же производителями автозапчастей, а потому имеют похожий ассортимент продукции. В этих условиях конкурировать можно по таким критериями, как цена, глубина ассортимента, складское наличие, налаженная логистика и выполнение сроков доставки. В последние годы к этим факторам конкуренции, которые, по сути, можно объединить понятием клиентский сервис, прибавился еще и другой — наличие возможности для удаленной работы, то есть работы в формате клиентского портала.
АДАК объединяет в настоящее время 16 дистрибьюторских компаний, действительных членов Ассоциации. Помимо этого в работе организации участвуют еще 17 ассоциированных членов, из которых 12 — это производители автозапчастей, компании с мировыми именами, которые давно уже присутствуют на российском рынке, имеют налаженные связи с крупнейшими дистрибьюторами автозапчастей, остальные 5 – также крупные дистрибьюторы.
— Одна из главных задач, над которой работает организация,— обеление импорта автозапчастей — заявляет Алексей. — Еще десять лет назад преимущественная доля этой продукции поступала в Россию по нелегальным каналам. АДАК инициировала процесс легализации импорта, начала проводить информационную работу с целью донести до игроков рынка мысль о том, что нарушения таможенного законодательства не позволяет стабильно развивать бизнес и прогнозировать его рост. Над этими инициативами мы работаем и сейчас. Но уже сейчас, спустя четыре года, я могу с уверенностью заявить, что мы достигли заметных успехов. И не в последнюю очередь, потому что сами игроки рынка заинтересованы в том, чтобы работать «по-белому». Более этого, компании, которые работают в рамках таможенного законодательства, напрямую заинтересованы в том, чтобы и их конкуренты работали на равных условиях. Мы продолжаем взаимодействовать и с зарубежными поставщиками, обсуждаем специфичное для нашего рынка явление — серый импорт запчастей. Нам важно донести до игроков рынка суть этого явления и объяснить последствия, которые оно за собой влечет. Совместными усилиями мы выработали прозрачные схемы работы, определили единые правила и критерии для организации легальных поставок.
АДАК входит в некоммерческое партнерство «ОПОРА России». Ассоциация совместно с «ОПОРОЙ» наладили взаимодействие с Федеральной таможенной службой, куда передали аналитическую информацию, попросили таможенников обратить внимание на сферу импортных автозапчастей и навести там порядок.
—Члены АДАК получают как прямые, так и опосредованные преимущества, — объясняет Алексей. — Согласитесь, что невозможно было бы силами одной отдельной компании решить задачу по обелению импорта автозапчастей в России. Разрешить такую проблему можно только, объединив усилия многих игроков рынка, обратившись к помощи государственных органов. Другая проблема, которую мы также решали, затрагивает требования по маркировке автозапчастей, ввозимых на российский рынок. Согласно российскому законодательству, вся сертифицированная продукция должна быть маркирована знаком соответствия. Раньше это был знак РСТ, теперь — СТР. Немаркированные запчасти не допускаются к продаже, их нельзя даже хранить на складах и транспортировать. Нашей задачей было добиться того, чтобы все или почти все поставщики маркировали свою продукцию знаком соответствия и наносили на нее описание на русском языке. И мы ее решили. И я считаю, что таким результатом мы создали не прямые, а опосредованные преимущества для работы не только своим членам, но и другим участникам рынка. Есть и преимущества непосредственного членства в АДАК: возможность влияния на формирование отрасли, получение доступа к ежегодному рыночному исследованию, экономия средств от работы Тендерного комитета АДАК, получение информации о динамике развития рынка, а также об отраслевых показателях эффективности ведения бизнеса дистрибуции автозапчастей и ряд других преимуществ.
Уверен, что в ближайшие несколько лет процесс объединения рынка завершится. Импорт полностью перейдет на белую схему, а рынок автозапчастей продолжит свой рост, если только не случатся очередные финансовые или экономические катаклизмы в стране и в мире.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.