21 декабря 2024,
15:12
Москва

Передел автособственности. Что происходит с российским автопромом?

19 мая 2022, Автор Иван Соколов

будущее автопрома

Глобальные метаморфозы и перестройка российского автомобильного рынка продолжаются. После ухода бренда Renault с российского рынка и передачи его активов в госсобственность, на повестке дня не мог не возникнуть вопрос о сервисном обслуживании автомобилей французского бренда.

Обслуживание автопарка Renault

Вопрос, надо сказать, не праздный: концерн Renault в последние годы являлся одним из крупнейших игроков на российском рынке. По результатам прошлого года французская компания заняла четвертое место по продажам среди всех автопроизводителей в России, реализовав 131 552 автомобиля. И все они нуждаются в регламентном ТО и гарантии.

Авто на подъемнике

Решение, лежавшее на поверхности, на днях было озвучено официально: как сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на Минпромторг, заниматься сервисным обслуживанием автомобилей Renault будет концерн АвтоВАЗ. Поскольку значительную часть модельного ряда, который выпускался на мощностях АвтоВАЗа и московского завода Renault Россия (бывший «Автофрамос») составляют автомобили, разработанные как непосредственно альянсом Renault-Nissan (Sandero, Logan, Duster, Kaptur, Arcana, Almera), так и при его поддержке (Lada Largus, XRAY, Vesta), то официальные технические станции не должны столкнутся с техническими проблемами в ремонте.

Компонентный вопрос. Где брать запчасти и из чего делать Duster?

Однако доступность запчастей остается под вопросом: поставка запчастей крупнейших компаний на данный момент сильно затруднена из-за европейских санкций, которые были наложены на РФ в связи с крупнейшим за последние десятилетия международным конфликтом в Европе – российской военной операции в Украине. Каким образом российские автопроизводители продолжат выполнение гарантийных обязательств, учитывая, что большинство заводов на данный момент приостановили свои конвейеры из-за недостатка иностранных комплектующих? Этот фактор естественным образом отразился и на продажах автомобилей, которые упали за апрель аж на 78,5 %.

запчасти

Тем более странными и, мягко говоря, амбициозными кажутся заявления о перезапуске популярного кроссовера Renault Duster, который будет выпускаться под брендом LADA на заводе АВТОВАЗа в Тольятти – об этом написали в «Коммерсанте», ссылаясь на эфир телеканала «Россия 24». В нем директор департамента автопрома и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Денис Пак сообщил, что соответствующая договоренность о производстве достигнута с компанией Renault.

Duster II

Да, степень локализации Renault в России за последние годы только росла (в 2019 году ее уровень составлял около 70 %), однако даже локализованные компоненты крайне проблематично производить в полном отрыве от зарубежных партнеров. Для полноценного современного российского производства так или иначе необходимо соблюдение ряда условий: требуется промышленное высокотехнологичное оборудование (зачастую зарубежного производства); постоянный доступ к модернизации технологий; зарубежный аудит; наличие расходных материалы и сырья; разработка и обновление ПО и т.д. Кроме того, многие важные компоненты для производства современных автомобилей в РФ просто не производятся, а их разработка и тестирование, например, в Китае – может занять месяцы, если не годы.

Выпуск упрощенных моделей. Возврат к карбюраторам?

Самое простое решение вышеописанных проблем – упрощение конструкции автомобилей. Так, недавно было уже официально легализовано упрощение сертификации автомобилей (постановление №855 от 12 мая 2022 года «Об утверждении применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия»). Это значит, что отныне российским автозаводам разрешено выпускать автомобили любого экологического класса, включая «Евро-0», который в Европе перестал действовать в 1992 году.

экологические стандарты на автосервисе

Благо, этот документ подразумевает возможность использования всех экологических стандартов, поэтому каждый автопроизводитель будет решать сам, насколько сильно он может откатиться назад в прогрессе – постановление допускает, но не обязывает следовать новым (или скорее старым) требованиям. Не думаю, что нас ждет возвращение к карбюраторной эпохе – массового производства карбюраторов сейчас банально не наладить (по крайней мере в кратчайшие сроки). Однако переход на моновпрыск вполне возможен, хотя, и здесь справедливо будет отметить, что при его применении на ВАЗовских моделях также использовались импортные компоненты.

Но это все больше про экологию, к которой у нас в стране давно относились снисходительно и не очень серьезно. И если не брать в расчет самые грязные города страны вроде Норильска и Череповца, то в этом вопросе «средняя температура по больнице» у нас, как ни странно, действительно не самая ужасная в мире. А вот снижение норм безопасности уже заставляет беспокоиться.

Снижение норм безопасности. Обойдемся без подушек и АБС

Самые неприятные (и опасные) послабления в техрегламенте касаются систем активной и пассивной безопасности. Казалось бы, мы только-только начали более серьезно относиться к человеческим жизням на автодорогах за счет ужесточения технических требований к транспорту, и вот опять – назад в прошое. А ведь те меры начинали приносить свои плоды: вероятность погибнуть или получить серьезные травмы в ДТП при участии российского автомобиля за последние годы сильно снизилась. За исключением откровенно конструктивно устаревших моделей (Лада 4х4, УАЗ «Головастик» и «Буханка») большинство ВАЗовских моделей по уровню безопасности стали приближаться к европейским стандартам.

Сейчас же производитель в праве выпускать автомобили без антиблокировочной системы тормозов (АБС), систем стабилизации и подушек безопасности. Кроме того, были отменены современные требования к краш-тестам: теперь обязателен только сильно устаревший лобовой удар в бетонный куб (без перекрытия). Это значит, что для прохождения «экзамена» автомобилю не требуются ни аирбэги, ни преднатяжители ремней, ни другие способы повышения активной и пассивной безопасности.

краш-тест авто

Следовательно, первые и наиболее массовые модели, которые в скором времени могут появиться на российском рынке – это «спецверсии» автомобилей Lada Niva и Granta с минимальным количеством импортных компонентов, выпуск которых еще в апреле анонсировал АвтоВАЗ.       

Не ВАЗом единым. Московский автозавод (МАЗ) вместо Renault Россия

Другим амбициозным заявлением от российских, а точнее московских, властей стало недавнее обещание мэра Собянина наладить выпуск «Москвича» на территории завода «Рено Россия» (бывший «Автофрамос»), который отошел правительству Москвы. Буквально на днях появилось дополнение к этой новости, которое касается дедлайнов по запуску производства. Так, автомобильный завод «Москвич» планирует начать производство автомобилей до конца 2022 года – об этом в эфире телеканала «Москва-24» заявил заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максим Ликсутов. Также СМИ стало известно, что предприятие переименуют в Московский автомобильный завод (МАЗ) «Москвич».

Будущая модельная гамма «Москвича»

Какие конкретно модели будут выпускаться на заводе – пока непонятно. Самое очевидное решение – выпуск автомобилей на разработанной альянсом Renault-Nissan платформе B0, на которой в России на заводах в Тольятти и Москве уже длительное время выпускалось значительное число моделей.

Этой догадке не противоречит заявление зам мэра, который сообщил, что правительство Москвы уже сформировало рабочую группу вместе с агрегаторами такси и каршеринга, которая разработает технические требования для автомобилей «Москвич» с такой специализацией. Как известно, самые распространенные автомобили и в каршеринге, и в такси – это либо модели корейского концерна Hyundai-Kia (Solaris, Rio), либо концерна VAG (Polo, Octavia, Rapid), либо вышеупомянутые автомобили альянса Renault-Nissan (Renault Logan, Duster, Sandero, Nissan Almera).

модель Москвича

В принципе, организовать производство соплатформенных автомобилей на платформе B0 (или продолжить выпуск немного перелицованных «Дастеров») в сжатые сроки на этом заводе – теоретически возможно. Однако вероятность такого хода событий зависит, во-первых, от бесперебойных поставок комплектующих, во-вторых – от грамотного руководства предприятия.

Однако сегодня появились уточнения, правда не совсем официальные. Завод «Москвич» вместо моделей Renault намерен наладить выпуск китайских автомобилей – так, по крайней мере, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники. По словам одного из собеседников, КАМАЗ ведет переговоры со своим нынешним партнером, автоконцерном JAC. В качестве предполагаемой модели, которую могут в первую очередь начать выпускать на заводе, может стать электрический кроссовер JAC iEVS4 (у модели также есть и стандартная бензиновая модификация S4).

Об будущем руководстве, к слову, стало на днях известно: директором московского автомобильного завода "Москвич" стал Дмитрий Пронин, – об этом говорилось в Telegram-канале столичного департамента транспорта. Известно, что Пронин занимал руководящие посты 10 лет в транспортном комплексе Москвы и имеет опыт работы в автомобильном отрасли – в основном это были должности в сфере авторитейла. Однако организация полноценного, массового и рентабельного автопроизводства – другая специализация. В общем, задача не из легких – получится ли запустить автозавод у нового руководства, покажет время.

Сомнительное электромобильное будущее

Как мы уже писали ранее, спрос на электромобили в России растет высокими темпами – речь идет, конечно, про серый импорт, основную часть которого составляют автомобили Tesla и Nissan. Значит ли это, что российские автопроизводства смогут предложить достойную конкуренцию? Если говорить про электромобили под брендом «КАМАЗ», о которых обмолвился Собянин в недавнем сообщении про судьбу завода «Москвич», то здесь ожидания еще более пессимистичные, чем про судьбу Московского автозавода.

КАМАЗ

Да, КАМАЗ уже давно ведет свои разработки в этой области, как и другие российские предприятия и научные институты. Вот только до серийного производства дело так ни разу и не дошло. Это направление – технологически сложное, дорогостоящее и требует высокой активности государственных институтов в ведении международной научной и торговой деятельности, а также развития транспортной инфраструктуры. Запуск же этой новой для России сложной отрасли в период введения самых жестких за все время существования нашей страны санкций – выглядит неоправданно амбициозными. Нам бы выпуск «обычных» автомобилей наладить… В любом случае, «КУЗОВ» продолжит внимательно наблюдать за изменениями на автомобильном фронте.

Источники: «Коммерсантъ», Минпромторг, АвтоВАЗ, сайт мэра Собянина, Москва-24, Департамент транспорта Москвы

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи